Журналистика как массово-информационная деятельность.
Инструментом журналистики является массовая информация, т.к. она общезначима и общедоступна. Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.
Схематично информационный процесс можно изобразить следующим образом: Ж → Т (И) → А. Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам.
В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих. 1. Из информационной насыщенности текста. 2. Из высокой информативности текста. Для того, чтобы их добиться, существуют определенные правила. Они формулируются в соответствии с тремя этапами информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией. В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической (что и как отображено), синтаксической (как организован текст), прагматической (как он осваивается). Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.
Полностью соответствовать реальному положению вещей нельзя. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2001 году на территории России было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты на производство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража.
Журналистика как информационная деятельность призвана объективно отражать открывающуюся человеческому разуму картину мира. Она сама по себе есть часть этой картины, и как таковая тоже представляет собой систему. Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма, разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и личностным развитием. При этом она не выступает субъектом управления, принимающим управляющие решения. Ее дело в организации публичного циркулирования информации между объектом и субъектом управления как в первом, так и во втором контуре управления, в эмпирической и в теоретической сфере познания. Организация оперативного качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться.
-
Профессиональные качества журналиста.
1) Мотивации: «для себя» и «для общества». Первая проявляется в стремлении реализовать свои творческие способности, найти способ самореализации. Мотивы служения обществу в этой трудной, а порой и опасной профессии для настоящего журналиста являются доминирующими. Отсюда – прямая связь между мотивами и объективной ролью журналистики в обществе и способами ее реализации.
2) Журналист должен быть осмотрительным в суждениях, открытым для поправок и дополнений, уметь выдвигать и обсуждать спорные вопросы и оценки, сохраняя при этом самокритичность и имея смелость отказаться от не выдержавших проверки идей. Он должен также владеть логикой, научным подходом.
3) Для журналиста необходимо развивать также черты образного мышления и видения явлений действительности.
4) Успех журналиста во многом зависит от особенностей эмоционально-психологического и волевого склада его личности. Характерной чертой журналиста является «любопытство», обращенность психики вовне, стремление расследовать события и факты. Желание докопаться до истины требует мужества.
5) Доброта, отзывчивость, чуткость, низкий «болевой порог», умение сочувствовать и встать на место своего собеседника, героя и антигероя, общительность, быстрота реакции, умение сосредоточиться, мобильность и вместе с тем – психологическая устойчивость в ходе «информационных столкновений» в полемике, дискуссиях, часто конфликтных и острых.
6) Необходима «обширность познаний» в самых разных областях, которая обычно называется энциклопедизмом. Высокая общая культура журналиста – это требование, предъявляемое специалисту профессией, а не просто свидетельство его интеллигентности.
7) Область профессионально-журналистского знания.
8) Cфера специальных знаний, связанных с той областью жизни, которой непосредственно занимается журналист как узкий специалист.
9) Ответственность – это проявление (осознание, принятие и мера выполнения) профессионального долга, способность соотносить свою позицию, деятельность и ее результаты с необходимостью. Журналист, ощущающий свою ответственность, находится в состоянии постоянного размышления и поиска характера деятельности, которые были бы реализацией его социального долга.
-
Публицистика как средство массового политического общения.
Публицистика выделяется в особый тип социального общения в качестве «инструмента», средства политической деятельности для воздействия на массовую аудиторию для её политической ориентации.
Она выполняет роль связного, переносчика сведений о современных происходящих явлениях и событиях от одних общественных групп к другим, от единиц к миллионам, роль социального информатора.
Публицистика предстает в современном обществе как способ политического воздействия на обыденное сознание и формирования массового сознания во имя политического массового действия.
Публицистика как одно из средств массового политического общения ориентирована на возможно более широкое соответствие интересам личности, на целостное индивидуальное и групповое воздействие. Таким образом, можно сказать, что публицистика адресована не к одному слою интересов личности, а к целостному человеку.
-
Этапы создания публицистического произведения.
1. возникновение замысла;
2. сбор фактов (то есть «наполнение» замысла и изменение его под воздействием действительности);
3. создание концепции будущего произведения (то есть его мыслительной модели);
4. создание текста публицистического произведения (то есть объективация концепции, воплощение её в литературном тексте);
5. публикация.
-
Эмоционально-экспресссивные функции документальности, новизны, оперативности в публицистике.
Документальность как публицистический метод заключается в том, чтобы передать сведения о действительности наиболее точно и жизненно, ликвидировать неточности в изображении объекта, свести до минимума субъективизм изображения. Это реализуется наполнением выводов, суждений жизненной подлинностью происходящего, документальной зафиксированностью черт личности и событий.
Документ. публицистич. материалов сводится к: наглядной убедительности деталей; суждениям очевидцев; возможность убедить читателя в достоверности фактов.
Докум. Обязательна для публицистики, но не всегда хорошо используется ее эмоциональное воздействие. Непосредственность, сиюминутность сведений способствуют достижению эффекта докумен.
Документальный образ- характерное для публиц. деятельности средство, но это сложный способов воспроизведения жизни из-за необходимости найти такие реальные стороны и детали, кот. своей конкретность выражали общую идею, кот. пропагандирует публицист.
Документальность часто связывают с оперативностью, нередко они неотделимы, оперативность становится условием документальности, когда опоздав, журналист сам не видел событие. Фактор оперативности многократно усиливает эмоцион. воздействие публиц. слова.
Близок оперативности фактор новизны. Но эмоциональное воздействие новизны более избирательно, для этого необходим «задел» в сознании на восприятие новости. Отсюда идет проблема отбора новостей, т.к новизна- как сенсационность иногда может не вызвать эмоций.
Проблема образности в публиц. – взаимодействующие между собой факторы отображения героя и действительности существуют только в субъективном восприятии автора, именно они приобретают образное значие.
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.