Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
ЮНЕСКО (UNESCO, сокр. от англ. United Nations Educational Scientific and Cultural Organisation - Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) - международная межправительственная организация; специализированное учреждение ООН.
Начало активной деятельности ЮНЕСКО по созданию новых принципов международного обмена информацией можно отнести к 1968 году, когда состоялся симпозиум по массовой коммуникации в Любляне (Югославия). Затем, в 1969 году, было проведено совещание экспертов ЮНЕСКО по теме «Массовые коммуникации и общество». На этих встречах наметился отход от оценок роли информации, господствовавших до этого в документах ЮНЕСКО.
Борьба ЮНЕСКО против информационной дискриминации: ЮНЕСКО в соответствии со своим Уставом призвана способствовать "сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации", добиваться "свободного распространения идей словесным и изобразительным путем", помогать "сохранению, увеличению и распространению знаний" и поощрять "развитие народного образования и распространение культуры".
С наступлением информационного века эти задачи не только сохранили свою актуальность, но и приобрели новую остроту. Конкретные пути их решения ЮНЕСКО адаптирует к новой технологической среде.
В концептуальном документе "Юнеско и информационное общество для всех", подготовленном в мае 1996 года к совместному заседанию Комиссии по программе на тему: "Проблемы в области образования, науки и культуры в связи с новыми коммуникационными и информационными технологиями", проводившемуся в ходе двадцать восьмой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО, стратегические позиции этой организации определены следующим образом:
"Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) уполномочена ее 185 государствами-членами, в частности, содействовать свободному распространению идей словесным и изобразительным путем и способствовать развитию международного сотрудничества в сфере коммуникации, информации и информатики в целях сокращения существующего разрыва между развитыми и развивающимися странами в этих сферах. В Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 1996-2001 годы предусматривается уделить особое внимание вопросам применения коммуникационных и информационных технологий в интересах развития, демократии и мира"
В 1970 году на 16-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята резолюция, в которой отмечалась роль средств массовой информации в укреплении мира и международного взаимопонимания. В 1972 году 17-я сессия приняла резолюцию о необходимости разработать документ, определяющий нормы и принципы использования средств массовой информации, и Декларацию ЮНЕСКО об использовании спутников радиосвязи для свободного распространения информации, расширения просвещения и развития культурного обмена.
К 1978 году в ЮНЕСКО был разработан проект Декларации о средствах массовой информации - первого крупного документа, отражающего новые тенденции в развитии международных информационных обменов.
Создатели проекта декларации опирались на положения Устава и других документов ЮНЕСКО. Так, в преамбуле ее Устава отмечается необходимость обеспечить «возможность свободного поиска объективной истины и свободный обмен идей и знаний». В ст. 1 Устава сказано, что ЮНЕСКО «способствует сближению и взаимному пониманию народов путем надлежащего использования аппарата коллективного осведомления, рекомендуя для этого заключение международных соглашений, которые она сочтет полезными для облегчения свободного распространения идей словесным и изобразительным путем».
Положения Декларации 1978 года учитывали также Декларацию принципов международного культурного сотрудничества, принятую ЮНЕСКО в 1966 году и Декларацию о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г.), в которых признается право каждого государства на сохранение его культурной самобытности, независимого развития культуры. Согласно Декларации 1966 года, культурное сотрудничество должно способствовать углублению взаимопонимания между народами, развитию отношений мира. Ответственность за выполнение декларации была возложена на правительства и другие организации, осуществляющие сотрудничество в области культуры. Особо была отмечена необходимость соблюдения принципов суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств.
В ст. 1 декларации отмечается, что «дело укрепления мира и международного взаимопонимания, развития прав человека и борьбы против расизма, апартеида и подстрекательства к войне нуждается в свободном, более широком и более сбалансированном распространении информации». Свобода мнения, выражения и информации признана в декларации составной частью прав человека и народов (ст.II).
Декларация обращена непосредственно к средствам массовой информации и их работникам и призывает их укреплять мир и международное взаимопонимание (ст. III), отражать в своей деятельности все точки зрения (ст. V). Статья VIII обращена к профессиональным работникам в области распространения информации с призывом выполнять принципы декларации.
В ст. VI отмечается необходимость устранения неравномерности в распространении информации и улучшения положения развивающихся стран в этой области. Статьи VII и IX указывают на роль принципов деятельности ООН и ЮНЕСКО для укрепления мира и взаимопонимания путем широкого распространения информации в мире.
Статьи X и XI обращены к государствам. В них сказано о роли государств в обеспечении прав человека на свободу информации и широкого и сбалансированного международного обмена информацией.
Значение декларации заключается, прежде всего, в попытке сформулировать принципы деятельности средств массовой информации на международном уровне. Она подчеркивает значение сбалансированного международного потока информации. Положения декларации свидетельствуют о том, что международная информация - это часть международных отношений и ее проблемы могут быть решены только путем международного соглашения.
Знаменательной явилась также 21-я сессия Генеральной конференции, выработавшая основные принципы НМИП, изложенные в резолюции 21 С/4/19 от 27 октября 1980 года. Этими принципами являются:
- ликвидация внутренних и внешних барьеров, препятствующих свободному обмену и более широкому и строгому сбалансированному распространению информации и точек зрения;
- плюрализм источников информации;
- свобода печати и информации;
- свобода журналистов и всех специалистов в области коммуникации - свобода, неотделимая от их ответственности;
- способность развивающихся государств улучшать свое положение, в частности путем технического оснащения своей страны, формирования своих кадров, улучшения своих инфраструктур и обеспечения себя средствами информации и коммуникации, отвечающими их нуждам и устремлениям;
- уважение культурной самобытности и права каждого народа информировать мировую общественность о своих интересах, устремлениях, социальных и культурных ценностях;
- уважение права всех народов участвовать в международном обмене информацией на основе равенства, справедливости и взаимной заинтересованности;
- уважение права общественности, этнических и социальных групп и отдельных личностей иметь доступ к источникам информации и активно участвовать в процессе коммуникации.
«Новый мировой порядок в области информации и коммуникации, - указывалось в резолюции, - должен базироваться на основополагающих принципах международного права, закрепленных в Уставе Организации Объединенных Наций».
На своей 21-й сессии Генеральная конференция приняла также резолюцию 21 С/4/20 от 27 октября 1980 г., призывающую государства снизить тарифы электросвязи при обмене информационными сообщениями. Следует отметить, что СССР, выполняя решения ЮНЕСКО, ввел специальные льготы в области тарифов для развивающихся стран.
21-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО явилась определяющей в деятельности ЮНЕСКО в области информации и коммуникации, определила основные направления ее дальнейшей работы.
При изучении документов, регулирующих деятельность СМИ, следует также отметить резолюцию 23С/13. 1 от 8 ноября 1985 г. 23-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. В ней отмечена роль средств массовой информации в «содействии лучшему пониманию причин и последствий нарушения принципов, воплощенных в Уставе ООН, применения или угрозы применения силы, иностранной интервенции и вмешательства во внутренние дела государств и вооруженной агрессии». Резолюция подчеркивает значение обмена информацией и доступа к информации, в том числе к информации ООН, касающейся вооружений и их ограничений. В этой резолюции ЮНЕСКО подтвердила роль средств массовой информации в обеспечении выполнения норм и принципов международного права, в решении международных проблем.
ЮНЕСКО провела большую работу по созданию теоретических и практических предпосылок НМИП, способствовала дальнейшей разработке концепции НМИП. Еще одним наиболее важным документом, регулирующим деятельность средств массовой информации в соответствии с нормами и принципами международного права и Устава ООН явилось принятие Софийской декларации «Укрепление независимых и плюралистических средств информации (особенно в странах Центральной и Восточной Европы) «. Декларация принята 13 сентября 1997 года Департаментом общественной информации Организации Объединенных Наций (ДОИООН) и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Роль, которую ЮНЕСКО стала играть в процессе международного регулирования деятельности средств массовой информации со временем перестала отвечать требованиям, предъявляемым к ней некоторыми странами. Поэтому были предприняты практические шаги по сворачиванию своей деятельности в ЮНЕСКО, которые закончились выходом США (1985 г.) и Великобритании (1986 г.) из этой организации.
Пытаясь обойти решения ЮНЕСКО по вопросам информации и коммуникации, представители некоторых стран ссылаются на их юридическую необязательность, на тот факт, что подавляющее большинство из них имеет характер рекомендаций.
Действительно, резолюции специализированных учреждений ООН не носят обязательного характера, однако они могут сыграть большую роль в становлении норм права, определении понятий, конкретизации политики организации. Поэтому можно говорить о том, что совокупность резолюций Генеральной конференции по вопросам информации символизирует становление нового института права. Г.И. Тункин отмечал, что «многие резолюции-рекомендации представляют собой особый вид социальных норм. Не являясь юридически обязательными, они во многих случаях играют существенную регулирующую роль, которая часто не уступает значению норм международного права». Исследователь из ФРГ К.-Х. Меллих, характеризуя международно-правовые нормы в области информации и коммуникации, считает, что «невозможно провести четкое разграничение между обязательными соглашениями и конвенциями, с одной стороны и необязательными декларациями и резолюциями - с другой». Трудно согласиться с уравниванием юридической силы конвенций и деклараций, однако в области массовой информации резолюции и декларации занимают особое место. Их большое политическое значение позволяет им играть определяющую роль в развитии принципов международного обмена информацией. Борьба, развернувшаяся вокруг принятия Декларации ЮНЕСКО о средствах массовой информации 1978 года и других ее резолюций, наглядно подтверждает этот вывод.
-
Права и обязанности журналиста-международника. Международные документы, регулирующие его работу в стране пребывания.
Что такое журналист-международник? Различают 3 вида международной журналистики:
-
Работа корреспондента за рубежом (пишет для своей страны).
-
Журналист исследует межгосударственные отношения
Комментирует, анализирует, освещает в СМИ проблемы и события межгосударственных отношений
-
Журналист занимается внешнеполитической пропагандой
Внешнеполитическая пропаганда – инструмент разъяснения внешней политики и жизни того или иного государства для зарубежных читателей и зрителей.
Во всех трех направлениях субъектом международной журналистики является государство.
Основные Обязанности журналиста-международника:
-
Высокий уровень общепрофессиональной подготовки
-
Знание и соблюдение законов и обычаев страны пребывания
-
Хорошее знание международных отношений
-
Хорошее знание внутриполитической обстановки в стране пребывания
- Функции звена управления в редакции газеты. Распределение обязанностей между редактором, секретариатом, редколлегией.
- Классовая риторическая система и практика журналистики.
- Определение понятия «риторика». Риторика в системе тривиума.
- Теория стереотипов у. Липпмана.
- Методы сбора информации в журналистике.
- Способы получения информации
- Юнеско и проблемы международного информационного обмена.
- Основные документы, касающиеся прав и обязанностей журналиста:
- Декларация прав журналиста:
- Развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка
- Ответственность.
- Свобода печати
- Интервью как жанр в современной журналистике. Причины его популярности.
- Современные тенденции развития радиовещания.
- Новейшая журналистика Российской Федерации: основные тенденции развития(1991-2011гг.)
- Стереотипы: понятие, факторы формирования, степень устойчивости.
- Роль национальных агентств в современном информационном процессе.
- Понятие композиции. Работа редактора над отдельными структурными элементами произведения.
- Телевидение в системе сми и системе искусства.
- Жанры журналистики. Особенности их использования в различных видах сми в освещении международных проблем и событий.
- Основные издательские группы и сми сша.
- Основные издательские группы и сми Англии.
- Крупные издательские группы Англии:
- Основные издательские группы и сми Германии.
- Основные издательские группы и сми Франции.
- Основные издательские группы и сми Италии.
- Транснациональные корпорации и доктрина «свободного потока информации».
- Принцип «золотого сечения» в подготовке и оценке текстов. Пропорции частей текста.
- Роль журналиста в формировании общественного мнения по проблемам межэтнических и региональных конфликтов. Проблемы объективности и ответственности.
- Исторические предпосылки возникновения теории массовой коммуникации.
- Новое как социальная информация и коммуникативное действие.
- Социальные и технические предпосылки возникновения телевидения.
- Функции телевидения.
- Парные функции телевидения.
- Организационная структура телевидения по способу финансирования.
- 46. Правовое регулирование рекламной деятельности.
- 48. Правовое регулирование Интернет-сми.
- 49. Основные положения и понятия Закона рф о сми.
- 50. Авторское право и защита интеллектуальной собственности.
- 57. Основные направления современного развития литературного редактирования.
- 58. О пределах вмешательства в рукопись. Требования редакторской этики.
- 59. Характеристика издательского процесса и его этапов. Подготовительный этап.
- Редакционный этап издательского процесса. Общая схема редакторского анализа рукописи.
- Роль точки съемки, ракурса, крупности плана при фотосъемке.
- Информационно-публицистические жанры фотожурналистики, их изобразительно-выразительные средства.
- Декоративно-прикладные и художественные жанры фотографии и фотожурналистики, их выразительные средства.
- Тенденции отечественного рынка рекламы: отличия между atl-и btl-рекламой.
- Роль фирменного стиля и есд (единого стратегического дизайна) в рекламной кампании и принципы построения сильных брэндов.
- Коммуникации на растущих и зрелых рынках: рекламное обеспечение жцт.
- 3. Этап зрелости, “дойная корова”:
- 4.Фаза упадка - “собака”:
- Возникновение, становление и развитие русской журналистики XVIII в. Журналы н.И. Новикова, а.П. Сумарокова, Екатерины II и др.
- Особенности развития российской журналистики в 30 — 40-е гг. XIX в.
- Вольная русская пресса XIX в. За рубежом. «Полярная звезда», «Колокол» а. И. Герцена.
- Ведущие русские консервативные и либеральные издания последней трети XIX в. («Вестник Европы», «Русские ведомости», Русский вестник», «Московские ведомости» и их программы).
- Редакционно-издательская деятельность а. С. Суворина. Общероссийская газета «Русское слово» и. Д. Сытина.
- Возникновение и развитие многопартийной отечественной журналистики в конце 19 – начале 20 вв.
- Система советских сми в конце 1920 —1930-х гг.
- Формирование послевоенной журналистики ссср как единого пропагандистского комплекса. Особенности организации и функционирования.
- Отечественная журналистика в годы демократизации и гласности.
- Основные этапы становления современной японской журналистики. Особенности японских сми на стыке хх и ххi веков.
- 1950 Г. – эпоха телевидения.
- Период арабского возрождения и его влияние на формирование и развитие журналистики арабского мира.
- Особенности журналистики Арабского Востока периода колониальной зависимости от европейских держав.
- Сми Арабского Востока периода обострения арабо-израильского конфликта и роста противоречий между арабскими государствами.
- Роль и место сми арабских стран в системе мировых масс-медиа в конце XX – начале XXI вв.
- Предпосылки:
- Защита чести, достоинства и деловой репутации.
- Журналистика как система средств массовой информации.
- Журналистика как массово-информационная деятельность.
- Принцип историзма в критическом анализе.
- Принцип единства формы и содержания в критическом анализе.
- Взаимосвязь объективного и субъективного в литературно-художественной критике.
- Художественный образ и его роль в публицистике.