logo
Сравнительный анализ утренних развлекательных шоу ведущих радиостанций

1.1 Структурные характеристики утреннего шоу

Интерес, проявленный к программе, получившей название «утреннее шоу», обусловлен ее спецификой, предоставляющей широкое поле для разностороннего изучения особенностей радиопередач нового типа. Как известно, существующие в радиоэфире утренние часы под названием «прайм-тайм» (время, когда у приемника собирается наибольшее количество слушателей), заставляют современную радиостанцию изыскивать наиболее эффективные формы вещания, способные удерживать слушателя, привлекать новую аудиторию и, как следствие, рекламодателей, что делает создание радиопродукта финансово выгодным и имеющим смысл в глазах всех участников процесса производства программы. В этом плане интерес представляет анализ содержания утреннего шоу, его типологии, элементов и способов воздействия, избираемых ведущими, редакторами и продюсерами указанной программы.

С нашей точки зрения, утреннее шоу в современном радиовещании является программой-идентификатором: вид шоу, структура и формы подачи материала маркируют избранный радиоформат, помогая слушателю мгновенно интуитивно сегментировать радиоэфир. Предпочтение определенного типа утреннего шоу становится неизменным показателем приверженности определенному формату. С позиций данного исследования формат уместнее рассматривать как специфическое наполнение эфира той или иной радиостанции, призванное удовлетворить вкусы и потребности определенной аудитории.

Термин «формат» вещания до сих пор неоднозначно трактуется в теории радиожурналистики. Так, А.А Шерель определяет формат как концепцию вещания радиостанции, включающую в себя содержание передач, ритмы вещания, эстетические нормы, избранные данной станцией, манеру работы ведущих и другие специфические особенности, характеризующие вещательные программы именно данной конкретной станции, и более всего - принципы структурирования программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории Шерель, А.А. Радио на рубеже двух веков. Организационные и творческие тенденции развития [Текст] :учебное пособие/ А.А. Шерель, М.: ИГПС работников телевидения и радиовещания, 2011. - 61с..

По мысли В. Сухаревой, формат - это концепция содержательных, адресных и информационно-стилистических критериев Сухарева, В. Отечественное вещание в условиях демонополизации эфира (1985-1997). Отечественное радио в современных условиях Ч. 1 [Текст]: В. Сухарева.- М., 2008. - 28 с.. Понятие «формат» подразумевает, прежде всего, основные принципы и параметры вещания, т.е. определение концепции работы радиостанции, ориентированной на определенную потенциальную аудиторию, ее возможности для слушания и информационные и эстетические запросы Радиожурналистика [Текст]: учебник/под. ред. А.А. Шереля. -- 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2010. - 480 с..

Смирнов пишет о том, что формат при всей относительной узости своего адресного направления представляет собой подвижный вектор для внутреннего динамичного движения всех элементов, составляющих его акустическое наполнение. В нем всегда при достаточно большом разнообразии, преобладают определенные элементы, которые составляют «лицо» формата, его характерные признаки. В первую очередь, они должны быть именно преобладающими, что и составляет направленность вещания на свою группу слушателей Смирнов, В. В. Формы вещания : Функции, типология, структура радио­программ [Текст]: В. В. Смирнов. - М. : Аспект Пресс, 2011. - 201 с..

Наиболее продуктивным в рамках данного исследования видится рассмотрение формата вещания в соответствии с подходом, предложенным А.Д. Кривоносовым, трактующим его не только в узком прочтении как «основное содержание вещания канала» Кривоносов, А.Д. Речевые компоненты формирования имиджа радиоведущего (к постановке проблемы)[Текст]:А.Д. Кривоносов// СМИ в современном мире.-тез. докл. СПБ, 2009, с. 200, но и как «характер вещания, его тональность, стиль вещания, следование определенной этико-психологической модели, поведенческой манере в интересах определенной группы слушателей и потребителей рекламы» Кривоносов, А.Д. Речевые компоненты формирования имиджа радиоведущего (к постановке проблемы)[Текст]:А.Д. Кривоносов// СМИ в современном мире.-тез. докл. СПБ, 2009, с. 200. Одним из главных показателей формата является целевая аудитория радиостанции, предопределяющая особенности контакта в эфире.

Характер контакта радиовещания и аудитории исторически менялся. В нашей стране прослушивание радио первоначально происходило в коллективной форме -- в избах-читальнях, клубах, на улицах и площадях. Ставшие хрестоматийными исследования развития радио в России показывают, что оставшееся в наследство от начала советской эпохи радио, действительно, было громким, трибунным, площадным. В истории западных стран радио такого типа не существовало, там оно с самого начала адресовалось в дома населения, было семейным, каковым стало и у нас на рубеже 40-50-х годов Радиожурналистика [Текст]: учебник/под. ред. А.А. Шереля. -- 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2010. - 480 с..

По мнению большинства теоретиков, начало 90-х годов 20 в. может считаться точкой отсчета нового исторического этапа в развитии радиовещания России. Политические, экономические, социальные и иные преобразования в стране привели к серьезным сдвигам в структуре средств массовой информации, в том числе и электронных: их демократизации, возникновению многообразных форм собственности (от государственной до частной), широкого спектра новых направлений вещания, появлению новых форм радиожурналистики, внедрению новейших технологий, связанных со вступлением в массовое информационное сообщество. Технический прогресс также в значительной степени повлиял на изменение контакта радио с аудиторией. Появление и рост количества приемников у населения (теперь размером со спичечный коробок с миниатюрными наушниками), все более становящихся повседневной принадлежностью, ставит радиовещание перед перспективой ориентации на отдельного, индивидуального пользователя. Изменение характера обращенности к аудитории повлекло изменение стилистики вещания и уточнение содержания радиопередач: с одним собеседником, разумеется, нельзя общаться так, как с людьми на многотысячном собрании и даже с семьей.

На требования времени откликнулся стремительно формировавшийся в стране сектор негосударственного радио. С его появлением возникла качественно новая ситуация, радикально изменившая привычную структуру радиовещания в стране.

После того как в 1991 году было разрешено частное коммерческое радиовещание в Москве, Санкт-Петербурге и в областных центрах страны, начинается бурный рост негосударственных радиостанций. Если в 1990 году в Москве функционировали всего 3 негосударственные станции, то в 1991 году их стало 10, в 1992 -- 21, в 1993 -- 27, в 1994 году -- 33 станции. В целом же к середине 1994 года государством было выдано более 400 лицензий на независимое телерадиовещание.

30 апреля 1991 года начинает вещание в УКВ-FM-диапазоне в Москве, а также в Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Нижнем Новгороде, Тольятти, Владимире, Красноярске и Южно-Сахалинске первая в стране независимая коммерческая российско-французская радиостанция "Европа Плюс", основное содержание передач которой составляли музыкальные программы, выступления наиболее популярных исполнителей и поп-рок групп. Каждые два часа давались выпуски новостей по материалам телеграфных агентств без политического комментария. Музыкальное вещание примерно в пять раз превышало речевое, а вместо привычного диктора появился диск-жокей. Новая радиостанция сразу завоевала популярность, прежде всего у молодых радиослушателей, своими музыкальными передачами, конкурсами и викторинами, раскованным ведением эфира. "Европа Плюс" быстро потеснила привычные музыкальные программы Всесоюзного радио.

Эти исторические факты позволяют сделать вывод: в 90-е годы двадцатого века зарождается коммерческое радиовещание, заставляющее радио идти вслед за вкусами и потребностями слушателя, вынуждаемое необходимостью повышения своего рейтинга. Приоритетная цель «информировать» на коммерческих радиостанциях в этот период уступает место иной цели - «развлекать». Новые радиостанции осознают себя как музыкально - информационные или чисто музыкальные, поскольку основой их эфира является музыка - примерно 70%, и гораздо меньший объем вещания - 30% - составляет информация, которая должна легко восприниматься и не быть навязчивой. Формат нового вещания не включает аналитические материалы Бубукин, А. В. Эфирные тайны [Текст]: учебное пособие / А. В. Бубукин. -- Новосибирск: Издательство «FM - реклама», 2010. - 148 с..

Можно предположить, что именно в это время на российском радио зарождается и утверждается новая форма программы - современное утреннее шоу. Сложившаяся как особый тип вещания, новая программа имеет свою стилистику, структуру и выполняет важные функции в эфире. Целый ряд факторов способствует становлению утреннего шоу.

Утреннее шоу как форма радиопрограммы, ориентированная на межличностное общение, появляется сначала в эфире радиостанций федерального уровня, а позже осваивается местными радиостанциями разных городов России. Оно весьма многообразно. Это программа журнального типа, выход которой четко, закреплен во времени суток (ни в какое другое время, кроме утреннего, она по определению существовать не может). Работа осуществляется исключительно в прямом эфире. Этот тип программы подразумевает сочетание различных жанров: интервью, заметки, репортажа, очерка и т. д. Жанровый полифонизм, как представляется, является неотъемлемой отличительной чертой утреннего шоу как формы вещания.

Шоу на радио включает в себя много компонентов. Само слово «шоу» отражает «визуальный» характер общения: в переводе с английского show -- означает «показать». Однако возможность радио порождать эффект виртуальной визуализации в воображении слушателя, как представляется, снимает вопрос об уместности применения слова «шоу» в практике радиовещания. Радиостанции для новой программы заимствовали термин и структуру «ток- шоу» у телевидения. Стандартная схема функционирования шоу на радио может походить на структуру деятельности своего телевизионного аналога - теле-шоу. Компоненты телешоу известны: ведущий, зрители и гости в студии и, наконец, самое основное, аудитория СМИ. Но структура шоу на радио может и совершенно «отойти» от привычной телемодели.

Общим и неизменным показателем является его интерактивность. В целом, специфика утреннего шоу определяется форматом радиостанции, а так же, особенностями утреннего восприятия информации, то есть шоу наполняется различными элементами и имеет определенный характер в зависимости от возраста потенциальной аудитории и ее потребностей.

Немаловажным видится и время выхода программы, в которое слушатели имеют определенный, зачастую схожий ритм жизни и от этого особое восприятие самой программы: утром человек, как правило, спешит на работу, времени на внимательное прослушивание радио у него нет. Как показывают исследования, утром для аудитории звучание радио не больше, чем просто фон, и слушают его в так называемом «рваном» режиме Аллахвердов, А. Радио: мы говорим, нас слушают?., программы на радио и реакция аудитории [Текст]: сборник по материалам лекций ФНР/ А. Аллахвердов, В. Новохатская. Е. Упорова, Е. Филимоновых. -- М.: Фонд независимого радиовещания, 2009. - 144 с.. Специфика восприятия утреннего эфира определяется способностью реципиентов воспринимать информацию объемом не более 15-20 минут.

Кроме того, по справедливому замечанию А. Бубукина, «проснувшись на рассвете, человек более беззащитен перед окружающей средой, чем днем» Бубукин, А. В. Эфирные тайны [Текст]: учебное пособие / А. В. Бубукин. -- Новосибирск: Издательство «FM - реклама», 2010. - 148 с.. Психика индивида утром плохо реагирует на все новое, необычное, резкое, раздражающее. В то же время она легко принимает знакомое, негромкое, но одновременно энергичное.

В отношении утреннего шоу, использующего музыкальные композиции на коммерческом радио, стоит упомянуть мнения специалистов о необходимости соответствия чередования музыкальных планов быстрой смене утренних занятий человека. На коммерческой радиостанции в утреннем шоу стремятся исключать стилевые крайности (хард-рок, рэп, дискотечный дэнс с излишне жестким ритмом и т.д.). Известно, что утром хорошо воспринимается знакомая музыка (только хиты), поскольку совсем новые песни раздражают, заставляя прислушиваться, когда необходимо собираться и уходить из дома.

Музыкальные композиции обязаны быть энергичными и достаточно короткими (от 2-х с половиной до 3-х с половиной минут, но в любом случае не более 4-х). Как исключение допускаются и медленные лиричные композиции, но только из «горячей» ротации, то есть песни, которые аудитория самостоятельно, путем голосования ставит на вершины хит-парадов, указывая тем самым на готовность слушать данные композиции достаточно часто. Как известно, их очень любят и могут слушать в любое время, кроме того, их очень мало Бубукин, А. Особенности эфира [Электронный ресурс]: А. Бубукин // Радиовещательные технологии / С. Комаров; ООО «Радиовещательные технологии». - М., 2007- . - Режим доступа: http://www.radiostation.ru/music/ features.html..

«Рваный» ритм прослушивания радио утром определяет в большей степени правила ротации музыкального материала. Определено, что утром они являются наиболее гибкими и либеральными. Для примера можно сопоставить частоту звучания песен одного и того же исполнителя утром и в дневные часы, что помогает определить, сколько времени проходит после того, как имевшая место в эфире песня зазвучит вновь. Если эта величина днем в среднем приближается к 1 часу 30 минутам, то утром она вполне может сократиться до 40 и даже 35 -минут. Так, если Бритни Спирс звучит в эфире в 7.10, то вероятность того, что услышавший ее человек досидит у радио до 7.50 очень мала, даже если он едет именно в это время на работу на машине Бубукин, А. Форматы радиостанций [Электронный ресурс]: А. Бубукин // Радиовещательные технологии / С. Комаров; ООО «Радиовещательные технологии». - М., 2007- . -- Режим доступа: http://www.radiostation. ru/music/ format.html..

В передаче обнаруживается специфика трансляции информационных выпусков и рекламных блоков («окон»). Практика показывает, что информационные выпуски утром коммерческие радиостанции размещают два раза в час. Для сравнения надо отметить, что в обычном дневном эфире новости выходят, как правило, один раз в начале часа. В утреннем шоу возможно транслировать новостные блоки в самом начале часа (выпуск до 3-хминут 30 секунд) и на 30-й минуте каждого часа (выпуск до 1 минуты 30 секунд). При желании в это же время вместо новостей можно давать специальные рубрики на выбор редактора. Главное, чтобы они отвечали поставленным задачам.

В рамках утреннего шоу на государственном радио (например, «Радио России») количество новостных выпусков в течение часовой трансляции может быть иным, например, выход лишь один раз в час, и при этом акцент на информировании заставляет увеличивать их хронометраж (обычно в два раза) по сравнению с продолжительностью новостного блока коммерческой станции. В начале часа блок присутствует обязательно, его продолжительность может достигать 6 минут. Дополнительные выпуски новостей могут отсутствовать по причине наличия в шоу множества различных информационных рубрик, что, как представляется, удовлетворяет потребности аудитории данной радиостанции.

По утверждению А. Бубукина, медиапланирование рекламы в составе утреннего шоу коммерческой радиостанции имеет свои особенности, также обусловленные законами восприятия информации в утреннем эфире. Если «рекламных окон» три в час, они могут быть расположены на 15-й (20-й), 35- й и 45-й (50-й) минутах. Вариант размещения рекламных сообщений на 15-й, 35-й и 50-й минутах с учетом трехминутного выпуска новостей в начале часа и полутораминутного в середине представляется самым предпочтительным, хотя, безусловно, выбор зависит от вкуса режиссера и местных особенностей вещания Бубукин, А. В. Эфирные тайны [Текст]: учебное пособие / А. В. Бубукин. -- Новосибирск: Издательство «FM - реклама», 2010. - 148 с.. Однако наблюдения показывают, что расположение рекламных блоков в рамках утреннего шоу не отличается от их положения в обычном дневном или вечернем эфире. Отличие демонстрации рекламы на государственных радиостанциях от коммерческих обнаруживается в наличии меньшего количества рекламных блоков. Например, в утреннем шоу на «Радио России» их всего два в часе.

По мнению специалистов, несмотря на то, что уровень продаж рекламного пространства в утренние часы достаточно высок, создавать рекламные «окна», звучащие больше 2-х с половиной минут представляется нерационально. Утром реклама особенно раздражает и воспринимается избыточной, многие слушатели могут перейти на другие радиочастоты, где тоже звучит утреннее шоу, поэтому лучше не насыщать эфир рекламой во избежание потери аудитории. Коммерческие службы радио для увеличения прибыли просто повышают расценки на рекламную трансляцию Бубукин, А. Особенности эфира [Электронный ресурс]: А. Бубукин // Радиовещательные технологии / С. Комаров; ООО «Радиовещательные технологии». - М., 2007- . - Режим доступа: http://www.radiostation.ru/music/ features.html..

Особой чертой утреннего шоу является его обязательная рубрикация. В эфире обнаруживаются многочисленные развлекательно-познавательные разговорные рубрики: поздравления именинников, гороскопы, советы домохозяйкам, краткие обзоры прессы, анекдоты и т.д.

Занимательные рубрики и разговорные спонтанные вставки ведущих выполняют важную коммуникативно-рекреативную функцию в эфире шоу, придавая динамику передаче. Без них шоу теряет свою специфику как вид программы. Однако в передачах на коммерческих станциях, предельно заполненных музыкой (обычно по 12 песен в час), рекламой и новостями, в сетке утреннего вещания сложно размещать не только разговорные рубрики, но и реплики ведущих.

Обычно ар-джеи демонстрируют разнообразные развлекательные реплики во вступлениях песен, при необходимости чуть-чуть «залезая на хвосты» предыдущих музыкальных композиций. Другой вариант «выкраивания» времени для речевых отрезков в шоу сводится к сокращению количества песен в эфире.