Анализ развлекательной программы
Типологические характеристики развлекательной программы.
Особенности композиции.
Элементы массовизации в шоу.
Приемы артизации в программе.
Прагматический аспект программы.
Типологические группы
современного развлекательного телевидения1:
- юмористические программы (концерты, обозрения - творческий вечер Яна Арлазорова, «Кривое зеркало»);
- музыкальные программы (концерты, смонтированные обозрения – концерт, посвященный Дню милиции, «Субботний вечер»);
- игровые программы.
Форматы игрового телевещания2:
- реалити-шоу («Последний герой» на Первом канале);
- ток-шоу («Пусть говорят» с Андреем Малаховым»);
- криминальные обозрения (с активным использованием приема реконструкции событий);
- интеллектуальные викторины («Что? Где? Когда?»);
- спортивные состязания;
- поединки в различных сферах человеческой деятельности («Кулинарный поединок»).
Анализ программы криминальной направленности
1. Цель программы (информационная, просветительская, развлекательная и т.п.)
2. Тематическое наполнение программы, характеристика сюжетов.
3. Структура программы.
4. Жанровая разновидность программы (криминальная хроника, журналистское расследование, судебное шоу, «дорожные войны» и др.)
5. Соотношение вербальных элементов и видеоряда.
6. Реализация принципов достоверности и документализма.
7. Место и роль постановочных элементов в программе.
8. Характер воздействия на аудиторию.
9. Приемы манипулирования общественным сознанием.
10. Причины популярности программ криминальной направленности.
«Криминально-правовые программы - это телевизионная продукция, содержание всего выпуска которой составляет информация криминального характера – об уголовных преступлениях, злодеяниях или других событиях, имеющих отношение к процессу нарушения закона теми или иными способами, а также правовая, обеспечивающая толкование норм российского законодательства и, возможно, способствующая повышению уровня знаний населения в системе различных норм права»1.
Виды программ криминальной направленности:
- «дорожные войны» - программы, посвященные анализу дорожно-транспортных происшествий как ситуаций, связанных с нарушением правил дорожного движения - «Дорожные войны» («Перец»), «Главная дорога» (НТВ).
- криминальная хроника – сообщения о последних событиях в преступном мире, поимке и задержании преступников - «Вести. Дежурная часть» («России 1»), «Чрезвычайное происшествие» (НТВ»), «Место происшествия» («Пятый канале»), «Экстренный вызов» («РЕН»).
- судебное шоу – программа, в которой профессиональные судьи рассматривают гражданские и уголовные дела, при этом зрителю предлагается стать свидетелем судебного заседания, аналогичного реальному процессу - «Право на защиту» («Первый»), «Суд присяжных» («НТВ»), «Час суда» («РЕН»).
- журналистское расследование – программа, в которой следственная группа, состоящая из журналистов, собирает первичную информацию, работает с документами, ищет и опрашивает свидетелей и очевидцев, отрабатывает различные версии преступления, ищет доказательства и опровержения - «Честный детектив» на канале («Россия 1»).
- Анализ современной телевизионной программы
- Предисловие
- Раздел 1. Актуальные проблемы теории и практики современного телевидения
- Глава 1.
- Жанровые метаморфозы современного российского телевидения
- Глава 2. Явление артизации на современном российском телевидении
- Глава 3. Инвариантность как жанровая характеристика современных телевизионных шоу
- Глава 4. Телевидение и псевдоценностные ориентиры личности
- Глава 5. Влияние современного телевизионного контента на социальную миссию журналистики
- Глава 6. Образ ведущего современной телепрограммы
- Глава 7. Образ современного телезрителя
- Типы телесмотрения:
- Анализ дискуссионной программы
- Анализ развлекательной программы
- Вопросы для самопроверки
- Рекомендуемая литература
- Саруханов в.А. Азбука телевидения. М., 2002.
- Тарасенко а. Эволюция развлекательных телеформатов в 2000 г. // Меди@льманах. 2010. № 5.
- Телевизионная журналистика / Под ред. Кузнецова г.В., Цвик в.Л, Юровского а.Я.
- Приложение 1.
- Приложение 2.