logo search
Авторы "Сеанса" как носители регионального культурного самосознания: анализ первых девяти номеров журнала

4. «Сеанс» №7, №8 и №9: завершение периода активной концептуализации ленинградской кинематографической традиции

Седьмой номер «Сеанса», имеющий подзаголовок «Magical Mystery Tour», стал переломным в истории журнала. Это первый толстый выпуск, включающий 56 материалов, в котором началось обращение к московской кинематографии и рецензирование фильмов московских режиссеров. Номер разделен на три части: первую составляют короткие материалы, посвященные культуре и истории двадцатого века («сентиментальное путешествие к другим берегам», «приключение сознания» поколения тридцатилетних) - Ленину, Хрущеву, Гагарину, персонажам Бармалею и Айболиту, Шурику, «Голубому огоньку», Брижит Бардо, «Фантомасу», дачному кино, хоккею, фигурному катанию и Мишелю Пуакару - главному герою культовой картины Жана-Люка Годара «На последнем дыхании». Всего этих материалов 32, и принципиально важно подчеркнуть, что они охватывают самый широкий культурно-исторический пласт, не фокусируясь на наследии ленинградской культуры. Вторая часть номера посвящена 60-м годам, влиянию этой эпохи на западное и советское искусство, и когда речь заходит о советском кино, безусловное преимущество отдано мосфильмовским картинам («Июльский дождь», «Высота», «Дело было в Пенькове»). Последнюю часть составляют рецензии, и помимо картин Дмитрия Месхиева, Евгения Юфита, Сергея Дебижева и Александра Сокурова авторы представляют вниманию читателя статьи о фильмах московских режиссеров (или снятых на московских киностудиях) Валерия Тодоровского, Никиты Тягунова, Сергея Ливнева и братьев Алейниковых. Вторжение в петербургский контент московской культуры еще не означало, однако, решительного отказа от концептуализации петербургской традиции. Сохранение рубрики СНС - самый очевидный пример: «Непонятное словечко «чхая» изобрел поэт Владимир Эрль. Идея снять кино о легендарном «Сайгоне» принадлежит руководителю объединения «Кинодокумент» Семену Арановичу. Поставил фильм «Чхая о «Сайгоне» режиссер Владимир Витухновский. Виктор Кривулин, Олег Григорьев, Леонид Аронзон и другие звезды «Сайгона» предстанут на экране в кадрах кинохроники и рассказах психиатра Андрея Гнездилова (тоже бывшего сайгонщика)».

В некотором смысле пояснение концептуального сдвига можно обнаружить в рецензии Михаила Трофименкова на фильм Сергея Ливнева «Кикс»: «Как и положено, К-90 [кинематограф девяностых] имеет не только три источника, но и три составные части: казахская под крылом Рашида Нугманова, питерская абсурдистская (Олег Ковалов, Евгений Юфит, Алексей Балабанов) и московско-питерская, объединенная личной дружбой и общим видением кинематографа (Сергей Ливнев, Валерий Тодоровский, Дмитрий Месхиев, Сергей Дебижев)». Московская кинематография объединяется с петербургской только в лице определенного круга режиссеров, имеющих «общее видение кинематографа». Однако факт ее включения в разговор об актуальном российском кинематографе означал изменение до этого принципиальной позиции, что можно объяснить переосмыслением задачи конкретного издания, с одной стороны, и новым подходом к наследию ленинградской культурной традиции, с другой. Подтверждением второго тезиса можно считать вердикт Сергея Добротворского культовым фигурам ленинградского андеграунда (Сергею Курехину, Тимуру Новикову, Борису Гребенщикову), который он выносит в рецензии на фильм «Два капитана-2» Сергея Дебижева: «Знаменитые в концентрических кругах андеграунда капитаны (а это звание, конечно, присваивается с учетом табеля о рангах рок- и гей-культур) вволю резвятся в предполагаемых галлюциногенных обстоятельствах. Причем, каждый доигрывает на экране свой имидж, исчерпанный или потускневший в реальности».

Восьмой номер «Сеанса» замыкает период активной концептуализации картин студии «Ленфильм» и ее самой как агента безусловного превосходства в области советской и постсоветской кинематографии. Выпуск полностью посвящен «Ленфильму» в связи с восьмидесятилетием студии, выпущен в декабре 1993-го года и разделен на пять частей: герои, героини, дети; основные фильмы, выпущенные киностудией «Ленфильм» с 1918 по 1992 годы; главные международные награды киностудии «Ленфильм»; чемпионы проката киностудии. В первых трех представлены главные фильмы за всю историю существования студии, чья персонажная структура могла быть разделена по указанному простейшему принципу. Несмотря на то, что большее количество фильмов принадлежит режиссерам, в основном снимавшим на «Ленфильме» (Г. Козинцев, Л. Трауберг, Ф. Эрмлер, И. Хейфиц, А. Герман и другие), картины москвичей, снятые в Ленинграде, также представлены в номере.

Комментируя картины 70-90-х годов, авторы «Сеанса» в последний раз открыто используют коды ленинградского дискурса. Во-первых, традиция оппозиционности столичному упоминается в публикации выдержек из рецензий журнала «Искусство кино» (например, на фильм Д. Асановой «Не болит голова у дятла»: «Но, повторяю, мое расхождение с авторами фильма не только по мелочам, но и по сути. Умиляясь прошлому, этот фильм игнорирует проблемы современного подростка, а они есть, они остры, и стыдно делать вид, что их нет. Принципиальное это заблуждение авторов фильма «Не болит голова у дятла» из эстетического переходит в философское»). Во-вторых, демонстрируется преемственность ленинградскому андеграунду с использованием символов региональной культуры: «Нет времени любоваться городом: ее город другой - мокрый снег на Невском, алкогольные пары в рок-клубе, косяк на парадняке, милицейские свистки и мятая постель.Вместо Окуджавы - БГ подпольного разлива. Храбрая, глупая девочка живет своей жизнью. Те, кто жил в Питере, помнят ее». Однако перебирание культурных кодов уже не конституирует номер, в отличие от предыдущих выпусков журнала. Символическим представляется тот факт, что именно посвящение «Ленфильму» оказалось тем рубежом, за которым боевой настрой критиков, концептуализирующихленинградско-петербургскую кинематографическую традицию, начал постепенно утихать.