logo search
Аграрная пресса

1.1. Становление аграрной прессы и ее современное состояние

Развитие системы аграрной прессы, как и всей российской журналистики, в постсоветский период, носит противоречивый характер, во многом обусловленный кризисными явлениями в жизни общества. Несмотря на потери и трудности, аграрная прес-са выжила: в стране издаются десятки специализированных газет и журналов, рассчитанных как на сельских жителей, так и на го-рожан-землевладельцев. Наряду с традиционной «Сельской жиз-нью» выходят еженедельник «Крестьянская Россия», хорошо известная читателям газета «Ваши 6 соток». В последние годы появи-лись и новые издания: «АиФ» на даче», «Мой прекрасный сад», «Сельскохозяйственный оптовик» и др. Есть аграрные издания и в регионах.

Если говорить об аграрной теме в современной российской журналистике в целом, то следует отметить две тенденции. С одной стороны, аграрная периодика расширила свою тематику, с дру-гой -- общественно-политические издания увеличили объем аг-рарной проблематики.

Аграрный вопрос в России всегда был одним из главных. Об-суждение в печати проблем деревни всегда вызывало большой об-щественный интерес. Не случайно имена видных журналистов были связаны в советский период именно с аграрной темой. Достаточно обозначить журналистику 50--80-х гг. такими именами, как Вален-тин Овечкин, Борис Можаев, Георгий Радов, Юрий Черниченко, Иван Васильев.

Проблемность нынешнего положения аграрной прессы кроет-ся в том, что утрачены многосторонние связи с читателями. Так, одна из самых массовых в прошлом газета «Сельская жизнь» сни-зила свой тираж с 10 млн. до 100 тыс. экз., а вместо одной тысячи ежедневно получаемых редакцией писем сейчас приходит не бо-лее ста. Исчезли когда-то традиционные рубрики «Газета выступи-ла» или «По следам наших выступлений». Издание просто инфор-мирует. Аналитические и организующие начала уже не имеют преж-ней актуальности.

Для советской печати была характерна активная аграрная про-паганда, ведущая свою родословную от «Сельскохозяйственной лаборатории "Бедноты"» и сменных полос «Крестьянской газе-ты», предназначенных для отдельных республик, краев и областей (позднее этот опыт использовали газета «Сельская жизнь» и неко-торые областные и краевые издания). Кроме специализированных газетных изданий, ориентированных на массового сельского чита-теля, в стране выходили отраслевые издания журнального типа -- центральные и республиканские, рассчитанные на специалистов сельскохозяйственного производства. В роли главного пропаганди-ста аграрных идей партии и арбитра по всем спорным вопросам выступала не «Сельская жизнь» (что было бы логично), а орган ЦК КПСС -- газета «Правда». Так, в середине 70-х гг. «Правда» публиковала по 3--4 сельскохозяйственных передовых статьи в ме-сяц (до 40 и более в год).

Аграрная пропаганда была рассчитана одновременно на все слои населения и на отдельные группы представителей сельскохозяй-ственного труда и специалистов сельского хозяйства. Соответственно аграрной проблематикой занимались как общеполитические, так и специализированные и отраслевые издания.