logo
Аграрная пресса

1.2. Периодические издания аграрной прессы

Современная аграрная периодика достаточно представительна. Сами названия изданий говорят о разнообразии прессы, пишу-щей для села и о селе: «Сельская жизнь», «Нива России», «Крес-тьянские ведомости», «Крестьянская Россия», «Сельский коммер-сант» и т.д. Среди десятков крупных российских аграрных изданий можно назвать как традиционные журналы («Животновод», «Земледелие»), так и новые («Фермер», «Новый фермер»). В боль-шинстве своем эти издания распространяются по подписке.

Во многих областях появились специализированные, рассчитан-ные на село издания. В Ярославле вышла «Северная пчела», заявлен-ная издателями как «крестьянская газета России». Популярным стал у горожан и «Ярославский садовод и животновод», выходящий с приложениями. Сельская тематика занимает значительный объем газетной площади в районных изданиях. Ярославская районная об-щественно-политическая газета и название взяла исходя из сути про-блематики -- «Ярославский агрокурьер».

Среди других региональных изданий можно упомянуть пермс-кую «Крестьянскую газету», газеты «Притяжение земли» (Ивано-во), «Сотка» (Тверь), «Земля Нижегородская» (Нижний Новго-род), «Сам хозяин» (Казань), «Фазенда» (Самара). Эти издания, рассчитанные на садоводов и огородников, фермеров и дачников, выходят тиражом от 5-7 до 10--15тыс. экз. Они дают информацию о специфике сезонных работ, полезные советы, публикуют мате-риалы в помощь агрохимическому самообразованию и т.п.

Стремление горожан самим хозяйствовать на земле отразилось в появлении целого ряда специализированных изданий: «Дачни-ки», «Наша дача», «Ваши 6 соток», «Граунд» и др. Такие приклад-ные, как правило, издания подчеркнуто аполитичны и носят су-губо «инструментальный» характер.

Для развития современной аграрной прессы большое значение имеют издания, которые принято считать одновременно и обще-ственно-политическими. Назовем некоторые из них. На информа-ционном рынке закрепилась «Сельская жизнь». Практически весь тираж газеты распространяется через подписку. Выходит «Сельс-кая жизнь» три раза в неделю (дважды на 4 полосах форматом А-2 и один раз «толстушкой» на 16 страницах форматом А-3). Основ-ная проблематика связана с экономикой и социальной практикой. «Сельская жизнь» не избегает проблем текущей политики. Тради-ционными остаются рубрики «Зеленая аптека», «Астрологический календарь огородника», «Новые книги» и т.д. В газете немало «внут-ренней» рекламы.

Несмотря на общие трудности и резкое падение тиража, «Сель-ская жизнь» остается своего рода флагманом аграрной прессы. Ее читают и анализируют в президентских структурах. Она авторитет-на среди политиков-аграриев, на нее делаются ссылки.

Возобновленная в 1991 г. газета «Крестьянская Россия» (ос-нована в апреле 1906 г.) является общественно-политической и сельскохозяйственной газетой. Ее тираж -- 100 тыс. экз. (20 тыс. экз. идет по подписке), аудитория же издания, по мнению са-мой редакции, гораздо больше -- «более 420 тысяч по всей Рос-сии». Этот еженедельник выходит на 16 полосах, имеет ежеме-сячный журнал-приложение «Сельскохозяйственный продоволь-ственный рынок» с семитысячным тиражом и объемом от 60 до 120 страниц.

Основные разделы издания -- «С пылу с жару» (актуальная информация дня), «О чем говорят» (политика, астрология, на-родная медицина), «Ваше право» (юридические консультации на все случаи жизни), «Сад и огород», «Страницы истории», «Се-мейный кошелек». Немало страниц отведено под раздел «Бесплат-ные объявления», который имеет рубрики: «Разное»; «Живность, семена и саженцы»; «Недвижимость, земля»; «Работа»; «Знаком-ства»; «Техника и технология».

Три раза в месяц на 16 полосах выходит всероссийская газета «Нива России». Ее тираж колеблется в пределах от 35 до 100 тыс. экз. Представление о содержательной структуре издания дают на-звания разделов: «События, факты, мнения», «Информация и анализ», «О хлебе, земле и реформе», «Институт бизнеса», «Ваш дом, ваше подворье», «Прошлое и настоящее».

Среди изданий, ориентированных на горожан, заметна вось-миполосная еженедельная массовая газета «Дачники: ваш дом, сад и огород»; ее тираж более 100 тыс. экз. Газета выходит в московс-ком издательстве «Пресса», а сама редакция расположена в одном из подмосковных совхозов. К основным разделам относятся «Дела житейские», «Сад», «Мастерская», «Юридическая консультация», «Разные разности». Издание имеет ежемесячное приложение «Дач-ный калейдоскоп».

Газета «Ваши 6 соток» выходит дважды в месяц на восьми по-лосах. Ее тираж -- 150 тыс. экз. Это издание сугубо практического назначения, с обилием материалов-консультаций, советов. Чита-телей информируют, просвещают о болезнях растений и о спосо-бах прививки, о зимней витаминной подкормке, о качествах раз-личных сортов овощей и т.д.

Газета «Наша дача» при относительно небольшом тираже (50 тыс. экз.) и ежемесячном выпуске распространяется во многих российских

регионах, а также в Белоруссии, Молдавии, Узбекистане и Украине. Читательское внимание привлекают полосные разделы «Сад и огород», «Сделай сам», «Лекарственная грядка», «Старин-ные рецепты».

Своя специфика есть у газеты «Граунд» -- московского ежене-дельника, имеющего подзаголовок «Собственникам недвижимос-ти в Подмосковье». В этом издании (тираж 70 тыс. экз.) приводятся основные данные по продаже земельных участков (направления и удаленность от Москвы, размер участка, вид собственности, ос-военность участка, стоимость и т.д.)- Немало полезной информа-ции содержат разделы «Строительные материалы: что, где, по-чем», «Советы специалиста», «Консультации, юриста».

Особое место в аграрной прессе занимают фермерские изда-ния -- газеты и журналы, появившиеся в ходе развития фермерс-кого движения. Нужно подчеркнуть, что опыт издания фермерс-ких газет небогат, труден и подчас неудачен. В качестве примера можно привести восьмиполосный еженедельник ассоциаций кре-стьянских (фермерских) хозяйств «Российский фермер» (тираж колебался от 15 до 50 тыс. экз.).

«Российский фермер» выходил форматом А-2. У издания была качественная композиционно-графическая модель, публикации отличались высоким уровнем авторского мастерства и глубиной содержания. Казалось бы, изданию суждена долгая жизнь. Но газе-та не сумела стать «голосом» российского фермерства, не нашла своей ниши и оптимального варианта распространения тиража.

Проблемы фермерства занимают большое место в московских «Крестьянских ведомостях», издающихся с начала 90-х гг. Особым спросом пользуется в Центральной полосе, а также на Кубани и в Ставрополье издающаяся в Ростове-на-Дону издательским домом «Крестьянин» межрегиональная еженедельная газета «Крестьянин». Это издание, выходящее форматом А-3, тиражом от 90 до 130 тыс. экз., рассчитано на жителей села и уделяет большое внимание фермерству; с читателями говорит на простом, доступном им язы-ке, получает много писем и активно работает с ними.

К «фермерским» изданиям принадлежит и газета Московского крестьянского союза «Фермер Подмосковья» (формат А-4, 8 полос, тираж 5 тыс. экз.) и издающаяся фермерами России «Крестьянская газета» (Пермь, формат А-2), издание ивановских фермеров «При-тяжение земли» (формат А-4, 16 полос, тираж 10 тыс. экз.).

Три года назад в газетно - журнальном мире появился такой свое-образный тип издания, как газета-альманах. «Новый землевладе-лец» издается в Москве и рассказывает о вековом опыте земле-дельцев. На его страницах пропагандируются суперэлитные семена и новейшая технология, позволяющие добиться высоких урожаев. «Новый землевладелец» созвучен газете «Землевладелец», выхо-дившей в конце XIX в. Издание имеет формат А-3, выходит 2 раза в месяц на 24 страницах 40-тысячным тиражом, с недавнего вре-мени в цвете. Учредители и издатели -- агрофирма «Семко» и ре-дакция газеты. Газета-альманах «Новый землевладелец» имеет восьмистраничное ежемесячное приложение «Муха» (формат А-4, ти-раж 10 тыс. экз.). Это приложение -- своеобразное продолжение мини-газеты «Муха», издававшейся в начале века.

Заслуживают упоминания такие газеты, как «Сельский ком-мерсант» (среди учредителей -- Министерство сельского хозяй-ства и продовольствия РФ), «Земля и труд» (еженедельная газета профсоюза работников агропромышленного комплекса России), «Ветеринарная газета» (учредитель -- трудовой коллектив редак-ции), «Пасека» (газета Роспчеловодсоюза).

Названные издания, за исключением двухнедельника «Вете-ринарная газета» и ежемесячника «Пасека», выходят еженедельно на 8 полосах форматом А-3. «Сельский коммерсант» ориентируется на работников АПК, фермеров и сельских предпринимателей (из-дается с 1991 г.). Такой же «возраст» и у профсоюзного еженедель-ника «Земля и труд». Основанные годом позже «Пасека» и «Вете-ринарная газета» адресованы пчеловодам и ветеринарам, ферме-рам, владельцам домашнего скота.

В процессе становления новой российской аграрной периоди-ки произошло четкое разделение аграрных газетных изданий на две группы. Издания первой группы (к ним можно отнести, на-пример, «Сельскую жизнь» и «Крестьянскую Россию») рассчита-ны на земледельцев, землевладельцев и всех сельских жителей, а издания второй группы («Дачники», «Ваши 6 соток» и т.п.) -- на горожанина-земледельца и землевладельца. Последние, за редким исключением, дают в основном практическую сельскохозяйствен-ную информацию, не связанную с миром текущей политики.

Отдельную группу образуют фермерские издания. Можно пред-положить, что в дальнейшем с воссозданием на российской земле местных органов самоуправления появится еще один класс сельс-ких изданий -- земские газеты, которые будут писать о социально-экономической и культурной жизни села, отражая интересы и точки зрения этих структур гражданского общества. Не исключено так-же, что некоторые из существующих ныне районных газет перей-дут в разряд земских изданий.

При разном тираже аграрные газеты имеют чаще всего восьми-полосный объем. Почти каждая из них практикует одно- и двухпо-лосные разделы и достаточно большое внимание уделяет разнообразной рекламе. Периодичность выхода у них различная. Некото-рые из федеральных и региональных аграрных газет рассчитаны на читателей, как России, так и СНГ.

В аграрной периодической печати рядом с газетными издания-ми существуют и журнальные -- журналы и бюллетени. Их насчи-тывается не менее трех десятков.

В группу научно-теоретических и научно-практических журна-лов входят: «АПК: экономика, управление» (прежде -- «Эконо-мика сельского хозяйства», основан в 1921 г.: ежемесячник пред-назначен для ученых и руководителей АПК, сотрудников и сту-дентов сельскохозяйственных вузов), «Достижения науки и техники АПК» (издается с 1987 г.; этот выходящий один раз в два месяца журнал ориентирован на работников АПК, фермеров); «Извес-тия Тимирязевской сельскохозяйственной академии» (основан в 1878 г.; выходит ежеквартально, рассчитан на ученых-специалис-тов), «Мелиорация и водное хозяйство» (выходит с 1949 г. 6 раз в год; предназначен для специалистов-мелиораторов), «Механиза-ция и электрификация сельского хозяйства» (издается с 1930 г.; ежемесячник рассчитан на специалистов АПК); «Тракторы и сель-скохозяйственные машины» (ежемесячник издается с 1930 г., ори-ентирован на специалистов отрасли); «Экономика сельского хо-зяйства и перерабатывающих предприятий» (ежемесячник осно-ван в 1926 г.; предназначен для экономистов, юристов, руководителей предприятий, сотрудников и студентов вузов).

Все эти журналы, за исключением «Известий Тимирязевской сельскохозяйственной академии», являются изданиями Министер-ства сельского хозяйства и продовольствия РФ. К ним небольшой группой примыкают журналы научно-производственного и науч-но-технического характера. Среди них -- «Ветеринария» (ежеме-сячник издается с 1924 г. и рассчитан на врачей-ветеринаров, спе-циалистов АПК, фермеров, научных работников, владельцев до-машнего скота и животных); «Молочная промышленность» (выходите 1934 г. ежеквартально для специалистов отрасли); «Мо-лочное и мясное скотоводство» (издается с 1956 г. 6 раз в год для специалистов АПК, фермеров); «Мясная промышленность» (вы-ходит с 1923 г. 6 раз в год для специалистов отрасли); «Пчеловод-ство» (издается с 1921 г. 6 раз в год для пчеловодов-профессиона-лов и любителей). Сюда же можно отнести ежемесячный массовый научно-производственный журнал для широкой аудитории «Эко-номика сельского хозяйства России», выходящий с 1994 г., а так-же массовый ежемесячный иллюстрированный журнал для работ-ников АПК и сельских жителей «Животновод» (издается с 1987 г.). Особую группу составляют публицистические научно-практические журналы «Фермер» и «Земля России», выходящие соответ-ственно с 1990 и 1991 гг.

Издаются и журналы информационно-рекламного характера: «Агропромышленная реклама и информация» (выходит с 1989 г.; предназначен для руководителей АПК, деловых людей); «Агрохимбизнес» (издается с 1991 г.; распространяется среди произво-дителей и потребителей химической продукции) и информаци-онно-рекламный бюллетень Ассоциации крестьянских (фермерс-ких) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России «Вестник АККОР».

Для специалистов АПК, фермеров, владельцев дачных участ-ков, сельских жителей выпускаются международные издания. О достижениях мировой науки и практики в агропромышленном комплексе рассказывает «Международный сельскохозяйственный журнал». Этот научно-производственный журнал издается Мини-стерством сельского хозяйства и продовольствия РФ, выходит один раз в два месяца.

Другое издание подобного типа -- российско-американский ежеквартальный журнал для независимых землевладельцев и садо-водов «Новый фермер». Начал выходить в 1991 г. Адресован широ-кой аудитории -- фермерам, арендаторам, работникам колхозов или совхозов, жителям села, горожанам, имеющим дом в дерев-не, членам садоводческих товариществ.

Каждый номер содержит практические советы лучших фермеров и садоводов США и бывшего Советского Союза. Среди популярных разделов и рубрик -- «Сделай сам», «Маркетинг», «Лучшие советы наших читателей». Многообразна и проблематика издания.

Отдельную группу составляют журнальные приложения. Назо-вем некоторые из них: приложение к журналу «Сельская новь» «Приусадебное хозяйство» выходит с 1981 г. Ежемесячник пред-назначен для владельцев приусадебных участков, садоводов и ого-родников. Более оперативное приложение (еженедельник) к тому же журналу -- «Приусадебное хозяйство. Субботний курьер». Выхо-дит с 1994 г., рассчитано также на садоводов и огородников. В от-личие от основного приложения, имеющего 64 страницы, «Суб-ботний курьер» печатается на 4--8 полосах.

Для сельских школьников с 1993 г. издается другое приложение к журналу «Сельская новь». Называется оно «Стригунок». Этот дет-ский иллюстрированный журнал для младшего и среднего школь-ного возраста выходит один раз в два месяца на 4--8 страницах. Ту же периодичность при 64 страницах имеет выходящее с 1985 г. при-ложение «Живая вода» к журналу «Мелиорация и водное хозяй-ство», рассчитанное на специалистов-мелиораторов.

Объем аграрных журнальных изданий колеблется от 32 стра-ниц (журналы «Молочная промышленность» и «Механизация и электрификация сельского хозяйства») до 148 и 224 страниц (со-ответственно журналы «Тракторы и сельскохозяйственные маши-ны» и «Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии»). Реклама занимает от 0,5 до 13 журнальных страниц, в зависимости от цели и назначения издания. Распространяется по России, СНГ, странам Балтии.

Перспективы развития аграрной прессы - вопрос сложный. В значительной мере ее будущие зависит от того, как будет развиваться страна. Однако стоит надеяться на то, что будут создаваться издания , ориентированные на те аудитории и тематические ниши, которые еще имеют, хоть малую значимость.