logo search
Анализ рынка "желтой прессы"

1.3 «Качественная» и «желтая» пресса. Некоторые характеристики и особенности

На сегодняшний день проблема качественной и желтой прессы очень актуальна. Постоянно «идет борьба» между этими двумя разновидностями прессы. Качественные издания имеют четкое представление о собственной аудитории, а желтая пресса стремится стать прессой для всех. Именно поэтому популярность желтой прессы растет с каждым днем.

Желтая пресса «всеядна», и, прежде всего, потому что она опирается на особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и др.) характеристиками. Качественная пресса выступает не просто продавцом информации, но и инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах. В то время как желтая пресса делает бизнес на прямой продаже информации.

В связи с этим разнятся и подходы к медиа-бизнесу. Для увеличения числа продаж необходима соответствующая «упаковка» - отсюда обостренное внимание к криминальной теме, происшествиям и массовой культуре, отсюда и соответствующий дизайн газет и журналов, в том числе, иллюстративный ряд (избыток фото и карикатур) (Папушин 9). Отсюда и самые популярные рубрики: «ляпы» звезд (огромное количество фотографий звезд без текста), самые популярные женщины/мужчины ХХ века, самые громкие скандалы/свадьбы/вечеринки месяца/года/недели и т.д. Суть этих рубрик - огромный разворот с фотографиями и подписями к ним без текста, т.к. в желтой прессе есть стремление обратить внимание на фотоизображение, а не на сам текст. Подписи к фотографиям становятся искусством в данном случае, и в прессе работают люди, которые именно этим и занимаются, т.е. составляют подписи к фотоизображениям. Мало просто прокомментировать фотографию, надо сделать это интересно, вызвать у человека какие-то эмоции. Часто используются каламбуры, игра слов, вымышленные цитаты

Характер работы с читательской аудиторией является существенным признаком для подразделения прессы на качественную и т.н. желтую. Так, если качественные издания, как правило, имеют четкое представление о собственной аудитории, то желтые стремятся стать прессой «для всех». Желтые «всеядны» и, прежде всего, потому, что эксплуатируют особенности читателя, не связанные с его специфическими (профессиональными, политическими и иными) характеристиками. Акцентируется заземленный «общечеловеческий» интерес, а также массовые инстинкты, - что позволяет подобным изданиям безболезненно расширять аудиторию. (http://www.school-izvestia.ru/press-mk.php?id=2&redir_url=press-mk1.htm Принципиальные основы системы средств массовой информации Папушин. Лекция 1)

Самым ярким примером желтой российской газеты является «Московский комсомолец». Показательно, что журналисты, с именами которых ассоциируется нынешний «МК», - это прежде всего криминальные репортеры и авторы скандальных журналистских расследований. Любопытно и то, что тираж «МК» составляет сегодня свыше 1 млн. экз.; и высокие тиражи - общая черта всей желтой прессы, которая в этом смысле дает фору качественным изданиям.

Качественная пресса берет свое, выступая не просто продавцом информации, но инструментом влияния. Она стремится формировать информационное поле как таковое, оказывая воздействие на структуры, принимающие решения в самых разных общественно-политических сферах.

«Качественными из качественных» на рынке сегодняшних российских газет можно считать «Известия», «КоммерсантЪ», «Ведомости», еженедельник «Московские новости». Причем, особого внимания в этом ряду заслуживают «Известия». - Если «КоммерсантЪ» и «Ведомости» имеют выраженный деловой уклон, изначально ориентируясь на круг подготовленных читателей, то «Известия» декларируются как «общенациональная газета». Другими словами, как газета «для всех», и при этом - качественная.

Обратим внимание, что понятия качественности или желтизны не являются оценочными, т.е., например, в последнем названии нет оттенка пренебрежения или намека на второсортность. Ясно, что можно качественно делать и желтую газету, - все зависит от того, какая цель стоит перед редакцией и журналистами. Оттенки же и намеки начинаются тогда, когда мы говорим о газетах «бульварных». В общем следует понять: многообразие общества требует многообразия прессы, и эта ситуация - нормальна. Однако не следует забывать и о том, что пресса - будь она качественной или желтой - в любом случае влияет на формирование общественного сознания. То есть выполняет воспитательную функцию.

«Желтые» издания- те, которые в большей степени апеллируют к эмоциям читателя, к его душе, а «белые» - к разуму. Хотя в настоящий момент многие «белые» издания, - это просто плохие газеты, которые пыжатся, надувают щеки, только делают вид, что они качественные. Существуют и такие псевдокачественные газеты, которые будто задержались в советских временах: убогие заголовки, убогий язык, протухшие новости. Там нет ничего качественного. Многие «желтые» издания дадут сто очков вперед таким «белым».

Хорошие «желтые» газеты, в принципе, делать сложнее, потому что, помимо обязательной постоянной заточенности на поиск сенсаций, эксклюзива, неожиданных поворотов в раскрытии тем, в их текстах должны быть драматургия, стиль, необходимость даже самые сложные вещи объяснять читателю максимально популярно, на пальцах. Журналисты «белых» газет могут позволить себе этого и не делать. Там достаточно выложить фактуру и более или менее связно ее изложить.

А отсутствие стиля, некоторую сухость изложения можно как раз выдать за качественность.(http://www.commcenter.ru/analitics/articles/2009_05_08.html. Интервью В.Чертинов Многие журналисты работают из-под палки )