1.4 Желтая пресса и Рунет
Рунет не читает желтой прессы. Так думают около 1000 пользователей Рунета прошедшие интерактивный опрос. Причем их друзья и родственники желтую прессу читают.
Каковы предпочтения аудитории Рунета относительно печатных средств массовой информации? Какое место занимает в структуре ее интереса так называемая "желтая пресса"? Выяснить это нам помогли почти 1000 участников опроса, посвященного изучению читательской аудитории. (Опрос VirtualExS (http://www.virtualexs.ru ).
В числе газет и журналов, которые пользователи Рунета читают более или менее регулярно, были названы те, которые удовлетворяют практически всем информационным запросам той или иной части аудитории Рунета. Прежде всего, это издания рассчитанные на массового читателя ("Комсомольская правда", "Аргументы и Факты", "Московский комсомолец", "Спид-Инфо", "Телесемь", "7 дней", "Антенна", "Из рук в руки") и общественно-политические издания ("Российская газета", "Известия", "Ведомости"). Сегмент деловой прессы представлен в первую очередь такими изданиями как "Коммерсантъ", "Эксперт", "Экономика и жизнь". В группе изданий, фокусированных на определенный интерес, выделяются "Лиза", "Вокруг света", "Караван историй", "Космополитен", "Русский репортер", "Спорт-Экспресс", "За Рулем", "Мой Ребенок", "Игромания", "Популярная механика", "Наука и жизнь", "Химия и жизнь", "Компьютерра".
Большинство пользователей Рунета ориентированы на чтение "качественной", по их собственным представлениям, прессы. Во всяком случае, на вопрос: "Читаете ли Вы издания жёлтой прессы?" - утвердительно ответил лишь каждый пятый (20 из числа опрошенных). При том, что около 40% приписывают чтение "желтой" прессы своим близким друзьям, родственникам, знакомым, приятелям, коллегам по работе. В то же время, примерно каждый второй респондент (52 из числа не читающих "желтую" пресу, признался, что читал ее ранее).
Основными мотивами тех, кто отказался от чтения "желтой" прессы или никогда ранее ее не читал, выступают отсутствие/пропажа интереса и времени, отсутствие полезной информации и откровенное вранье в такого рода изданиях.
При чтении печатных изданий, включая "желтые", 31% пользователей уделяет первоочередное внимание тексту, 25% - изображениям, а 44% - и тексту, и графике в равной мере.
Из основных тем, которые поднимаются в "желтой" прессе, наибольший интерес вызывают такие рубрики как жизнь звезд и знаменитостей, анекдоты и юмор, скандалы и криминальные новости, сплетни и кроссворды. Эти же рубрики вызывают, в конечном счете, неприятие, если имеет место "чернушная" подача материала, копание в "грязном белье", чрезмерная эксплуатация эротических мотивов, уход в астрологию и экстрасенсорику.
Стремление дистанцироваться от чтения "желтой" прессы у пользователей Рунета развивается по мере углубления противоречия между тем, о чем и как обычно пишет "желтая" пресса, и тем, что более всего интересует пользователя Рунета как читателя печатных изданий.
В частности, каждый второй респондент отметил, что его интересуют в большей степени интервью с известными деятелями политики, крупного бизнеса, культуры, шоу-бизнеса, а не отдельные нашумевшие события, скандалы, интимные подробности из их жизни. Аналогичный интерес вызовут рекомендательные сообщения (отзывы) о путешествиях и сообщения, репортажи о спортивных событиях.
Востребованными окажутся сообщения о способах поддержания здоровья и кулинарные рецепты, сообщения информационно-рекомендательного характера о косметической продукции, одежды, обуви.
Почти каждый третий респондент не против того, чтобы почерпнуть из "желтой" прессы сведения о криминальном мире, если это будет полезно для его личной безопасности. Аналогичный интерес вызовут сообщения о прошедших и предстоящих светских мероприятиях и о событиях мира моды.
Что касается аналитических материалов, комментариев в области политики и экономики, информации о новинках аудио- и видеопродукции, востребованных абсолютным большинством (70-80%) пользователей Рунета, то здесь наши респонденты не питают никаких иллюзий в отношении "желтой" прессы.
(http://subscribe.ru/blog/media.vox/post/20090128192236
проект «Глас Рунета»)
2. Рейтинги СМИ - Прессa
Представленные таблицы содержат данные по объемам аудитории изданий. Информация получена по результатам исследования "National Readership Survey" [http://www.tns-global.ru/rus/data/ratings/press/index.wbp]
Регион - Россия -Москва - Санкт- Петербург
Период - март -Июль 2009-10-29
Группа изданий:
· ежедневные газеты (Рис.2.1 Рейтинг ежедневных газет) Более детальное рассмотрение представлено в Приложении 1;
· еженедельные газеты (Рис.2.2 Рейтинг еженедельных газет)Более детальное рассмотрение представлено в Приложении 2;
· Еженедельные журналы (Рис.2.3 Рейтинг еженедельных журналов) Более детальное рассмотрение представлено в Приложении 3;
· Ежемесячные и выходящие раз в два месяца журналы (Рис.2.4 Рейтинг ежемесячных журналов ). Более детальное рассмотрение представлено в Приложении 4;
· Аудитории изданий в группе 12-19 лет в Москве (Таб.2.1)
Average Issue Readership (AIR) - усредненное количество читателей одного номера издания.
Все таблицы, в случаях если не указаны другие возрастные границы, содержат сведения о городском населении в возрасте 16 лет и старше.
Для тех изданий, по которым приведена информация по России, следует помнить, что данные по России включают данные по Москве и Санкт-Петербургу.
Рис.2.1. Рейтинг ежедневных газет
*При рассмотрении результатов по объемам аудитории газеты "The Moscow Times" следует помнить, что в опросах TNS Gallup Media принимает участие только русскоязычное население, вследствие чего часть аудитории данного издания не попадает в измерение и не учитывается в данных по полугодовой аудитории и по AIR.
Рис. 2.2 Еженедельные газеты
Рис.2.3 Еженедельные журналы
Рис.2.4 Ежемесячные и выходящие раз в два месяца журналы
Аудитории изданий в группе 12-19 лет в Москве
Таб.2.1
Группа изданий |
Издание |
AIR, тыс. чел. |
AIR, % |
|
Еженедельные издания |
||||
7 Дней |
161.0 |
21.4 |
||
Bravo |
33.4 |
4.4 |
||
Upgrade |
17.3 |
2.3 |
||
Автомир |
47.5 |
6.3 |
||
Антенна |
112.3 |
15.0 |
||
Ваш досуг |
15.2 |
2.0 |
||
Компьютерра |
12.2 |
1.6 |
||
Лиза |
44.2 |
5.9 |
||
МК-Бульвар |
28.0 |
3.7 |
||
Отдохни! |
34.6 |
4.6 |
||
Разгадай! |
24.4 |
3.3 |
||
ТВ-Парк |
71.5 |
9.5 |
||
Выходят 1 раз в 2 недели |
||||
Афиша |
65.3 |
8.7 |
||
Страна игр |
65.7 |
8.8 |
||
Ежемесячные издания |
||||
Cosmopolitan |
156.4 |
20.8 |
||
Elle Girl |
82.4 |
11.0 |
||
Geo |
38.6 |
5.1 |
||
I love you |
21.2 |
2.8 |
||
Oops! |
82.7 |
11.0 |
||
PC игры |
54.4 |
7.2 |
||
Rolling Stone |
28.1 |
3.7 |
||
Yes! |
91.7 |
12.2 |
||
Yes! - Звезды |
50.3 |
6.7 |
||
Вокруг света |
123.9 |
16.5 |
||
Дом-2 |
28.3 |
3.8 |
||
Игромания |
138.3 |
18.4 |
||
Караван историй |
76.0 |
10.1 |
||
Лиза.Girl |
47.7 |
6.3 |
||
Мир фантастики |
24.6 |
3.3 |
||
Ридерз Дайджест |
13.9 |
1.8 |
||
Хакер |
30.8 |
4.1 |
||
Хулиган |
15.9 |
2.1 |
Компания «Медиалогия» составила рейтинги цитируемости российских федеральных СМИ за август 2009 года (http://www.advertology.ru/article73547.htm)
Основой для построения рейтинга самых цитируемых российских СМИ стал Индекс Цитируемости (ИЦ) «Медиалогии».* Рейтинг построен на основе базы СМИ системы «Медиалогия», которая включает на данный момент 3 903 наиболее влиятельных источников РФ: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ и блоги. В данный рейтинг вошли российские СМИ федерального уровня, специализированные СМИ при подсчете не учитывались.
Период исследования - с 1 августа по 31 августа 2009 года
Таблица 2.2
Таблица 2.3
При оценке представленных исследований автор работы делает следующие выводы:
· Наиболее востребованными являются издания развлекательного характера;
· Данные издания имеют свою собственную аудиторию;
· По востребованности тех или иных изданий можно определить потребности рынка в тематике необходимой информации.