2. Аналитические жанры в газетах «Невское время» и «Деловой Петербург»
Рассмотрим виды аналитических жанров на примере газет «Невское время» и «Деловой Петербург».
Номер газеты «Невское время» от 15 марта 2006 года изобилует аналитическими текстами. Встречаются комментарии, статьи, аналитические интервью, эксперимент, версия и так далее. Рассмотрим некоторые из них более подробно.
Статья Т. Кирпичникова «Теперь купить можно все, кроме уважения» Т. Кирпичников. Теперь купить можно все, кроме уважения // Невское время№43 (3601). 15.03.2006. написана по случаю дня потребителя, который отмечается 15 марта. Автор утверждает, что день потребителя - это не столько праздник, сколько напоминание о том, что свои права нужно отстаивать. Эксперимент, проведенный автором, явился ответом на многочисленные звонки читателей в редакцию. Читатели жаловались, что практически невозможно разменять рано утром тысячерублевую купюру. Автор в живой непринужденной манере рассказывает о своих попытках разменять тысячную банкноту ранним утром. Потерпев ряд неудач, автор рассуждает об их причинах, анализирует ситуацию и делает выводы. Именно последнее превращает эксперимент из просто метода исследования в аналитических журналистский жанр. Автор говорит о недоверии людей друг к другу, безразличии и нежелании помочь. Данную публикацию с полным основанием можно отнести к жанру эксперимент.
Публикация А. Орлова и И. Снопченко «А за таракана ответишь!» А.Орлов и И.Снопченко. А за таракана ответишь! // Невское время№43 (3601). 15.03.2006, написанная также по случаю дня потребителя, может быть отнесена к жанру комментария. Авторы приводят подборку сюжетов, в которых права потребителя были грубо нарушены. Но находчивые граждане добивались восстановления своих прав через суд или договорным путем, получая при этом солидные денежные компенсации. В заключении авторы делают вывод о том, что не нужно бояться отстаивать свои права.
Интервью с Д. Месхиевым М. Лисовец.Театр-это женщина. // Невское время№43 (3601). 15.03.2006 может быть названо аналитическим. Собеседник журналиста, готовившего это интервью, Президент кинофестиваля «Санкт-Петербург» Д. Месхиев явно заинтересован в том, чтобы дать аудитории газеты как можно более развернутый комментарий проекта кинофестиваля на Дворцовой площади. Ему также важно как можно аргументировано изложить свою позицию, проанализировать причины возможного недовольства горожан по причине того, что на Дворцовой площади появится масса новых временных сооружений, кинозалов. Таким образом, автор интервью на свои вопросы получает не короткие однозначные ответы (что привело бы к созданию информационного интервью), а развернутый, достаточно глубоко обоснованный комментарий, что и делает данное интервью аналитической публикацией.
Статья Н. Алешиной и А. Чепакина «Полупостроенное полукольцо» Н. Алешина и А. Чепакин. Полупостроенное полукольцо// Невское время№43 (3601). 15.03.2006 относится к практико-аналитическому жанру. Авторы затрагивает конкретную проблему - разрыв на Ржевском участке кольцевой автодороги. Оценка ситуации авторами звучит однозначно: если бы не этот разрыв, даже с недостроенными развязками кольцевая автодорога была бы лучшей трассой в Петербурге и области. В качестве одной из основных причин авторы называют недобросовестность подрядчика - Балтийскую строительную компанию (БСК). Авторы видят решение сложившейся проблемы в привлечении вышестоящих инстанций, таких как Минтранс, кабинет министров. В заключении авторы сетуют на то, что расплачиваться приходиться не тем, кто строит, а тем, для кого строят.
Таким образом, в статье присутствуют все характерные для данного жанра составные части: описание и оценка проблемной ситуации; выяснение причин возникновения проблемы; поиск путей решения проблемы, то есть формулирование действий.
Публикация Н. Овсянниковой «В столице Карелии горят памятники архитектуры» Н. Овсянникова. В столице Карелии горят памятники архитектуры // Невское время№43 (3601). 15.03.2006 затрагивает проблему уничтожения культурно-исторического наследия города Петрозаводска. Приводя информацию о пожарах в исторической части города и гибели зданий-памятников деревянной архитектуры, автор делает предположение о не случайности описанных событий. Автор связывает происходящее уничтожение культурного наследия с массовой застройкой центральной части города, где дороговизна земли создает невыгодные условия для поддержания памятников архитектуры в должном состоянии и соответствующего их использования. Автор статьи делает вывод о том, что поджоги в центре Петрозаводска - это спланированная акция, имеющая целью освободить площадь под коммерческую застройку. Таким образом, данную публикацию следует отнести к разряду «версия».
Статья С. Ойра С. Ойра. Новгородцы ездят за продуктами в Петербург и Псков // Невское время№43 (3601). 15.03.2006 посвящена продовольственной проблеме, сложившейся в великом Новгороде. Автор описывают парадоксальную ситуацию, сложившуюся в этом провинциальном городе: средняя зарплата в регионе заметно ниже, чем в Санкт-Петербурге, а цены на продовольствие в магазинах в полтора раза выше. В связи с указанными обстоятельствами, новгородцы вынуждены как в старые добрые времена выезжать за покупками в Петербург. Автор с иронией пишет о том, что от этого выиграли турфирмы, которые моментально откликнулись на новые потребности рынка и организовали специальные шоп-туры в Петербург с заездами в крупнейшие гипермаркеты.
Анализируя причины сложившегося положения на продовольственном рынке Великого Новгорода, автор приходит к выводу о том, что такова политика вышестоящего руководства и финансовой элиты региона. Указанные круги намеренно закрывают новгородский рынок для конкурентов , в частности для магазинов сети «Пятерочка» и «Лента), боясь потерять прибыль. Автор открыто указывает на мэра Новгорода, как на потворника такой продовольственной политики. Таким образом, в публикации присутствуют все признаки, которые позволяют отнести данную статью к практико-аналитическим.
Публикация «Дети глотают пьяный воздух «свободы» Н. Матвеева. Дети глотают пьяный воздух «свободы // Невское время№43 (3601). 15.03.2006 затрагивает острую болезненную тему детской преступности и беспризорности. Автор Н. Матвеева приводит данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей, пытается отыскать корни проблемы. Автор подчеркивает, что необходимо четко разделять проблемы беспризорности и безнадзорности. Беспризорные дети, попадая в органы охраны правопорядка, передаются затем в специальные детские учреждения и их судьба более или менее определяется. Гораздо сложнее обстоит дело с безнадзорными детьми. Такие дети, как правило, имеют родителей или опекунов и органы милиции обязаны возвращать их в семью, то есть в ту среду, которая и толкнула детей на преступный путь. Автор указывает на то вопиющий факт, что часто родители знают о том, чем занимаются их дети и сами подталкивают их на противоправные действия. Таким образом, проблема детской безнадзорности приобретает совсем иной масштаб и выглядит как часть проблемы социальной незащищенности. Автор заканчивает свой репортаж риторическим вопросом: Так кто же способен найти решение проблемы? Итак, вышеописанную статью следует также отнести к практико-аналитическому жанру.
Публикация С. Тачаева «Разберемся без ГАИ» относится к жанру комментария. Автор, излагая грядущие в скором времени поправки в закон об ОСАГО дает им оценку, указывает на положительные и отрицательные стороны данного события. Автор подчеркивает, что за новыми формулировками закона грядет целая революция: впервые российские служащие ГИБДД могут лишиться своего монопольного права разбора ДТП. Автор цитирует высокопоставленных чиновников, которые также дают свою личную оценку происходящему. Как уже указывалось выше, личная оценка, является отличительным признаком жанра комментария.
Статья С. Ачильдиева С. Ачильдиев. Чисто там, где метут! // Невское время№43 (3601). 15.03.2006 посвящена проблеме поддержание чистоты на улицах города. Автор проводит аналогии с европейскими странами и ставит вопрос: Почему на российских улицах так грязно? Сам по себе поставленный вопрос «почему?» указывает на аналитический характер статьи. Автор делает небольшой исторический экскурс в Россию двадцатых годов и в дореволюционную Россию и приходит к выводу, что чистота на улицах, а точнее, ее отсутствие, никак не связано с политическим режимом, и что привычка убирать за собой, видимо, просто отсутствует в нашей культуре.
Автор рассказывает о своей поездке в Европу и о трепетном отношении за границей к чистоте на улицах. Автор ставит вопрос: так что же в первую очередь необходимо для поддержания чистоты на улицах, активная уборка, или повышение культуры населения. Автор говорит о том, что данную проблему надо решать в комплексе. Во-первых, безусловно, увеличивать штат дворников и повышать оплату их труда, и, во-вторых, перенять опыт Европы, где, начиная с детсадиковского возраста, детей приучают не сорить на улицах.
Кроме перечисленных публикаций в номере также присутствуют интервью П. Майковым и Ю. Бордовских, которые, судя по характеру задаваемых вопросов и ответам на них, следует отнести к аналитическим, другие заметки. Рассматривая в целом номер газеты, можно заключить, что большинство публикаций носит в той или иной степени аналитический характер.
Газета «Деловой Петербург» ориентирована на читателя, ведущего активную деловую жизнь, на людей, принимающих решения. В связи с этим газета изобилует чисто информационными сообщениями, лишенными каких бы то ни было комментариев или личного отношения автора. Такая специализация газеты, очевидно, связана с тем, что в наше время информация является важнейшим ресурсом, который позволяет существенно экономить время и зарабатывать деньги. Как правило, личные комментарии автора, гораздо меньше интересуют деловую публику, чем сами факты. Исключение составляют случаи, когда комментарий дает высокопоставленный чиновник или компетентный в данной области специалист, чье мнение ценно для читательской аудитории.
Например, публикация В. Крыловой «Бизнес стонет без рабочих рук» В. Крылова. Бизнес стонет без рабочих рук// Деловой Петербург №41 (2118).-13.03.2006. практически полностью построена на высказываниях компетентных лиц. Статья начинается с заявления главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александра Шохина о том, что в России создадут Национальное агентство профессиональных компетенций. Автор продолжает статью эмоциональным заявлением А. Шохина, что уже через несколько лет, если ситуация не измениться, отечественным промышленникам практически некого будет брать на работу, не останется квалифицированных подготовленных кадров. Автор сообщает читателям, что для решения этой актуальной проблемы состоялся круглый стол на тему: «Взаимодействие бизнеса и образования в реализации приоритетного национального проекта». Автор сообщает, что собравшиеся бизнесмены пришли к выводу о необходимости менять политику по отношению к кадрам. Участники круглого стола решили, что от спонсирования учебных заведений представители бизнеса должны как минимум предъявить свои требования к их выпускникам, исходя из потребностей рынка труда. Этим и займется Национальное агентство профессиональных компетенций, создать которое намерены члены РСПП. Автор также сообщает о том, что А. Шохин предложил отдать ПТУ и техникумы корпорациям. Далее автор цитирует его слова: «Тогда вместо скинхедов оттуда выйдут действительно квалифицированные рабочие».
Автор цитирует и других участников круглого стола, которые также разделяют тревогу председателя относительно кадрового вопроса. В частности, автор приводит пример выступления представителей ивановских текстильщиков, которые жаловались на то, что закупив дорогое современное оборудование, они не смогли у себя в городе найти достаточно квалифицированный персонал для обслуживания техники. На этом публикация заканчивается. Мы не находим в ней ни комментария автора, ни отношения его к проблеме, ни прогноза, ни версий. Автор лишь констатирует проблему, приводит факты.
Отнести публикацию к аналитическому жанру позволяет наличие оценок и путей решения проблемы, которые дают герои публикации, в частности глава РСПП Александр Шохин.
«Деловой Петербург» вообще изобилует подобного рода публикациями.
Статья М. Лялина и М. Евневич «Государство играет в купи-продай» М. Лялин и М. Евневич «Государство играет в купи-продай// Деловой Петербург №41 (2118).-13.03.2006 написана в аналитическом стиле. Публикация начинается информационным сообщением, что по подсчетам правительствам в 2006 году поступления в бюджет от приватизации федерального имущества должны составить не менее тридцати одного миллиарда рублей. Далее авторы делают небольшой экскурс в историю и приводят данные за прошлый год, говоря о том, что в 2005 году государство выполнило план по приватизации федерального имущества на восемьдесят процентов, что в денежном выражении составляет тридцать миллиардов рублей. Причем из указанной суммы почти двадцать два миллиарда государство заработало на продаже двадцати процентов пакета акций ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат». Получается, что за остальную приватизацию государство получило всего восемь миллиардов рублей.
Авторы сообщают, что несмотря на столь неоднозначный прошлогодний итог, премьер-министр снова подписал чрезмерно оптимистичный план. В последнем замечании звучит оценка авторов и поэтому данная публикация может быть названа аналитической. Подобного рода небольшие замечания и оценки звучат и ниже по тексту. Кроме того, авторы цитируют высказывания компетентных людей, в частности А. Вагина, которые также дают оценки и делают прогнозы.
Популярны в «Деловом Петербурге» также и пресс-релизы. В частности статья Е. Китаевой «Дизайнеров считают по осени и по весне» Е. Китаева. Дизайнеров считают по осени и по весне // Деловой Петербург №43 (2120).-15.03.2006. рассказывает об особенностях работы дизайнеров одежды, об эффективности и капиталозатратах этого труда. Автор сообщает, что работа дизайнеров подчинена полугодичному циклу, связанному с подготовкой коллекции, производство коллекции петербургского дизайнера обходится примерно в пять тысяч евро. Далее автор рассказывает о том, что в зависимости от выбранной системы продажи коллекции дизайнеров можно разделить на две группы. Первая работает преимущественно в режиме ателье, когда клиент приходит в салон дизайнера по предварительному звонку и дизайнер шьет одежду по меркам клиента. Автор приводит фамилии дизайнеров, которые выполняют такого рода услуги.
Дизайнеры другой группы продают готовую одежду и , в основном, через бутики. Их общение с клиентом минимизировано. Автор опять называет фамилии дизайнеров, работающих в данном направлении. В качестве конкретного примера автор приводит модный дом «Лилия Кисиленко» и рассказывает о его генеральном директоре, что по сути является скрытой рекламой.
Статья М. Милкиной «Маникюрные услуги стали основными» М. Милкина. Маникюрные услуги стали основными» // Деловой Петербург №42 (2119).-14.03.2006 также может быть отнесена к жанру пресс-релиза. Автор рассказывает историю открытия и развития бизнеса маникюрного салона, упоминая названия и фамилии его создателей. Автор цитирует владелицу салона, которая подробно рассказывает почему она решила открыть именно такой салон, каких затрат это от не потребовала, каковы ее дальнейшие планы. Автор подробно рассказывает о спектре услуг, предлагаемых в салоне, о преимуществах такой узкой специализации и даже приблизительно указывает стоимость услуг. Данная публикация, безусловно, носит информационно-рекламный характер, в связи с чем ее следует отнести к пресс-релизу.
- 199194, Санкт-Петербург, ул. Маяковского, д. 46,
- 2.1. Современные печатные издания, специализирующиеся на журналистских расследованиях.
- 25 Мая в Санкт-Петербурге состоится открытие завода «ЭнСиСи — Перспектива»
- Билет 31. Рынок печатных сми Санкт-Петербурга
- Печатные сми Санкт-Петербурга
- Вопросы к экзамену «Основы творческой деятельности» (разделы «Журналистика новостей» и «Аналитические жанры»)
- Характеристика печатных сми
- 12.2. Особенности работы журналиста в печатных сми
- Печатные сми Санкт-Петербурга
- История развития печатных сми в России.