Приложение 1.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ КИНОФЕСТИВАЛИ, смотры достижений киноискусства различных стран. Кинофестивали подразделяются на конкурсные и внеконкурсные, специализированные и общие. На конкурсных кинофестивалях лучшим фильмам и их создателям (режиссерам, актерам, сценаристам, операторам, композиторам) жюри присуждает премии, призы, дипломы. Как правило, каждый фильм, отобранный для показа на кинофестивале, получает диплом участника. Помимо официальных призов, фильмы-участники могут быть удостоены премий различных международных или национальных общественных организаций, например, ФИПРЕССИ (Международная организация кинопрессы), УНИАТЕК (Международный союз технических кинематографических ассоциаций). Специализированные кинофестивали группируются по видам кинопродукции (художественные, документальные, научно-популярные, рекламные, учебные, анимационные фильмы), по жанрам (экспериментальное кино, фантастика, комедии, детские, юношеские, спортивные фильмы), по регионам (стран Азии, Африки, Латинской Америки, арабского мира, Средиземноморья, балканских стран), а также другим признакам (фестивали молодых кинематографистов, женщин-режиссеров, фестивали лент прошлых лет, лент-участников других фестивалей — так называемые фестивали фестивалей). В рамках одного фестиваля могут быть организованы несколько специализированных конкурсов, обычно проводятся ретроспективные и внеконкурсные показы. Международные кинофестивали способствуют выявлению и пропаганде значительных творческих работ, созданных кинематографистами за определенный период, как правило, за предыдущий год (изредка за два-три года). Первый международный кинофестиваль был проведен в Венеции в 1932 году в рамках Биеннале — смотра произведений различных видов искусства. Одним из первых стал международный кинофестиваль в Москве, организованный в 1935 году. В Париже международный кинофестиваль был проведен в 1937 году, в рамках Всемирной выставки. Традиция проводить кинофестивали в рамках крупных международных выставок и ярмарок сохранилась и в послевоенные годы. Кинофестивали организовывались в рамках Всемирных выставок (Брюссель, 1958; Монреаль, 1967), музыкальных и театральных фестивалей (Эдинбург, Авиньон), фестивалей молодежи и студентов (Москва, 1957; Гавана, 1978), региональных фестивалей культуры (Алжир, 1969). Иногда кинофестивали проводятся как разовая акция (например, фестиваль антифашистского кино в Волгограде в 1975). Но с 1960-х годов ведущую роль в кинематографических смотрах стали играть периодически проводимые (в основном ежегодные) фестивали. Международные фестивали проводятся по правилам, установленным Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ). Регламент ФИАПФ определяет длительность кинофестивалей, количество фильмов официального (конкурсного и внеконкурсного) показа, общие условия отбора, транспортировки, хранения и демонстрации картин. Сроки и списки кинофестивалей ежегодно пересматривает фестивальная комиссия ФИАПФ. Согласно регламенту в конкурсах неспециализированных фестивалей не должны допускаться фильмы, принимавшие участие в других фестивалях. Однако для организаторов фестивалей решения ФИАПФ носят рекомендательный характер. К высшей, самой престижной группе фестивалей, так называемой группе А, относятся кинофестивали в Каннах, Венеции, Берлине, Москве, Карловых Варах, Сан-Себастьяне. Их проведение становится важнейшим событием кинематографического года. Обычно именно на этих фестивалях проходят премьеры фильмов крупнейших мастеров современного кино, получают известность молодые актеры и режиссеры. Особым престижем в кинематографическом мире пользуется специализированный фестиваль короткометражного кино в немецком городе Оберхаузене (земля Северный Рейн-Вестфалия), проводившийся с 1955 года. Его победители, обычно молодые кинематографисты, наряду с призами получают и денежные премии, которые позволяют им продолжить работу в кино. Среди множества других проводившихся фестивалей известностью пользуются киносмотры: в Акапулько (Мексика), Барселоне, Бильбао (Испания, короткометражные фильмы), Брюсселе, Вене, Гаване (стран Латинской Америки), Гетеборге, Гонконге, Дели, Загребе (анимационных фильмов), Каире, Картахене (Колумбия, стран Латинской Америки), Карфагене (Тунис, арабских стран и Африки), Кракове (короткометражные фильмы), Лейпциге (короткометражные фильмы), Локарно (Швейцария), Лондоне, Лос-Анджелесе, Малаге (Испания, авторского кино), Мангейме (Германия), Маниле (Филиппины), Монреале, Нионе (Швейцария), Нью-Йорке (фильмы для юношества), Париже, Пезаро («новое» кино), Рио-де-Жанейро, Роттердаме, Салониках, Сан-Паулу (Бразилия), Сочи (Россия), Ташкенте (стран Азии, Африки и Латинской Америки, проводился раз в два года с 1968), Токио, Торонто, Триесте (фантастика), Хихоне (Испания, детское кино), Чикаго.
- Основы киноэстетики
- Споры 20-х годов о кино.
- Монтаж аттракционов. С.М.Эйзенштейн.
- «Актерский» кинематограф.
- «ФэкСы».
- Поэтическое кино.
- 30-Е годы. Новые имена.
- Появление музыкальной комедии.
- Кино 1940-х – 1950-х.
- 1960-Е годы. Возрождение российского кино.
- Появление национальных кинематографий.
- 1970-Е годы. Зрелость российского кинематографа.
- Российский авторский кинематограф.
- Кинематограф на перепутье. Последние годы.
- Приложение 1.
- Наиболее крупные международные кинофестивали (мкф класса а).
- Приложение 2. Награды киноакадемий.
- Приложение 3. Российские кинофестивали.
- Приложение 4. Телевизионное кино.
- Оглавление:
- 30-Е годы. Новые имена.
- 1960-Е годы. Возрождение российского кино.
- 1970-Е годы. Зрелость российского кинематографа.