logo search
К

Глава 1. Теоретические основы модерации

Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание».

Модерация - одна из антропоцентричных категорий языка, которая имеет статус самостоятельной функционально-семантической категории в современном английском языке. Она соотносится с такими понятиями, как оценочная модальность, языковая картина мира, прагматика и имеет статус метаоценки.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ:

  Модерация - метод в бизнес-тренинге, позволяющий группе выработать новое понятие с едиными критериями, одинаково понимаемыми ипринимаемыми каждым участником тренинга. В ходе тренинга тренер создает вместе с группой единый язык общения. Чтобы снять противоречия между пониманием и принятием ключевых понятий тренер, пользуется модерацией. Модерация позволяет мыслительные процессы, обычно скрытые от внешнего наблюдателя, сделать наглядными и внешне наблюдаемыми. Также модерация позволяет свернутый во времени процесс мышления развернуть и представить в виде последовательности этапов, что очень важно в обучении.

  Модерация – это формат групповой работы, позволяющий участникам рассмотреть выбранную тему или ситуацию с разных сторон, выработать решение и определить порядок его реализации.

Модерация — способ систематического, структурированного ведения заседания с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встреч (конференций, семинаров).

Стратегические модерации – это содержательная работа над вопросами, связанными с разработкой, переоценкой или актуализацией стратегии организации.

Таким образом, модерация соотносится с оценочной модальностью,

поскольку она по существу есть проявление субъективизма. Модерация

соотносится с соответствующей ей суперкатегории оценки в целом, являясь метаоценкой, при этом образуя иерархичные подсистемы как оппозитивного характера, типа модерация . немодерация, которая представлена категорией интенсивности, так и неопозитивного характера, типа модерация -градуальность проявления признака. С концептуальной точки зрения модерация противостоит русскоязычной категории "чуждости", которая основана на жестком противопоставлении двух миров "свой-чужой", в то время как модерация является остранением от "своего" и "чужого".

Модерация категория глубинная. И как все "скрытые" категории она

является антропоцентричной, скажем "точкозрительной". Аномальная проба и системный анализ- это главные стратегии ее "распаковки". Именно через такие стратегии и актуализируется вся система норм "человеческого контекста".

 Задачами такой модерации могут быть:

- Формирование стратегического Видения;

- Совершенствование партнерской модели акционеров;

- Анализ внешней ситуации, оценка возможностей развития организации;

- Корректировка стратегических целей в соответствии с внешними изменениями в сфере деятельности организации (рынок, общественность и т.д.);

- Анализ ресурсов развития организации.

Участниками стратегических модераций как правило являются руководители общественных и коммерческих организаций  (бизнес-партнеры, акционеры, владельцы, топ-менеджмент). 

Модерация в свою очередь способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена коллектива, без лишних потерь рабочего времени.

Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочее заседание и во все фазы рабочего процесса. Таким образом обеспечивается оптимальное использование идей и энергии членов группы и гарантируется, что за счет перераспределения заданий все делают общее дело.

Принципы работы модерации:

- систематичность (каждое отдельное действие логически следует за другим);

- структурированность (каждый раздел работы рационально делится на части);

- прозрачность (исключаются манипуляции любого рода).

Такая совместная работа доставляет удовольствие. А работа, приносящая удовольствие, приводит к хорошим результатам.

Цели и задачи модерации редко могут быть сформулированы с

предельной четкостью, количество участников и продолжительность взаимодействия практически не ограничивается, и никто из создателей не имеет достаточно сильной мотивации и возможностей для исполнения всех функций модератора.

Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся на форуме информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения.

Модерация требуется там, где люди стремятся достигнуть общей цели в командной работе, проектной группе, в ходе круглого стола или какой-то иной встречи.

Значение компетентных модераторов для организации невозможно переоценить.

Что нужно для проведения успешной модерации?

Модерация не панацея и не волшебное средство. Модерация – определенный принцип действия, с помощью которого Вы соберете команду, сможете систематизировать энергию и идеи для работы над общими целями. Для этого требуются определенные условия. Важнейшее условие – достоверность и доверие, оказывающие влияние на культуру управления и общения. Проявляется это следующим образом.

Обязанности модератора

Модератор должен играть роль посредника. Он оказывает помощь команде в постановке цели и ее эффективном достижении. Модератор может быть приглашен на заседание со стороны, а может быть выбран из сотрудников коллектива специально для проведения модерации.

Какой позиции и взглядов должен придерживаться модератор? В идеале это должна быть совокупность таких качеств, как хладнокровие, оптимизм, способность действовать, с одной стороны, и толерантность — с другой. Но важнейшими качествами идеального модератора являются честность и открытость. Эти качества – основа доверия со стороны коллектива. Когда Вы искренни как модератор и завоевываете доверие участников, Вы, даже совершая ошибки, способны справиться со сложными ситуациями.Итак: будьте самим собой, не притворяйтесь, не играйте никакой роли — это залог успешной модерации.

Ключевые слова: модерация, точка зрения, аппроксимация, недооценка, поглотитель шока.

На наш взгляд, модерация как субкатегория оценки может рассматриваться двупланово: как категория логики и как лингвистическая категория. В традиционной логике модерация противопоставляется категорическим суждениям, в которых предикат утверждается или отрицается при исключении каких-либо альтернатив. А в логической концепции Л.Заде, на которую ссылается в одной из своих работ Дж. Лакофф, модерация соотносится с лингвистической переменной (fuzzy set) в том смысле, что как модерация, так и лингвистическая переменная не вписываются в двухместную логику, поскольку охватывают не только ложь и истину, но и разнообразные градации типа «скорее ложно, чем истинно», «до некоторой степени истинно». Как лингвистическая категория модерация характеризуется, во-первых, универсальностью смысла, общего для многих языков, например, приблизительная номинация, риторика хезитации, стилистика и социолингвистика речевого поведения, и, во-вторых, идиоэтничностью интерпретационного компонента. Каждый язык имеет в своем арсенале языковые средства манифестации модерации, но не в каждом языке универсальность смысла подтверждается категориальным статусом. Связь между оценкой и модерацией осуществляется через участие последней в квалификативной структуре высказывания. Такая связь, на наш взгляд, способствует выполнению указательно-дейктической и субъективно-оценочной функции. Модерация характеризуется признаками как абсолютной оценки (хорошо, плохо), так и сравнительной (лучше, хуже, равноценно, предпочитается). Но если основная сфера значений суперкатегории оценки связана с признаками «хорошо-плохо», то сфера значений модерации обусловлена рядом специфических факторов содержания и условия общения, то есть возникает из прагматического компонента среды, фиксируясь в системе языка. Учитывая тот факт, что оценка является особого рода отношением говорящего к номинации, мы рассматриваем модерацию как своего рода точку зрения на действительность. Таким образом, модерация соотносится с оценочной модальностью, поскольку она по существу есть проявление субъективизма. Модерация соотносится с соответствующей ей суперкатегории оценки в целом, являясь метаоценкой, при этом образуя иерархичные подсистемы как оппозитивного характера, типа модерация . немодерация, которая представлена категорией интенсивности, так и неопозитивного характера, типа модерация . градуальность проявления признака. С концептуальной точки зрения модерация противостоит русскоязычной категории «чуждости», которая основана на жестком противопоставлении двух миров «свой-чужой», в то время как модерация является остранением от «своего» и «чужого». Модерация категория глубинная. И как все «скрытые» категории она является антропоцентричной, скажем «точкозрительной». Аномальная проба и системный анализ . это главные стратегии ее «распаковки». Именно через такие стратегии и актуализируется вся система норм «человеческого контекста». Общая рабочая структура процесса модерации

Подобно спектаклю модератором составляется сценарий, который охватывает разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:

1. Введение

2. Рабочий этап

3. Заключительный этап

Структура рабочего процесса зависит от типа митинга: проектный или регулирующий, рабочих задач и желаемого результата.

Некоторые методы и техники модерации

Таким образом, вы, вероятно, определили, что техники модерации являются лишь одним из элементом процесса модерации, но все же какие они есть и в чем их особенность? Приступим!

Базовые правила поведения модератора

Как уже было указано в отличиях при проведении митинга и тренинга-семинара, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается, отмечу лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:

То, что не решает проблем не достойно внимания и времени, тогда какие же проблемы и сложности способен решать правильно поставленный процесс модерации?

Проблемы, которые решает модерация

Сходство с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным. Так, когда в компании Team Training International, которая объединяет в себе известных тренеров практически всех крупных стран мира, возникла необходимость разработки стратегии развития – был приглашен независимый модератор, который помогал тренерам и менеджерам прийти к общему решению (что уж говорить о митингах или собраниях внутри компаний, которые не занимаются консалтингом?). При подготовке к процессу модерации, ведущему важно собрать необходимую информацию и, совместно с заказчиком определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.

Проведение модерации является мощным якорем,  вехой, точкой отсчета.

Модерация затрагивает мыслительные процессы. Если в группе есть активные участники, которые не склонны к анализу, предпочитают действие, то важно во время модерации уделить им больше внимания, пусть именно они ведут записи на карточках и клеят их. Если таких участников большинство, важно проводить модерацию быстро, не углубляться в споры и разногласия. При этом тренер скоростью своей речи и жестами задает быстрый темп, в котором проходит работа.

Во время модерации недопустимо вялое поведение и тихий голос тренер,

т.к. он может потерять группу, сделать процессы неуправляемыми. Тренеру важно быть бдительным и максимально включенным в каждого участника, чтобы вовремя почувствовать накопившуюся в группе усталость.

  Говоря о задачах, необходимо отметить, что очень часто они понимают как синоним цели, например: «Задача - поставленная цель, которую стремятся достигнуть».

Однако существует и другое, отвечающее нашим потребностям определение:

Задачи - координированная и систематизированная серия элементов работы, используемых для достижения результатов.

Своими словами это можно сформулировать так: цель как образ желаемого результата включает в себя задачи как последовательность действий, этапы, направленные на его достижение.

Выводы

Модерация — инструмент, который полностью ориентирован на достижение конкретных результатов и дает сильный позитивный эффект, позволяющий участникам ощутить собственную причастность к процессам принятия решений.

Западноевропейская модель методической техники модерации позволяет достаточно четко и в короткие сроки подобрать рациональные методы для решения конкретных задач, объединить участников, побудить к совместной выработке путей решения проблемы, и, подвести их к переносу найденного решения на практическую платформу.

Описанные возможности позволяют применять этот инструмент не только в тренингах, но и для решения других комплексных и сложных задач: например, при проведении совещаний (что успешно используется во многих компаниях).

Итак, модерация – это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений; б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.

Цель проведения модерации – наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.