Глава 1. Теоретические основы модерации
Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание».
Модерация - одна из антропоцентричных категорий языка, которая имеет статус самостоятельной функционально-семантической категории в современном английском языке. Она соотносится с такими понятиями, как оценочная модальность, языковая картина мира, прагматика и имеет статус метаоценки.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ:
Модерация - метод в бизнес-тренинге, позволяющий группе выработать новое понятие с едиными критериями, одинаково понимаемыми ипринимаемыми каждым участником тренинга. В ходе тренинга тренер создает вместе с группой единый язык общения. Чтобы снять противоречия между пониманием и принятием ключевых понятий тренер, пользуется модерацией. Модерация позволяет мыслительные процессы, обычно скрытые от внешнего наблюдателя, сделать наглядными и внешне наблюдаемыми. Также модерация позволяет свернутый во времени процесс мышления развернуть и представить в виде последовательности этапов, что очень важно в обучении.
Модерация – это формат групповой работы, позволяющий участникам рассмотреть выбранную тему или ситуацию с разных сторон, выработать решение и определить порядок его реализации.
Модерация — способ систематического, структурированного ведения заседания с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встреч (конференций, семинаров).
Стратегические модерации – это содержательная работа над вопросами, связанными с разработкой, переоценкой или актуализацией стратегии организации.
Таким образом, модерация соотносится с оценочной модальностью,
поскольку она по существу есть проявление субъективизма. Модерация
соотносится с соответствующей ей суперкатегории оценки в целом, являясь метаоценкой, при этом образуя иерархичные подсистемы как оппозитивного характера, типа модерация . немодерация, которая представлена категорией интенсивности, так и неопозитивного характера, типа модерация -градуальность проявления признака. С концептуальной точки зрения модерация противостоит русскоязычной категории "чуждости", которая основана на жестком противопоставлении двух миров "свой-чужой", в то время как модерация является остранением от "своего" и "чужого".
Модерация категория глубинная. И как все "скрытые" категории она
является антропоцентричной, скажем "точкозрительной". Аномальная проба и системный анализ- это главные стратегии ее "распаковки". Именно через такие стратегии и актуализируется вся система норм "человеческого контекста".
Задачами такой модерации могут быть:
- Формирование стратегического Видения;
- Совершенствование партнерской модели акционеров;
- Анализ внешней ситуации, оценка возможностей развития организации;
- Корректировка стратегических целей в соответствии с внешними изменениями в сфере деятельности организации (рынок, общественность и т.д.);
- Анализ ресурсов развития организации.
Участниками стратегических модераций как правило являются руководители общественных и коммерческих организаций (бизнес-партнеры, акционеры, владельцы, топ-менеджмент).
Модерация в свою очередь способствует достижению цели с оптимальным использованием креативности каждого члена коллектива, без лишних потерь рабочего времени.
Цель проведения модерации — наиболее полное вовлечение всех участников в рабочее заседание и во все фазы рабочего процесса. Таким образом обеспечивается оптимальное использование идей и энергии членов группы и гарантируется, что за счет перераспределения заданий все делают общее дело.
Принципы работы модерации:
- систематичность (каждое отдельное действие логически следует за другим);
- структурированность (каждый раздел работы рационально делится на части);
- прозрачность (исключаются манипуляции любого рода).
Такая совместная работа доставляет удовольствие. А работа, приносящая удовольствие, приводит к хорошим результатам.
Цели и задачи модерации редко могут быть сформулированы с
предельной четкостью, количество участников и продолжительность взаимодействия практически не ограничивается, и никто из создателей не имеет достаточно сильной мотивации и возможностей для исполнения всех функций модератора.
Модерация нужна для поддержания порядка в самом широком смысле. Это означает как упорядочивание содержащейся на форуме информации, так и контроль обсуждений и поддерживание адекватного стиля общения.
Модерация требуется там, где люди стремятся достигнуть общей цели в командной работе, проектной группе, в ходе круглого стола или какой-то иной встречи.
Значение компетентных модераторов для организации невозможно переоценить.
Классическими предпосылками модерации служат ситуации, в которых группе или команде предстоит совместное достижение результатов. Вот некоторые типичные примеры. Группе представили новый проект, организационную структуру или решения, и появляется удобный случай это обсудить.
На круглом столе хотят проанализировать проблему и принять верные решения.
Необходимо уточнить задачу проектной группы и сформулировать четкую цель с планированием времени и этапов работы.
Команда хотела бы произвести четкое распределение рабочих заданий по конкретному проекту.
Команде перед принятием важного решения необходимо встретиться и обсудить все аспекты.
Команда хочет собрать, обобщить и взвесить все идеи по поводу нерешенного вопроса и в итоге разработать проект его решения.
Два отдела должны найти выход из длительного конфликта.
Команда руководителей отделов хочет понять типичные причины несогласованности действий своих подразделений и устранить их навсегда.
Команда руководителей среднего и высшего звеньев хочет выработать годовую стратегию дальнейшей деятельности компании.
Что нужно для проведения успешной модерации?
Модерация не панацея и не волшебное средство. Модерация – определенный принцип действия, с помощью которого Вы соберете команду, сможете систематизировать энергию и идеи для работы над общими целями. Для этого требуются определенные условия. Важнейшее условие – достоверность и доверие, оказывающие влияние на культуру управления и общения. Проявляется это следующим образом.
Сотрудники должны быть в полной мере информированы о поводе, цели, основании и ожидаемых результатах работы, а также о пользе, которую принесет работа.
Вся важная информация должна быть доступна сотрудникам.
Совместная работа и общение в процессе модерации не должны блокироваться и тормозиться из-за иерархичности, субординации в коллективе. Должен быть гарантирован свободный и открытый обмен мнениями.
Во время совместной работы предпочтение отдается качеству аргументов, а не иерархическому статусу человека, их выдвигающего.
Особую ценность имеет принцип доверия: что сказано, то остается
принципиальным в процессе модерации.
Обязанности модератора
Модератор должен играть роль посредника. Он оказывает помощь команде в постановке цели и ее эффективном достижении. Модератор может быть приглашен на заседание со стороны, а может быть выбран из сотрудников коллектива специально для проведения модерации.
Какой позиции и взглядов должен придерживаться модератор? В идеале это должна быть совокупность таких качеств, как хладнокровие, оптимизм, способность действовать, с одной стороны, и толерантность — с другой. Но важнейшими качествами идеального модератора являются честность и открытость. Эти качества – основа доверия со стороны коллектива. Когда Вы искренни как модератор и завоевываете доверие участников, Вы, даже совершая ошибки, способны справиться со сложными ситуациями.Итак: будьте самим собой, не притворяйтесь, не играйте никакой роли — это залог успешной модерации.
Ключевые слова: модерация, точка зрения, аппроксимация, недооценка, поглотитель шока.
На наш взгляд, модерация как субкатегория оценки может рассматриваться двупланово: как категория логики и как лингвистическая категория. В традиционной логике модерация противопоставляется категорическим суждениям, в которых предикат утверждается или отрицается при исключении каких-либо альтернатив. А в логической концепции Л.Заде, на которую ссылается в одной из своих работ Дж. Лакофф, модерация соотносится с лингвистической переменной (fuzzy set) в том смысле, что как модерация, так и лингвистическая переменная не вписываются в двухместную логику, поскольку охватывают не только ложь и истину, но и разнообразные градации типа «скорее ложно, чем истинно», «до некоторой степени истинно». Как лингвистическая категория модерация характеризуется, во-первых, универсальностью смысла, общего для многих языков, например, приблизительная номинация, риторика хезитации, стилистика и социолингвистика речевого поведения, и, во-вторых, идиоэтничностью интерпретационного компонента. Каждый язык имеет в своем арсенале языковые средства манифестации модерации, но не в каждом языке универсальность смысла подтверждается категориальным статусом. Связь между оценкой и модерацией осуществляется через участие последней в квалификативной структуре высказывания. Такая связь, на наш взгляд, способствует выполнению указательно-дейктической и субъективно-оценочной функции. Модерация характеризуется признаками как абсолютной оценки (хорошо, плохо), так и сравнительной (лучше, хуже, равноценно, предпочитается). Но если основная сфера значений суперкатегории оценки связана с признаками «хорошо-плохо», то сфера значений модерации обусловлена рядом специфических факторов содержания и условия общения, то есть возникает из прагматического компонента среды, фиксируясь в системе языка. Учитывая тот факт, что оценка является особого рода отношением говорящего к номинации, мы рассматриваем модерацию как своего рода точку зрения на действительность. Таким образом, модерация соотносится с оценочной модальностью, поскольку она по существу есть проявление субъективизма. Модерация соотносится с соответствующей ей суперкатегории оценки в целом, являясь метаоценкой, при этом образуя иерархичные подсистемы как оппозитивного характера, типа модерация . немодерация, которая представлена категорией интенсивности, так и неопозитивного характера, типа модерация . градуальность проявления признака. С концептуальной точки зрения модерация противостоит русскоязычной категории «чуждости», которая основана на жестком противопоставлении двух миров «свой-чужой», в то время как модерация является остранением от «своего» и «чужого». Модерация категория глубинная. И как все «скрытые» категории она является антропоцентричной, скажем «точкозрительной». Аномальная проба и системный анализ . это главные стратегии ее «распаковки». Именно через такие стратегии и актуализируется вся система норм «человеческого контекста». Общая рабочая структура процесса модерации
Подобно спектаклю модератором составляется сценарий, который охватывает разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:
1. Введение
формирование и рассылка повестки дня митинга участвующим экспертам
постановка и ознакомление с правилами работы
2. Рабочий этап
постановка ключевых вопросов
структура (последовательность действий)
подбор техник модерации
формат визуализации
3. Заключительный этап
фиксация и представление результатов.
Структура рабочего процесса зависит от типа митинга: проектный или регулирующий, рабочих задач и желаемого результата.
Некоторые методы и техники модерации
Таким образом, вы, вероятно, определили, что техники модерации являются лишь одним из элементом процесса модерации, но все же какие они есть и в чем их особенность? Приступим!
"мозговой штурм" – несмотря на всеобщее ощущение известности этого метода, важно: после набора идей, переходя в стадию анализа – иметь подготовленные критерии по их оценке, а не формировать их вместе с группой! Также сообщу о разновидностях этого метода: - двойной прямой; обратный прямой, круговой, по принципу "635".
"карточный опрос" — служит для сбора и сортировки тем, идей, проблемных пунктов или вариантов решения. Этот метод рекомендуется в ситуациях, когда рассматриваются спорные темы. Опрос с использованием карточек также необходим, когда в группе недостаточно открытые отношения и участники сдержаны или малознакомы.
"mind-mapping" или метод "корней дерева" — планирование необходимых действий по проекту, где от "ствола дерева" расходятся "корни" или от основной цели идут задачи, а также необходимые ресурсы и действия в виде "ответвлений".
"схема анализа проблемы" — анализ причин и последствий существования основной проблемы. Пример визуализации:
"вспышка" — обзор мнений участников, например, при анализе "проблемного поля";
"многопозиционный опрос" — метод выбора с помощью голосования. Применяется, когда при множестве альтернатив, необходимо сделать выбор или определить отношение экспертной группы к обсуждаемым вариантам. Как вариант, может быть использован после мозгового штурма, чтобы отобрать идеи, с которыми стоит работать дальше.
Базовые правила поведения модератора
Как уже было указано в отличиях при проведении митинга и тренинга-семинара, стиль ведущего по работе с участниками существенно отличается, отмечу лишь некоторые важные моменты. Итак, модератор:
воздерживается от выражения собственного мнения, не оценивает ни высказывания, ни поведение участников встречи;
с помощью вопросов активизирует группу, а вопросы из аудитории
воспринимает и переадресовывает самим участникам, а не отвечает на них самостоятельно;
осознает собственную установку относительно людей и темы и принимает на себя ответственность за организацию процесса взаимодействия в группе, а самой группе передает ответственность за содержание встречи;
воспринимает все высказывания группы как сигналы, что дает ему возможность понять процесс и постараться помочь участникам осознать свое отношение, чтобы можно было бы обсуждать нарушения и конфликты без «моральных призывов»;
не оправдывается за свои действия и высказывания, а выясняет трудности, которые кроются в нападках и провокациях;
если модерацию проектного митинга проводит руководитель для своего подразделения, и берет на себя ответственность за модерирование процесса выработки определенного решения сотрудниками своего отдела, но при этом понимает, что необходимо внести собственное мнение, он обязан дать понять участникам, когда он находится функционально в качестве модератора, и когда он, как член группы, выражает свое мнение.
То, что не решает проблем не достойно внимания и времени, тогда какие же проблемы и сложности способен решать правильно поставленный процесс модерации?
Проблемы, которые решает модерация
нечеткости решений и отсутствия ответственных (чего так часто не хватает на стратегических сессиях, разработке новых концепций и идей развития бизнеса);
отсутствия корпоративной культуры (успех правильно модерированного рабочего собрания влияет на дальнейшую совместную работу в группах, повышает желание участников рассматривать все идеи и полярные точки зрения, принимать их и использовать в работе);
недостатка мотивации персонала:
каждый не просто информирован, а принимает посильное участие в принятии решения, опираясь на совместные разработки;
модерация нацелена на устранение факторов снижающих мотивацию, а именно: монологов руководителей и других сотрудников, отклонений и отступлений от темы, а также личных нападений и других проявлений борьбы за власть топ-менеджеров, мешающих конструктивным решениям;
процесс и результат модерации очень схож с коучингом, цель
которого развитие понимания (осознания) и ответственности, как выбора авторства идей и действий.
Сходство с коучингом еще и в том, что модератору желательно не разбираться в обсуждаемой теме, что позволяет ему быть более объективным. Так, когда в компании Team Training International, которая объединяет в себе известных тренеров практически всех крупных стран мира, возникла необходимость разработки стратегии развития – был приглашен независимый модератор, который помогал тренерам и менеджерам прийти к общему решению (что уж говорить о митингах или собраниях внутри компаний, которые не занимаются консалтингом?). При подготовке к процессу модерации, ведущему важно собрать необходимую информацию и, совместно с заказчиком определить ключевые вопросы, исходя из которых будет строиться сам процесс, а в итоге и результат митинга.
Проведение модерации является мощным якорем, вехой, точкой отсчета.
Модерация затрагивает мыслительные процессы. Если в группе есть активные участники, которые не склонны к анализу, предпочитают действие, то важно во время модерации уделить им больше внимания, пусть именно они ведут записи на карточках и клеят их. Если таких участников большинство, важно проводить модерацию быстро, не углубляться в споры и разногласия. При этом тренер скоростью своей речи и жестами задает быстрый темп, в котором проходит работа.
Во время модерации недопустимо вялое поведение и тихий голос тренер,
т.к. он может потерять группу, сделать процессы неуправляемыми. Тренеру важно быть бдительным и максимально включенным в каждого участника, чтобы вовремя почувствовать накопившуюся в группе усталость.
Говоря о задачах, необходимо отметить, что очень часто они понимают как синоним цели, например: «Задача - поставленная цель, которую стремятся достигнуть».
Однако существует и другое, отвечающее нашим потребностям определение:
Задачи - координированная и систематизированная серия элементов работы, используемых для достижения результатов.
Своими словами это можно сформулировать так: цель как образ желаемого результата включает в себя задачи как последовательность действий, этапы, направленные на его достижение.
Выводы
Модерация — инструмент, который полностью ориентирован на достижение конкретных результатов и дает сильный позитивный эффект, позволяющий участникам ощутить собственную причастность к процессам принятия решений.
Западноевропейская модель методической техники модерации позволяет достаточно четко и в короткие сроки подобрать рациональные методы для решения конкретных задач, объединить участников, побудить к совместной выработке путей решения проблемы, и, подвести их к переносу найденного решения на практическую платформу.
Описанные возможности позволяют применять этот инструмент не только в тренингах, но и для решения других комплексных и сложных задач: например, при проведении совещаний (что успешно используется во многих компаниях).
Итак, модерация – это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений; б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.
Цель проведения модерации – наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.