Глава 2. Технология модерации как механизм принятий решений
Бизнес определение
Итак, модерация – это: а) совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений; б) способ системного, структурированного ведения совещания (семинара) с прозрачными методами в целях эффективной подготовки, проведения и подведения итогов встречи.
Цель проведения модерации – наиболее полное вовлечение всех участников в рабочий процесс и разработки плана действий по обсуждаемой проблеме.
Общая рабочая структура процесса модерации
Подобно спектаклю модератором составляется сценарий, который охватывает разделы от постановки проблемы до конкретного перечня мероприятий:
1. Введение
- формирование и рассылка повестки дня митинга участвующим экспертам
- постановка и ознакомление с правилами работы
2. Рабочий этап
- постановка ключевых вопросов
- структура (последовательность действий)
- подбор техник модерации
- формат визуализации
3. Заключительный этап
- фиксация и представление результатов.
Проблемы, которые решает модерация
- нечеткости решений и отсутствия ответственных (чего так часто не хватает на стратегических сессиях, разработке новых концепций и идей развития бизнеса);
- отсутствия корпоративной культуры (успех правильно модерированного рабочего собрания влияет на дальнейшую совместную работу в группах, повышает желание участников рассматривать все идеи и полярные точки зрения, принимать их и использовать в работе);
недостатка мотивации персонала:
- каждый не просто информирован, а принимает посильное участие в принятии решения, опираясь на совместные разработки;
- модерация нацелена на устранение факторов снижающих мотивацию, а именно: монологов руководителей и других сотрудников, отклонений и отступлений от темы, а также личных нападений и других проявлений борьбы за власть топ-менеджеров, мешающих конструктивным решениям;
- процесс и результат модерации очень схож с коучингом, цель которого развитие понимания (осознания) и ответственности, как выбора авторства идей и действий.