logo search
История кино

Наиболее крупные международные кинофестивали (мкф класса а).

ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ (Venice Film Festival), старейший международный кинофестиваль, проводится с 1932 года на острове Лидо. С 1934 — ежегодно (за исключением 1943—1945 и 1973—1978 годов) во второй половине года (чаще в августе-сентябре). Впервые кинофестиваль в Венеции был организован в 1932 году в рамках так называемого Биеннале — смотра произведений различных видов искусств. Этот фестиваль считается самым первым международным кинофестивалем в мире. За многие десятилетия порядок, сроки, условия проведения киносмотра в Венеции неоднократно варьировались, как и формы его связи с другими фестивалями и выставками Венецианского биеннале. Изменялась и система наград для лучших фильмов. В 1969—1979 годах фестиваль был внеконкурсным, в этот период лишь иногда отдельные фильмы отмечались медалями. С 1980-х годов в рамках Венецианского кинофестиваля организовывались конкурсы полнометражных, короткометражных, детских, документальных фильмов. В конкурсе полнометражных фильмов участвуют киноленты, не демонстрировавшиеся за пределами страны-производителя и не участвовавшие в других фестивалях. Лучшему фильму фестиваля вручается приз «Золотой лев святого Марка».

КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ, один из крупнейших ежегодных кинематографических смотров, проходит с 1946 года в Каннах на Лазурном берегу Франции. Впервые фестиваль должен был пройти в сентябре 1939 года, но из-за второй мировой войны состоялся на семь лет позже. Фестиваль организуется ежегодно, исключение составили 1948 и 1950 годы. С 1951 года Каннский фестиваль проводится в апреле-мае. В конкурсе участвуют полнометражные и короткометражные художественные фильмы, снятые в течение 12 месяцев до начала фестиваля, не демонстрировавшиеся за пределами страны производства и не участвовавшие в других конкурсных кинофестивалях. Продолжительность короткометражных фильмов не должна превышать 15 минут. Главный приз фестиваля «Золотая пальмовая ветвь» вручается лучшим полнометражным и короткометражным лентам. Жюри фестиваля присуждает специальный гран-при, призы за режиссуру, сценарий, актерские работы, имеет право присудить дополнительные призы. За лучший дебют присуждается приз «Золотая камера». Кроме того, в разные годы участникам фестиваля вручались различные международные премии, премии за художественный вклад и отдельным создателям фильмов. В рамках Каннского кинофестиваля обычно проводятся Международная неделя критиков, демонстрация экспериментальных работ, новых французских фильмов, кинорынок. Начиная с конца 1980-х годов, в Каннах чаще побеждают режиссеры, разрабатывающие новый оригинальный киноязык.

САН-СЕБАСТЬЯНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ, международный кинофестиваль в испанском городе Сан-Себастьяне. Проводится ежегодно с 1953 года, обычно в сентябре месяце. Главные премии фестиваля: «Золотая раковина» за лучший фильм; «Серебряная раковина» лучшему режиссеру, актеру, актрисе; специальная премия и премии жюри лучшему оператору и сценаристу. Кроме них, на Сан-Себастьянском кинофестивале вручаются премии лучшему дебютанту, приз зрительских симпатий, за вклад в киноискусство, призы критиков.

БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ (до 1990-х годов Западноберлинский кинофестиваль), один из самых престижных и представительных международных киносмотров, проводится с 1951 года в Берлине. В первый год существования кинофестиваля премии вручало немецкое жюри, в 1952—1955 годах проводились опросы публики и голосование в иностранных делегациях, с 1956 года действует международное жюри. До 1978 года фестиваль проводился в июне-июле, затем сроки были передвинуты на февраль-март. Победителям конкурсов полнометражных и короткометражных фильмов жюри присуждает приз «Золотой медведь». Приз «Серебряный медведь» вручается в качестве специального приза жюри, а также за лучшую режиссуру, исполнение мужской и женской ролей, за индивидуальные творческие достижения в кинематографе. В отдельные годы присуждался и приз «Бронзовый медведь». Приз имени Альфреда Бауэра вручается за поиски новых путей в киноискусстве, приз «Голубой ангел» — за лучший европейский фильм. В рамках Берлинского кинофестиваля организуются внеконкурсный форум молодого кино (с 1961), исторические ретроспективы, информационные просмотры, показы фильмов для детей, кинорынок. С 1971 года проходит «Форум нового кино», основу которого составляют авангардные и некоммерческие фильмы. В Берлине, в наибольшей мере, чем на других фестивалях представлены фильмы категории «не для всех», жанр которых определяется как «прогрессивная драма». По политическим соображениям СССР начал принимать участие в Западноберлинском кинофестивале лишь с 1974 года.

КАРЛОВАРСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ, международный кинофестиваль в чешском городе Карловы Вары. История этого фестиваля началась в 1946 году, когда в городе Марианске-Лазне прошел первый кинофестиваль фильмов «прогрессивных» кинематографистов. В 1946—1947 годах на фестивале не было конкурса. С 1950 году фестиваль стал проходить в Карловых Варах. До 1952 фестиваль был ежегодным, а затем стал проводиться по четным годам. С 1958 года кинематографистами социалистических стран договорились поочередно проводить кинофестивали в Карловых Варах (по четным годам) и в Москве (по нечетным годам). После распада социалистического лагеря в начале 1990-х годов организаторы Карловарского кинофестиваля приняли решение проводить фестиваль ежегодно. Как правило, фестиваль в Карловых Варах проводится в июле месяце. Лучшие фильмы отмечаются гран-при «Хрустальный глобус» и несколькими специальными призами. До 1956 их направленность была конкретно определена: «Приз мира», «Приз труда», «Приз борьбы за свободу», а позднее специальные призы стали вручаться за лучшую режиссуру, мужскую и женскую роли.

МОСКОВСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ, один из самых представительных киносмотров в мире, относящийся к классу А, наряду с кинофестивалями в Берлине, Каннах, Венеции, Сан-Себастьяне и Карловых Варах. Впервые Московский кинофестиваль был проведен в феврале 1935 года. Первый приз был присужден фильмам «Чапаев» (Г. и С. Васильевы), «Юность Максима» (Г. Козинцев и Л. Трауберг) и «Крестьяне» (Ф. Эрмлер). Второй приз получил Рене Клеру за фильм «Последний миллиардер», а третью премию — мультфильмы Уолта Диснея. С 1959 году началось регулярное проведение Московских международных кинофестивалей под лозунгом «За гуманизм киноискусства, за мир и дружбу между народами». С этого года ведется и отсчет числа фестивалей. Долгое время фестиваль проводился по нечетным годам и лишь с 1999 года годов стал ежегодным. В 1959—1967 годах на Московском кинофестивале присуждался Большой приз. С 1967 года конкурсы игровых, короткометражных и детских фильмов стали проводиться раздельно. В 1972 года Московский международный кинофестиваль был зарегистрирован международной ассоциацией кинопродюсеров (ФИАПФ) по классу А. В 1960—1980-х годах Московский кинофестиваль был крупнейшим в мире по числу стран участниц и представляемых фильмов. Число стран-участниц превышало 100, причем наряду со странами, имеющими развитое кинопроизводство, в фестивале участвовали страны, где киноискусство только зарождалось. В среднем в конкурсе игровых фильмов участвовало 150 картин, короткометражных фильмов — 350, детских — 80. В 1990-х годах фестиваль пережил кризис, были прекращены конкурсы детских и короткометражных фильмов, резко сократилось число участников. Сохранить кинофестиваль удалось лишь благодаря государственной поддержке. Учредителем Московского международного кинофестиваля стало правительство России, которое выделяет на его проведение финансовые средства. Изменились принципы отбора конкурсных фильмов — главных критерием стали чисто художественные достоинства претендента. Появились новые призы — статуэтки «Святого Георгия». В рамках Московского международного кинофестиваля традиционно проводятся информационные показы и ретроспективы фильмов лучших представителей мирового кинематографа, дни памяти, круглые столы, научные семинары, конференции, симпозиумы; действует кинорынок. За время проведения Московского кинофестиваля его победителями стали многие известные кинофильмы: в 1959 году — «Судьба человека» С. Бондарчука, 1961 — «Чистое небо» Г. Чухрая и «Голый остров» К. Синды, 1963 — «Восемь с половиной» Ф. Феллини, 1965 — «Война и мир» С. Бондарчука, 1967 — «Журналист» С. Герасимова, 1973 — «Это сладкое слово — свобода» В. Жалакявичуса, 1975 — «Земля обетованная» А. Вайды и «Дерсу Узала» А. Куросавы, 1977 — «Пятая печать» З. Фабри, 1985 — «Иди и смотри» Э. Климова, 1987 — «Интервью» Ф. Феллини, 1999 — «Жажда жизни» Кането Синдо, 2000 — «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем» Кшиштофа Занусси.