logo search
ПРАКТИКУМ по маркетингу_18 час_9ПР_для бухучет

Книжный рынок россии

По данным Росстата, в потребительских расходах россиян на долю печатной продукции пришлось в 2008 году не более 0,5%. При таком расчете получается, что затраты каждого россиянина (включая детей) на книги составляют порядка 380 рублей в год. Российский книжный рынок относится к категории относительно стабильных, слабо прирастающих рынков. Постепенный рост книжного рынка в денежном выражении объясняется не повышением норм потребления книжной продукции, а в первую очередь инфляционными процессами, вызывающими рост цен на книги.

Можно предположить, что объем российского книжного рынка в целом за 2009 год, скорее всего, не продемонстрирует привычного медленного прироста. В худшем случае можно прогнозировать падение на 10- 15%, с учетом сокращения спроса и увеличения розничных цен. В лучшем – рынок в денежном выражении останется неизменным, на уровне 2,2-2,3 млрд. долларов.

Читательская активность населения

В настоящее время чтению книг отводится все меньше и меньше времени. Главными конкурентами книге стали телевидение с обилием развлекательных программ, Интернет, компьютерные игры (главным образом для детей и молодежи). В целом по России к читающей группе можно отнести примерно половину взрослого населения. По данным опроса ВЦИОМ, на начало 2008 года 47% россиян признали себя читающими. Не читают книг вообще 16% взрослого населения России.

Факторы привлекательности и непривлекательности книжных магазинов

Основными факторами привлекательности книжного магазина для большинства опрошенных оказались широкий ассортимент (76%) и удобное месторасположение (59,8%). Главным фактором неудовлетворенности посетителей - неудобные торговые залы, что вызывает сложности с навигацией и поиском нужной книги

В условиях кризиса

В условиях падения доходов и уровня жизни книги, как товар не первой необходимости, испытают на себе отток потребительского спроса. При этом люди не обязательно станут меньше читать – просто, книги будут чаще браться из домашних библиотек, у друзей и знакомых и значительно реже покупаться.

Структура розничных каналов распространения книжной продукции в России

по состоянию на весну 2009 года в России действует порядка 3600 книжных магазинов, включая смежные каналы – универсальные гипермаркеты и супермаркеты, в ассортименте которых есть книги (около 950 магазинов).

При этом сегодня по обеспеченности книжными магазинами Россия существенно

отстает от развитых зарубежных стран.

Розничные сетевые проекты в области книжной торговли стали активно появляться с 2000 года. К настоящему времени в России активно действует более 30 книжных сетей с большей или меньшей географией деятельности. Через сетевые книжные магазины реализуется до 28% всей книжной продукции.

В Топ-3 популярных мест покупки входят крупные книжные супермаркеты (76%), небольшие книжные магазины (57%) и Интернет-магазины (46%).

Большинство покупателей покупают книги в книжных супермаркетах. Однако люди с высокой частотой покупки (как минимум один раз в месяц) чаще других обращаются за услугами в Интернет-магазины (53%), а также покупают книги на книжных ярмарках (32%) и в метро (22%). Люди, покупающие книги реже, чем раз в полгода, предпочитают покупать книги в книжных супермаркетах (70%), приобретение же книг в других местах для данной группы самое низкое среди всех опрошенных. В  Топ-3 по первому упоминанию входят такие магазины как ТД Библио-Глобус (25%), Московский дом книги (12%) и Буквоед (10%).

Абсолютным лидером среди книжных Интернет-магазинов является Озон. Спонтанно его называет более половины покупателей книг (59%), при этом около 50% - при первом упоминании. По мнению целевой группы остальные книжные Интернет-магазины сильно уступают лидеру.

Согласно потребностям покупателей книг в возрасте 16-35 лет, приобретающих книги в книжных супермаркетах, можно выделить три типа магазина: «удобный», «функциональный» магазины и «книжный гипермаркет». Важно отметить, что для 36% покупателей книг выбор книжного магазина обусловлен важностью характеристик, свойственных всем трем типам. При этом, при выборе магазина детерминирующее влияние оказывают характеристики, лежащие в основе функционального» магазина.

В сфере реализации книжной продукции отчетливо прослеживается тенденция увеличения числа розничных магазинов, объединенных в единую сеть. За счет расширения книготорговых сетей в будущем появится возможность лучше обеспечить книгами те регионы, в которых на текущий момент нет книжных магазинов, а также увеличить количество розничных книготорговых точек в более благополучных регионах.

ОБЪЕМ, ЕМКОСТЬ И ТЕМПЫ РОСТА КНИЖНОГО РЫНКА

По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в 2006 году в России насчитывалось 633,5 млн. экземпляров книг и брошюр. При этом в Российской Федерации зарегистрированы 102 268 названия книг Российский книжный рынок в течение 2000-2006 гг. демонстрировал стабильный рост наименований издаваемой литературы: по данным Российской книжной палаты, в 2006 году, по сравнению с 2000 годом, этот показатель увеличился более чем на 70%.

ОБЪЕМ ИМПОРТА

В 2006 году в Россию было ввезено книжной продукции на $191,9 млн.

Лидером по объемам импорта книжной продукции в 2006 году являлась Германия, которая ввезла продукции на $65,0 млн., что составило 33,9% от общего объема импорта. Остальные страны сильно уступают Германии по объемам ввозимой продукции, так на Италию пришлось $14,2 млн. (7,4%), на Великобританию – $14,2 млн. (7,4%) и на Францию – $12,0 млн. (6,3%).

РАЗВИТИЕ КНИГОИЗДАНИЯ

По данным ФАМПК, российская полиграфическая промышленность насчитывает в настоящее время порядка 6 000 типографий, из них только 57 государственные. Государственных типографий на рынке практически не осталось. Однако в отдельных сегментах рынка государственные типографии продолжают оставаться системообразующими. Например, в печати черно-белых книг эти предприятия занимают 65% рынка, в печати учебников – 80%, в газетной полиграфии – 40%.

РОЗНИЧНЫЕ КНИГОТОРГОВЫЕ СЕТИ

на текущий момент в России работает более 800 магазинов, принадлежащих к тем или иным книготорговым сетям.

Крупнейшим игроком на рынке сетевой розничной торговля является компания «ТОП-КНИГА», сеть принадлежащих ей магазинов представлена во всех крупных городах России. Развитая система управления и распределения продукции позволяют проводить рациональную и эффективную политику по расширению сети. А развитие нескольких форматов магазинов, различающихся по площади, ассортименту и ценовой политике, способствует расширению целевой аудитории книжныхмагазинов.

- Сеть магазинов «Буква» принадлежит одной из крупнейших издательских групп России, сфера деятельности которой охватывает книгоиздание, оптовую и розничную торговлю. Наличие у издательства развитой сети реализации продукции решило логистические проблемы, неизбежно

возникающие при создании сети магазинов. Разумеется, ассортимент магазинов включает продукцию различных издательств, но можно сделать предположение, что книги ИГ «АСТ» реализуются по более привлекательным для покупателя ценам.

- Сеть магазинов «Библиосфера» входит в группу компаний «Инфра - М», включающую также ряд издательств, полиграфические предприятия и предприятия оптовой торговли. По сути дела, магазины являются звеном розничной реализации продукции в группе компаний. Функции распределительного центра выполняет компания «Мастер-книга», сфера деятельности которой охватывает полный комплекс услуг по поставке, складированию, предпродажной подготовке книжной продукции. Для оптимизации работы магазинов компания активно применяет новейшие информационные разработки. Все магазины, входящие в сеть «Библиосфера», сосредоточены в Центральном и Приволжском федеральном округе.

- Сеть магазинов «ПродаЛитЪ» вышла на качественно новый уровень развития, став крупнейшим игроком на книготорговом рынке Восточной Сибири, после того, как компания приобрела контрольный пакет акций крупного государственного книготоргового предприятия «Иркутск - книга», получив в распоряжение территорию и складские помещения. Поскольку компания «ПродаЛитЪ» пользуется известностью в своем регионе, а фирменный знак узнаваем покупателями, стратегия развития компании направлена на увеличение числа магазинов в городах Восточной Сибири, в том числе с небольшим числом жителей.

Стратегия развития большинства крупнейших сетей книжных магазинов направлена на расширение территориального охвата, открытие новых торговых точек, в том числе по схеме франчайзинга, а также приобретения менее крупных книготорговых сетей в регионах. Лидирующая позиция компании на Рынке делает возможным активное инвестирование в диверсификацию бизнеса и развитие новых форматов магазина. Следует отметить, что главным условием успешного

функционирования сети магазинов является продуманная и эффективная распределительная система, предусматривающая весь спектр логистических операций.

Книготорговые сети, доля которых на Рынке не столь значительна, выбирают менее затратные стратегии развития, предусматривающие активное позиционирование своего бренда, различные мероприятия по стимулированию сбыта, а также внедрение дополнительных сервисов.

Интересна позиция таких книготорговых компаний, как «ПродаЛитЪ». Она не входит в тройку крупнейших ритейлеров страны («Топ-книга», «Буква», «Библиосфера»), но является безусловным лидером в Восточной Сибири, предпочитая увеличивать количество торговых точек в небольших городах этого региона с населением менее 100 тыс. чел.

ТЕНДЕНЦИИ РЫНКА

Рассматривая основные тенденции книжного рынка, следует отметить, что его дальнейшее развитие будет сопровождаться ростом цен на книжную продукцию и постепенным приближением к европейскому уровню.

В 2006 -2007 гг. сохраняется тенденция расширения сетевых розничных структур, реализующих книжную продукцию. Примечательно, что зачастую инициаторами создания розничных сетей выступают крупные издательства, стремящиеся решить проблему сбыта собственной продукции, связанную с нехваткой розничных книжных магазинов. Основными причинами динамичного роста книготорговых сетей являются:

· благоприятные возможности роста на региональных рынках;

· недостаточное развитие розничной торговли книжной продукцией;

· эффективность системы сетевой организации торговли;

Приложение 2.