Письмо двадцать четвертое От сильфа Дальновида к волшебнику Маликульмульку
Примечено мною, почтенный Маликульмульк, что в гражданском обществе всего легче дается людям такое название, которое очень немногие из них заслуживают и которое должно бы быть больше уважаемого ежели бы люди поприлежнее размышляли о потребных для сего названия достоинствах. Люди всего чаще говорят: вот честной человек, а всего реже можно найти в нынешнем свете такого, который бы соответствовал сему названию. <...>
Ежели рассмотреть прилежнее, мудрый Маликульмульк, различные состояния людей и войти в подробное исследование всех человеческих слабостей и пороков, которым люди нынешнего века часто себя порабощают и кои причиняют великий вред общественной их пользе, то можно увидеть очень многих, которым щедро дается название честного человека, а они нимало того не заслуживают.
Придворный, который гнусным своим ласкательством угождает страстям своего государя, который, не внемля стенанию народа, без всякой жалости оставляет его претерпевать жесточайшую бедность и который не дерзает представить государю о жалостном состоянии, страшась притти за то в немилость, может ли назваться честным человеком? Хотя бы не имел он ни малого участия в слабостях своего государя, хотя бы не подавал ему никаких злых советов и хотя бы по наружности был тих, скромен и ко всем учтив и снисходителен; но по таковым хорошим качествам он представляет в себе честного человека только в обществе, а не в глазах мудрых философов, ибо, по их мнению, не довольно того, чтобы не участвовать в пороках государя; но надлежит к благосостоянию народа изыскивать всевозможные способы и стараться прекращать всякое зло, причиняющее вред обществу, хотя бы чрез то должен он был лишиться милостей своего государя и быть навсегда от лица его отверженным.
Богач, который неусыпными стараниями, с изнурением своего здоровья, собрал неисчетное богатство и наполнил сундуки свои деньгами, не подавая бедным нимало помощи, хотя все сии сокровища приобрел позволенными способами; однако ж честным человеком назваться может только в обществе, в глазах же философа почитается он скупцом и скрягою, нималого почтения честных людей не достойным.
Мот, который расточает свое имение с такою же прилежностию, с какой скупой старается его сохранять; который то употребляет на роскошь, что должен бы был употреблять на вспоможение несчастным; который живет в изобилии, не чувствуя ни малого сострадания к бедности многих от голода страждущих, коим мог бы он сделать немалую помощь. Такой безумный расточитель ежели на роскошь свою употребляет только свои доходы и не имеет на себе долгов, в обществе называется честным человеком; но философы таким его не почитают, а он в глазах их хуже диких варваров, которые и о скотах более имеют соболезнования, нежели он о подобных себе человеках. Надменный вельможа, думающий о себе, что знатное его рождение дало ему право презирать всех людей и что, будучи сиятельным или превосходительным, не обязан оказывать никому ни малого уважения и благосклонности, если платит хорошо своим заимодавцам, если не поступает мучительски с своими подчиненными, а только их презирает, и если при исполнении возложенной на него должности не притесняет народ, правлению его вверенный, то в обществе называется честным человеком; но философы почитают его таким, который поступками своими оскорбляет человечество; который будучи надут гордостию, позабывает и самомалейшие добродетели; не познает самого себя, и его безумное тщеславие столь же порочно и предосудительно, как зверская лютость дикого американца. Многие разумные люди утверждают, что гораздо сноснее быть умерщвлену, нежели презираему; ибо смерть оканчивает все мучения, а к презрению никогда привыкнуть невозможно, и чувствуемое от оного мучительное оскорбление час от часу непрестанно умножается. Чем более кто питает в себе благородных чувств, тем сносимое от других презрение бывает для него мучительнее. Итак, сего высокомерного и гордого вельможу должно почитать чудовищем, которого небо произвело на свет для испытания добродетели и кроткой терпеливости простых людей, ему подчиненных.
В обществе также называется честным человеком тот судья, который, не уважая ничьих просьб, делает скорое решение делам, не входя нимало в подробное их рассмотрение; но философы не думают, чтоб единого токмо старания о скорейшем решении судебных дел было довольно для названия судьи честным человеком; а по их мнению надлежит, чтоб он имел знание и способность, нужные для исполнения его должности. Судья хотя бы был праводушен и беспристрастен, но производства судебных дел совсем не знающий, в глазах философа тогда только может почесться честным человеком, когда беспристрастие его заставит его почувствовать, сколько он должен опасаться всякого обмана, чтоб по незнанию не сделать неправедного решения, и побудить его отказаться от своей должности. Если бы все судьи захотели заслужить истинное название честного человека, то сколько бы присутственных мест оставалось порожними! И если бы для занятия сих мест допускалися только люди совершенно достойные, то число искателей гораздо бы поуменьшилось.
Чтобы быть совершенно достойным названия честного человека и чтоб заслужить истинные похвалы, потребно сохранять все добродетели. И самый низкий хлебопашец, исполняющий рачительно должности своего состояния, более заслуживает быть назван честным человеком, нежели гордый вельможа и несмысленный судья. <...>
Почта духов. 1789. Ч. 1. Крылов И.А. Соч. Т. 1. С. 143—146.
- Есин б.И. История русской журналистики (1703—1917)
- Предисловие к учебному пособию
- Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
- Русская журналистика в начале XIX в.
- Журналистика 1840-х годов
- Вольная русская пресса за границей. «полярная звезда» и «колокол» а.И. Герцена
- Журналистика эпохи реформ 60-х годов
- Журналистика пореформенной эпохи
- Пресса 90-х годов
- Журналистика в начале XX в.
- Итоговые контрольные работы
- Ключ к тестам
- Литература
- Литература по всему курсу
- Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
- Русская журналистика в начале XIX в.
- Журналистика 1840-х годов
- Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол»
- Журналистика эпохи реформ 60-х годов
- Журналистика пореформенной эпохи
- Пресса 1890-х годов
- Журналистика начала XX в.
- Справочники
- Предисловие к хрестоматии
- Хрестоматия
- Первая русская печатная газета «Ведомости» (1703—1727)
- 2 Января 1703 года
- 20 Июля 1708 года
- 2 Июля 1709 года
- М. В. Ломоносов
- Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии
- Н. И. Новиков6[6]
- Ведомости Из Кронштадта7[7]
- Подряды
- Продажа
- Рецепт для г. Безрассуда8[8]
- Рецепт:
- Копия с отписки9[9] Государю Григорию Сидоровичу!
- Копия с другой отписки10[10] Государю Григорью Сидоровичу!
- Копия с помещичьего указа11[11] Человеку нашему Семену Григорьевичу!
- Отрывок путешествия в*** и*** т***12[12]
- Глава XIV
- Письмо уездного дворянина13[13] Сыну моему Фалалею
- Д.И. Фонвизин
- Вопросы Предисловие издателей журнала
- А.Н. Радищев
- Беседа о том, что есть сын Отечества
- И.А. Крылов
- Почта духов Письмо осьмое От сильфа Световида к волшебнику Маликульмульку
- Письмо первоенадесять От гнома Зора к волшебнику Маликульмульку
- Письмо двадцать четвертое От сильфа Дальновида к волшебнику Маликульмульку
- Похвальная речь в память моему дедушке,
- Говоренная его другом, в присутствии его приятелей,
- За чашею пунша
- Любезные слушатели!
- XIX век (первая половина)
- Н.М. Карамзин
- Политика Известия и замечания
- И.П. Пнин
- Сочинитель
- Сочинитель
- А.П. Куницын
- Замечания на нынешнюю войну15[2]
- Из «сына отечества» Корреспонденции о военных действиях16[3]
- К.Ф. Рылеев
- К временщику17[4]
- А.А бестужев
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов22[9]
- Н.М. Муравьев
- Любопытный разговор35[22]
- А.C. Пушкин
- О журнальной критике36[23]
- О записках Видока38[25]
- Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов43[30]
- Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем52[40]
- Настоящий Выжигин
- П.Я. Чаадаев
- Философические письма65[53] Письмо первое
- Н.В. Гоголь
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году68[56]
- В.Г. Белинский
- Ничто о ничем, или отчет г. Издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы72[60]
- Николай Алексеевич Полевой76[64] (Отрывок)
- Взгляд на русскую литературу 1846 года78[66]
- Письмо к Гоголю81[69]
- А.И. Герцен
- Письма из Avenue Marigny Письмо второе87[75]
- Вольное русское книгопечатание в Лондоне94[82] Братьям на Руси
- Крещеная собственность95[83]
- Объявление о «Полярной звезде»97[85]
- Предисловие к «Колоколу»99[87]
- Под спудом101[89]
- Нас упрекают107[95]
- От редакции116[104] Предисловие к Письму из провинции
- Милостивый государь,
- Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ120[108]
- Н.Г. Чернышевский127[115]
- Н.П. Огарев
- Что нужно народу?130[118]
- К.С. Аксаков
- Опыт синонимов Публика — народ
- И.С. Аксаков
- Об издании в 1859 году газеты «Парус»133[121]
- XIX век (вторая половина)
- Н.Г. Чернышевский
- Русский человек на randez—vous138[1] Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»
- Новые периодические издания139[2] «Время», журнал политический и литературный, № 1
- Не начало ли перемены?140[3]
- Письма без адреса143[6]
- Н.А. Добролюбов
- Литературные мелочи прошлого года145[8]
- Что такое обломовщина?153[16]
- Из письма с.Т. Славугинскому156[19] первая половина марта i860 Петербург
- Д.И. Писарев
- Московские мыслители159[22] (Критический отдел «Русского вестника» за 1861 год)
- Пчелы165[28]
- Реалисты181[44] (Отрывок)
- М.Н. Катков
- Ф. М. Достоевский
- Ряд статей о русской литературе.183[46] Введение
- Г.З. Елисеев
- Хроника прогресса184[47] Милостивые государи!
- B.C. Курочкин
- Жалоба чиновника185[48]
- Проницательные читатели186[49]
- Козьма прутков187[50] Плоды раздумья188[51] Мысли и афоризмы
- М.Е. Салтыков-щедрин
- Дневник провинциала в Петербурге189[52]
- Устав Вольного Союза Пенкоснимателей
- §1. Цель учреждения Союза и его организация
- § 2. О членах Союза
- § 3. О приличнейшей для пенкоснимательства арене
- § 4. Об обязанностях членов Союза
- § 6. Что сие означает?
- § 7. Цель учреждения Союза и его организация*
- За рубежом197[60]
- Мальчик в штанах и мальчик без штанов Разговор в одном явлении (Эта пьеса рекомендуется для детских спектаклей)
- Письма к тетеньке198[61] (Из письма одиннадцатого)
- Приключение с Крамольниковым199[62] (сказка-элегия)
- Г.И. Успенский
- Равнение «под-одно»201[64] (из памятной книжки)
- Г.В. Плеханов
- Современные задачи русских рабочих202[65] (Письмо к Петербургским рабочим кружкам)
- В.Г. Короленко
- Павловские очерки203[66] Вместо вступления Размышления о павловском колоколе
- На «скупке» Скупка, ее логика и ее разговоры
- Мултанское жертвоприношение204[67]
- А.П. Чехов
- Из Сибири205[68]
- Остров Сахалин207[70] (из VIII главы)
- А.М. Горький
- На арене борьбы за правду и добро209[72]
- Между прочим210[73] (Мелочи, наброски и т.П.)
- Беглые заметки211[74]
- Среди металла212[75] (в машинном отделении)
- С всероссийской выставки213[76] (впечатления, наблюдения, наброски, сцены и т.Д. От нашего специального корреспондента)
- В.И. Ленин
- Из книги Что такое «друзья народа»
- И как они воюют против социал-демократов?214[77]
- (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксистов)
- В.М. Дорошевич
- Старый палач219[1] (Сахалинский тип)
- А.В. Амфитеатров
- Господа Обмановы222[4]
- В.Я. Брюсов
- Свобода слова223[5]
- В.Г. Короленко
- А.И. Богданович226[8]
- Текущие заметки227[9]
- А.А. Блок
- Литературные итоги 1907 года
- От новой редакции журнала «Вестник Европы»
- 30 Октября 1908 г. К. Арсеньев**
- Л.З. Слонимский230[12]
- Периодическая печать и капитализм
- В.В. Розанов234[16]
- М.О. Мельников
- Красивая жизнь236[18]
- Героическая жизнь237[19]
- А.Б. Петрищев
- Каламбуристы (отрывок)
- Ф.И. Шаляпин
- Пресса и я Мнение Фед. Ив. Шаляпина
- А.М. Горький Несвоевременные мысли238[20]
- Нельзя молчать!240[22]
- Курсовые работы
- Темы курсовых работ