Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ120[108]
Шесть часов до своей кончины, в декабре 1846, воронежский архиерей Антоний вспомнил, что за шестьдесят лет умер его предшественник Тихон, и «вменил себе в священный долг, по особому внушению, засвидетельствовать архиерейской совестью перед Николаем Павловичем о сладостном и претрепетном желании, да явлен будет перед очию всех сей светильник веры и добрых дел, лежащий теперь под спудом».
Затем все сделали свое дело: Антоний умер, Николай не обратил никакою внимания на предсмертный бред монаха — он же полагал, что Митрофаном отделался навсегда от мощей и воронежской епархии; покойник продолжал покоиться под спудом.
Настали другие времена — времена прогрессов, освобождений и обличений. Шесть лет после воцарения Александра II и в шестой (кажется) день святительства адмирала Путятина121[109], корчемствующего судно светского просвещения к брегам вечной и нетленной Японии, синод и государь, Бажанов122[110] и государыня нашли благовременным приступить к необходимым распоряжениям для обличения нетленности тела святителя Тихона. Эта палеонтологическая работа была поручена Исидору киевскому (ныне петербургскому), какому-то Паисию и другим экспертам. Думать надобно, что известный читателям «Колокола» крепостник и во Христе сапер Игнатий123[111] заведовал земляными работами. Следствие вполне удалось, и ископаемый епископ, «во благоухании святыни почивший», пожалован государем в святые, а тело его, за примерное нетление, произведено в мощи, с присвоением всех прав состояния, т.е. пользования серебряной ракой, лампадой, восковыми свечами и, главное, кружкой для сбора, коею иноцы будут руководствоваться по особому внушению божию и по крайнему разумению человеческому.
Мы останавливаемся перед этой нелепостью и спрашиваем: для чего эта роскошь изуверства и невежества, эта невоздержность идолопоклонства и лицемерия?
Может, инок Тихон был честный, почтенный человек — но зачем же эта синодальная комедия, несообразная с нашими понятиями, зачем же тело его употреблять как аптеку, на лекарство? Ведь в врачебные свойства Тихона, несмотря на «сорок восемь обследованных чудес»*16, никто не верит: ни Исидор, прежде киевский, а теперь петербургский, ни Паисий, ни Аскоченский124[112], ни Путятин, ни камилавки, ни ленты через плечо.
Да это и не для них делается — а ими!
Чудесам поверит своей детской душой крестьянин, бедный, обобранный дворянством, обворованный чиновничеством, обманутый освобождением, усталый от безвыходной работы, от безвыходной нищеты, — он поверит. Он слишком задавлен, слишком несчастен, чтобы не быть суеверным. Не зная, куда склонить голову в тяжелые минуты, в минуты человеческого стремления к покою, к надежде, окруженный стаей хищных врагов, он придет с горячей слезой к немой раке, к немому телу — и этим телом, и этой ракой его обманут, его утешат, чтоб он не попал на иные утешения. И вы, развратители, ограбивши несчастного до рубища, не стыдитесь употреблять эти средства? Вы хотите сделать его духовным нищим, духовным слепцом, подталкивая его в тьму изуверства, — какие вы все черные люди, какие вы все злодеи народа!
А тут толкуют о старообрядцах, о раскольниках, об их изуверстве, об их обманах, пишут побасенки в клевету и уничижение гонимых, которые не могут ответ держать. Нет, ваша полицейская церковь не выше их образованием, она только ниже их жизнию. Их убогие священники, их иноки делили все страдания народа — но не делили награбленной добычи. Не они помазывали миром петербургских царей, не они проповедовали покорность помещикам, не они кропили войска, благословляя на неправые победы; они не стояли, в подлом уничижении, в передней бироновских немцев, они не совокупляли насильственным браком крепостных, они не загоняли народ в свою молельню розгой капитан-исправника, их пеших иерархов не награждали цари кавалериями!
...О, если б слова мои могли дойти до тебя, труженик и страдалец земли русской — до тебя, которого та Русь, Русь лакеев и швейцаров, презирает, которого ливрея зовет черным народом и, издеваясь над твоей одеждой, снимает с тебя кушак, как прежде снимала твою бороду, — если б до тебя дошел мой голос, как я научил бы тебя презирать твоих духовных пастырей, поставленных над тобой петербургским синодом и немецким царем. Ты их не знаешь, ты обманут их облачением, ты смущен их евангельским словом — пора их вывести на свежую воду!
Ты ненавидишь помещика, ненавидишь подьячего, боишься их — и совершенно прав; но веришь еще в царя и в архиерея... не верь им. Царь с ними, и они его. Его ты видишь теперь, — ты, отец убитого юноши в Бездне, ты, сын убитого отца в Пензе125[113]. Он облыжным освобождением сам взялся раскрыть народу глаза и для ускорения послал во все четыре стороны Руси флигель-адъютантов, пули и розги.
А пастыри-то твои в стороне — по своим Вифаниям да Халкидонам. Вот оттуда-то мы и желали бы «претрепетно» явить перед очию всех добрые дела духовных светильников твоих.
После вековых страданий — страданий, превзошедших всю меру человеческого долготерпения, занялась заря крестьянской свободы. Путаясь перевязанными ногами, ринулась вперед, насколько веревка позволяла, наша литература; нашлись помещики, нашлись чиновники, отдавшиеся всем телом и духом великому делу; тысячи и тысячи людей ожидали с трепетом сердца появления указа; нашлись люди, которые, как М.П. Погодин, принесли наибольшую жертву, которую человек может принести, — пожертвовали здравым смыслом и до того обрадовались манифесту, что стали писать детский бред.
Ну, а что сделала, в продолжение этого времени, всех скорбящая, сердобольная заступница наша, новообрядческая церковь наша со своими иерархи? С невозмущаемым покоем ела она свою семгу, грузди, визигу; она выказала каменное равнодушие к народному делу, то возмутительное, преступное бездушие, с которым она два века смотрела из-под клобуков своих, перебирая четки, на злодейства помещиков, на насилия, на прелюбодеяния их, на их убийства... не найдя в пустой душе своей ни одного слова негодования, ни одного слова проклятья!
Европа встрепенулась; в Англии, во Франции чужие приветствовали начало освобождения, показали участие. Укажите мне слово, письмо, проповедь, речь — Филарета, Исидора, Антония, Макридия, Мельхиседека, Агафатокла? Где молитва благодарности, где радостный привет народу, заступничество за него перед остервенелым дворянством, совет царю? Ничего подобного — то же афонское молчание, семга, визига, похороны, освящение храма, купеческие кулебяки да вино — благо гроздия вино-лозы постные суть. А тут, лет через двадцать пять, «претрепетное желание», и они выставят «во благоухании почившего» какого-нибудь Трифона или Тихона, с кружечкой для благодатных дателей! Что у вас общего с народом? Да что у вас общего с людьми вообще? С народом разве борода, которой вы его обманываете. Вы не на шутку ангельского чина, в вас нет ничего человеческого*17.
Новообрядческая церковь отделалась, на первый случай, острым словцом московскаго Филарета; в одной из своих привратных речей, которыми он мешает своим помазанникам входить в Успенский собор, он отпустил цветословие о том, что другие властители покоряют народы пленением, а ты, мол, «покоряешь освобождением». Говорили, правда, речи архиереи после объявления манифеста, и то по губернаторскому наряду, т.е. так же добровольно являлись они за налоем, как жандармы являются к разъездам. Да и что же замечательного было ими высказано?
Медаль перевернулась скоро. Михаил Петрович еще бредил и не входил в себя от радости, а уже из обнаженной и многострадальной груди России сочилась кровь из десяти ран, нанесенных русскими руками, и согбенная спина старика крестьянина и несложившаяся спина крестьянина-отрока покрывались свежими рубцами, темно-синими рубцами освобождения.
Крестьяне не поняли, что освобождение обман, они поверили слову царскому — царь велел их убивать, как собак; дела кровавые, гнусные совершились.
Что же, кто-нибудь из иерархов, из кавалерственных архиереев пошел к народу объяснить, растолковать, успокоить, посетовать с ним? Или бросился кто из них, как в 1848 католический архиерей Афр, перед одичалыми опричниками, заслоняя крестом, мощами Тихона, своей грудью неповинного крестьянина, поверившего в простоте души царскому слову? Был бы хоть один? Кто? Где? Назовите, чтоб я в прахе у него попросил прощения... Я жду!
А покамест еще раз скажу народу: нет, это не твои пастыри; под платьями, которые ты привык уважать по преданию, скрыты клевреты враждебного правительства, такие же генералы, такие же помещики; их зачерствелое, постное сердце не болеет о тебе. Твои пастыри — темные, как ты, бедные, как ты; они говорят твоим языком, верят твоим упованьям и плачут твоими слезами. Таков был пострадавший за тебя в Казани инок Антоний126[114]; мученической, святою кровью запечатлел он свое болезное родство с тобою. Он верил в волю вольную, в волю истинную для русского земледельца — и, поднявши над головою ложную грамоту, пал за тебя.
Об открытии его мощей не попросит, за шесть часов, ни один архиерей и не дозволит ни один петербургский царь. Да оно и не нужно — он принадлежит к твоим святителям, а не к их. Тела твоих святителей не сделают сорока восьми чудес, молитва к ним не вылечит от зубной боли; но живая память об них может совершить одно чудо — твое освобождение.
Герцен А.И. Собр. соч. Т. 15. С. 133—138.
- Есин б.И. История русской журналистики (1703—1917)
- Предисловие к учебному пособию
- Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
- Русская журналистика в начале XIX в.
- Журналистика 1840-х годов
- Вольная русская пресса за границей. «полярная звезда» и «колокол» а.И. Герцена
- Журналистика эпохи реформ 60-х годов
- Журналистика пореформенной эпохи
- Пресса 90-х годов
- Журналистика в начале XX в.
- Итоговые контрольные работы
- Ключ к тестам
- Литература
- Литература по всему курсу
- Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
- Русская журналистика в начале XIX в.
- Журналистика 1840-х годов
- Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол»
- Журналистика эпохи реформ 60-х годов
- Журналистика пореформенной эпохи
- Пресса 1890-х годов
- Журналистика начала XX в.
- Справочники
- Предисловие к хрестоматии
- Хрестоматия
- Первая русская печатная газета «Ведомости» (1703—1727)
- 2 Января 1703 года
- 20 Июля 1708 года
- 2 Июля 1709 года
- М. В. Ломоносов
- Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии
- Н. И. Новиков6[6]
- Ведомости Из Кронштадта7[7]
- Подряды
- Продажа
- Рецепт для г. Безрассуда8[8]
- Рецепт:
- Копия с отписки9[9] Государю Григорию Сидоровичу!
- Копия с другой отписки10[10] Государю Григорью Сидоровичу!
- Копия с помещичьего указа11[11] Человеку нашему Семену Григорьевичу!
- Отрывок путешествия в*** и*** т***12[12]
- Глава XIV
- Письмо уездного дворянина13[13] Сыну моему Фалалею
- Д.И. Фонвизин
- Вопросы Предисловие издателей журнала
- А.Н. Радищев
- Беседа о том, что есть сын Отечества
- И.А. Крылов
- Почта духов Письмо осьмое От сильфа Световида к волшебнику Маликульмульку
- Письмо первоенадесять От гнома Зора к волшебнику Маликульмульку
- Письмо двадцать четвертое От сильфа Дальновида к волшебнику Маликульмульку
- Похвальная речь в память моему дедушке,
- Говоренная его другом, в присутствии его приятелей,
- За чашею пунша
- Любезные слушатели!
- XIX век (первая половина)
- Н.М. Карамзин
- Политика Известия и замечания
- И.П. Пнин
- Сочинитель
- Сочинитель
- А.П. Куницын
- Замечания на нынешнюю войну15[2]
- Из «сына отечества» Корреспонденции о военных действиях16[3]
- К.Ф. Рылеев
- К временщику17[4]
- А.А бестужев
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов22[9]
- Н.М. Муравьев
- Любопытный разговор35[22]
- А.C. Пушкин
- О журнальной критике36[23]
- О записках Видока38[25]
- Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов43[30]
- Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем52[40]
- Настоящий Выжигин
- П.Я. Чаадаев
- Философические письма65[53] Письмо первое
- Н.В. Гоголь
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году68[56]
- В.Г. Белинский
- Ничто о ничем, или отчет г. Издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы72[60]
- Николай Алексеевич Полевой76[64] (Отрывок)
- Взгляд на русскую литературу 1846 года78[66]
- Письмо к Гоголю81[69]
- А.И. Герцен
- Письма из Avenue Marigny Письмо второе87[75]
- Вольное русское книгопечатание в Лондоне94[82] Братьям на Руси
- Крещеная собственность95[83]
- Объявление о «Полярной звезде»97[85]
- Предисловие к «Колоколу»99[87]
- Под спудом101[89]
- Нас упрекают107[95]
- От редакции116[104] Предисловие к Письму из провинции
- Милостивый государь,
- Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ120[108]
- Н.Г. Чернышевский127[115]
- Н.П. Огарев
- Что нужно народу?130[118]
- К.С. Аксаков
- Опыт синонимов Публика — народ
- И.С. Аксаков
- Об издании в 1859 году газеты «Парус»133[121]
- XIX век (вторая половина)
- Н.Г. Чернышевский
- Русский человек на randez—vous138[1] Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»
- Новые периодические издания139[2] «Время», журнал политический и литературный, № 1
- Не начало ли перемены?140[3]
- Письма без адреса143[6]
- Н.А. Добролюбов
- Литературные мелочи прошлого года145[8]
- Что такое обломовщина?153[16]
- Из письма с.Т. Славугинскому156[19] первая половина марта i860 Петербург
- Д.И. Писарев
- Московские мыслители159[22] (Критический отдел «Русского вестника» за 1861 год)
- Пчелы165[28]
- Реалисты181[44] (Отрывок)
- М.Н. Катков
- Ф. М. Достоевский
- Ряд статей о русской литературе.183[46] Введение
- Г.З. Елисеев
- Хроника прогресса184[47] Милостивые государи!
- B.C. Курочкин
- Жалоба чиновника185[48]
- Проницательные читатели186[49]
- Козьма прутков187[50] Плоды раздумья188[51] Мысли и афоризмы
- М.Е. Салтыков-щедрин
- Дневник провинциала в Петербурге189[52]
- Устав Вольного Союза Пенкоснимателей
- §1. Цель учреждения Союза и его организация
- § 2. О членах Союза
- § 3. О приличнейшей для пенкоснимательства арене
- § 4. Об обязанностях членов Союза
- § 6. Что сие означает?
- § 7. Цель учреждения Союза и его организация*
- За рубежом197[60]
- Мальчик в штанах и мальчик без штанов Разговор в одном явлении (Эта пьеса рекомендуется для детских спектаклей)
- Письма к тетеньке198[61] (Из письма одиннадцатого)
- Приключение с Крамольниковым199[62] (сказка-элегия)
- Г.И. Успенский
- Равнение «под-одно»201[64] (из памятной книжки)
- Г.В. Плеханов
- Современные задачи русских рабочих202[65] (Письмо к Петербургским рабочим кружкам)
- В.Г. Короленко
- Павловские очерки203[66] Вместо вступления Размышления о павловском колоколе
- На «скупке» Скупка, ее логика и ее разговоры
- Мултанское жертвоприношение204[67]
- А.П. Чехов
- Из Сибири205[68]
- Остров Сахалин207[70] (из VIII главы)
- А.М. Горький
- На арене борьбы за правду и добро209[72]
- Между прочим210[73] (Мелочи, наброски и т.П.)
- Беглые заметки211[74]
- Среди металла212[75] (в машинном отделении)
- С всероссийской выставки213[76] (впечатления, наблюдения, наброски, сцены и т.Д. От нашего специального корреспондента)
- В.И. Ленин
- Из книги Что такое «друзья народа»
- И как они воюют против социал-демократов?214[77]
- (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксистов)
- В.М. Дорошевич
- Старый палач219[1] (Сахалинский тип)
- А.В. Амфитеатров
- Господа Обмановы222[4]
- В.Я. Брюсов
- Свобода слова223[5]
- В.Г. Короленко
- А.И. Богданович226[8]
- Текущие заметки227[9]
- А.А. Блок
- Литературные итоги 1907 года
- От новой редакции журнала «Вестник Европы»
- 30 Октября 1908 г. К. Арсеньев**
- Л.З. Слонимский230[12]
- Периодическая печать и капитализм
- В.В. Розанов234[16]
- М.О. Мельников
- Красивая жизнь236[18]
- Героическая жизнь237[19]
- А.Б. Петрищев
- Каламбуристы (отрывок)
- Ф.И. Шаляпин
- Пресса и я Мнение Фед. Ив. Шаляпина
- А.М. Горький Несвоевременные мысли238[20]
- Нельзя молчать!240[22]
- Курсовые работы
- Темы курсовых работ