Любезные слушатели!
В сей день проходит точно год, как собаки всего света лишились лучшего своего друга, а здешний округ — разумнейшего помещика: год тому назад, в сей точно день, с неустрашимостию гонясь за зайцем, свернулся он в ров и разделил смертную чашу с гнедою своею лошадью прямо по-братски. Судьба, уважая взаимную их привязанность, не хотела, чтоб из них один пережил другого, а мир между тем потерял лучшего дворянина и статнейшую лошадь. О ком из них более должно нам сожалеть? Кого более восхвалить? Оба они не уступали друг другу в достоинствах: оба были равно полезные обществу, оба вели равную жизнь и, наконец, умерли одинаково славною смертью. Со всем тем дружество мое к покойнику склоняет меня на его сторону и обязывает прославить память его, ибо хотя многие говорят, что сердце его было, так сказать, стойлом его гнедой лошади, но я могу похвалиться, что после нее покойник любил меня более всего на свете. Но хотя бы и не был он мне другом, то одни достоинства его не заслуживают ли похвалы и не должно ли возвеличить память его, как память дворянина, который служит примером всему нашему окольному дворянству.
Не думайте, любезные слушатели, чтоб я выставлял его примером в одной охоте, — нет, это было одно из последних его дарований, кроме сего имел он тысячу других приличных и необхонашему брату дворянину: он показал нам, как должно проживать в неделю благородному человеку то, что две тысячи подвластных ему простолюдинов вырабатывают в год, он знаменитые подавал примеры, как эти две тысячи человек можно пересечь в год раза два-три с пользою, он имел дарование обедать в своих деревнях пышно и роскошно, когда казалось, что в них наблюдался величайший пост, и таким искусством делал гостям своим приятные нечаянности. Так, государи мои! часто бывало, когда приедем мы к нему в деревню обедать, то, видя всех крестьян его бледных, умирающих с голоду, страшимся сами умереть за его столом голодною смертью. Глядя на всякого из них, заключали мы, что на сто верст вокруг его деревень нет ни корки хлеба, ни чахотной курицы. Но какое приятное удивление! садясь за стол, находили мы богатство, которое, казалось, там было неизвестно, и изобилие, которого тени не было в его владениях, искуснейшие из нас не постигали, что еще мог он содрать с своих крестьян, и мы принуждены были думать, что он из ничего созидал великолепные свои пиры. Но я примечаю, что восторг мой отвлекает меня от порядку, который я себе назначил. Обратимся же к началу жизни нашего героя: сим средством не потеряем мы ни одной черты из его похвальных дел, коим многие из вас, любезные слушатели, подражают с великим успехом. Начнем его происхождением.
Сколько ни бредят философы, что по родословной всего света мы братья, и сколько ни твердят, что все мы дети одного Адама, но благородный человек должен стыдиться такой философии, и естьли уже необходимо надобно, чтоб наши слуги происходили от Адама, то мы лучше согласимся признать нашим праотцем осла, нежели быть равного с ними происхождения. Ничто столь человека не возвышает, как благородное происхождение: это первое его достоинство. Пусть кричат ученые, что вельможа и нищий имеют подобное тело, душу, страсти, слабости и добродетели. Естьли это правда, то это не вина благородных, но вина природы, что она производит их на свет так же, как и подлейших простолюдинов, и что никакими выгодами не отличают нашего брата дворянина: ето знак ее лености и нерачения. Так, государи мои! и естьли бы эта природа была существо, то бы ей очень было стыдно, что тогда, как самому последнему червяку уделяет она выгоды, свойственные его состоянию; когда самое мелкое насекомое получает от нее свой цвет и свой способности; когда, смотря на всех животных, кажется нам, что она неисчерпаема в разновидности и в изобретении; тогда, к стыду ее и к сожалению нашему, не выдумала она ничего, чем бы отличился наш брат от мужика, и не прибавила нам ни одного пальца в знак нашего преимущества перед крестьянином. Неужели же она более печется о бабочках, нежели о дворянах? И мы должны привешивать шпагу, с которою бы, кажется, надлежало нам родиться. Но как бы то ни было, благодаря нашей догадке, мы нашли средство поправлять ее недостатки и избавились от опасности быть признанными за животных одного роду с крестьянами.
Иметь предка разумного, добродетельного и принесшего пользу отечеству, вот что делает дворянина, вот что отличает его от черни и от простого народа, которого предки не были ни разумны, ни добродетельны и не приносили пользы отечеству. Чем древнее и далее от нас сей предок, тем блистательнее наше благородство: а сим-то и отличается герой, которому дерзаю я соплетать достойные похвалы; ибо более трех сот лет прошло, как в роде его появился добродетельный и разумный человек, который наделал столь много прекрасных дел, что в поколении его не были уже более нужны такие явления, и оно до нынешнего времени пробавлялось без умных и добродетельных людей, не теряя нимало своего достоинства. Наконец, появился наш герой Звениголов; он еще не знал, что он такое, но уже благородная его душа чувствовала выгоды своего рождения; и он на втором году начал царапать глаза и кусать уши своей кормилице. В этом ребенке будет путь, сказал некогда восхищаясь его отец: он еще не знает толком приказать, но учится уже наказывать; можно отгадать, что он благородной крови. И старик сей часто плакал от радости, когда видел, с такого благородною осанкою отродье его щипало свою кормилицу или слуг; не проходило ни одного дня, чтобы маленький наш герой кого-нибудь не оцарапал. На пятом еще году своего возраста приметил он, что окружен такою толпою, которую может перекусать и перецарапать, когда ему будет угодно.
Премудрый его родитель тотчас смекнул, что сыну его нужен товарищ; хотя и много было в околотке бедных дворян, но он не хотел себя унизить до того, чтоб его единородный сын разделял с ними время, а холопского сына дать ему в товарищи казалось еще несноснее. Иной бы не знал, что делать, но родитель нашего героя тотчас помог такому горю и дал сыну своему в товарищи прекрасную болонскую собачку. Вот, может быть, первая причина, отчего герой наш во всю свою жизнь любил более собак, нежели людей, и с первыми провождал время веселее, нежели с последними. Звениголов, привыкший повелевать, принял нового своего товарища довольно грубо и на первых часах вцепился ему в уши. Но Задорка, так звали маленькую собачку, доказала ему, как вредно иногда шутить, надеясь слишком на свою силу: она укусила его за руку до крови. Герой наш остолбенел, увидя в первый раз такой суровый ответ на обыкновенные свои обхождения; это был первый щипок, за который его наказали. Сколь сердце в нем не кипело, со всем тем боялся отведать сразиться с Задоркою и бросился к отцу своему жаловаться на смертельную обиду, причиненную ему новым его товарищем. «Друг мой! — сказал беспримерный его родитель, — разве мало вокруг тебя холопей, кого тебе щипать? На что было трогать тебе Задорку? Собака ведь не слуга: с нею надобно осторожнее обходиться, естьли не хочешь быть укушен Она глупа: ее нельзя унять и принудить терпеть не разевая рта как разумную тварь».
Такое наставление сильно тронуло сердце молодого героя и не выходило у него из памяти. Возрастая, часто занимался он глубокими рассуждениями, к коим подавало оно ему повод: изыскивал способы бить домашних своих животных, не подвергаясь опасности, и сделать их столь же безмолвными, как своих крестьян, по крайней мере, искал причин, отчего первые имеют дерзости более огрызаться, нежели последние, и заключил, что его крестьяне ниже его дворовых животных <...>
Чадолюбивый отец, приметя, что дитя его начинает думать, заключил, что время начать его воспитание, и сам посадил его за грамоту. В пять месяцев ученик сделался сильнее учителя и с ним взапуски складывал гражданскую печать. Такие успехи устрашали его родителя. Он боялся, чтобы сын его не выучился бегло читать по толкам и не вздумал бы сделаться когда-нибудь академиком, а потому-то последнею страницею букваря кончил его курс словесных наук. «Этой грамоты для тебя полно, — говорил он ему, — стыдись знать более, ты у меня будешь барин знатной, так не пристойно тебе читать книги».
Герой наш пользовался таким прекрасным рассуждением и привык все книги любить, как моровую язву <...>
Зритель. 1792. Ч. III. Крылов И.А. Соч. Т. 1. С. 337—345.
И.А. Крылов издавал ряд журналов: «Почта духов, ежемесячное издание или ученая, нравственная и критическая переписка арабского философа Маликульмулька с водяными, воздушными и подземными духами» (1789), «Зритель» (1792), «С.-Петербургский Меркурий» (1793).
В Хрестоматии приводятся материалы первых двух изданий. «Почта духов» построена в виде переписки вездесущих невидимых существ: гномов (дух земли), сильфов (дух воздуха), ондинов (дух воды) с волшебником Маликульмульком.
- Есин б.И. История русской журналистики (1703—1917)
- Предисловие к учебному пособию
- Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
- Русская журналистика в начале XIX в.
- Журналистика 1840-х годов
- Вольная русская пресса за границей. «полярная звезда» и «колокол» а.И. Герцена
- Журналистика эпохи реформ 60-х годов
- Журналистика пореформенной эпохи
- Пресса 90-х годов
- Журналистика в начале XX в.
- Итоговые контрольные работы
- Ключ к тестам
- Литература
- Литература по всему курсу
- Возникновение и развитие русской журналистики в XVIII в.
- Русская журналистика в начале XIX в.
- Журналистика 1840-х годов
- Вольная русская пресса за границей. «Полярная звезда» и «Колокол»
- Журналистика эпохи реформ 60-х годов
- Журналистика пореформенной эпохи
- Пресса 1890-х годов
- Журналистика начала XX в.
- Справочники
- Предисловие к хрестоматии
- Хрестоматия
- Первая русская печатная газета «Ведомости» (1703—1727)
- 2 Января 1703 года
- 20 Июля 1708 года
- 2 Июля 1709 года
- М. В. Ломоносов
- Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии
- Н. И. Новиков6[6]
- Ведомости Из Кронштадта7[7]
- Подряды
- Продажа
- Рецепт для г. Безрассуда8[8]
- Рецепт:
- Копия с отписки9[9] Государю Григорию Сидоровичу!
- Копия с другой отписки10[10] Государю Григорью Сидоровичу!
- Копия с помещичьего указа11[11] Человеку нашему Семену Григорьевичу!
- Отрывок путешествия в*** и*** т***12[12]
- Глава XIV
- Письмо уездного дворянина13[13] Сыну моему Фалалею
- Д.И. Фонвизин
- Вопросы Предисловие издателей журнала
- А.Н. Радищев
- Беседа о том, что есть сын Отечества
- И.А. Крылов
- Почта духов Письмо осьмое От сильфа Световида к волшебнику Маликульмульку
- Письмо первоенадесять От гнома Зора к волшебнику Маликульмульку
- Письмо двадцать четвертое От сильфа Дальновида к волшебнику Маликульмульку
- Похвальная речь в память моему дедушке,
- Говоренная его другом, в присутствии его приятелей,
- За чашею пунша
- Любезные слушатели!
- XIX век (первая половина)
- Н.М. Карамзин
- Политика Известия и замечания
- И.П. Пнин
- Сочинитель
- Сочинитель
- А.П. Куницын
- Замечания на нынешнюю войну15[2]
- Из «сына отечества» Корреспонденции о военных действиях16[3]
- К.Ф. Рылеев
- К временщику17[4]
- А.А бестужев
- Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 годов22[9]
- Н.М. Муравьев
- Любопытный разговор35[22]
- А.C. Пушкин
- О журнальной критике36[23]
- О записках Видока38[25]
- Торжество дружбы, или Оправданный Александр Анфимович Орлов43[30]
- Несколько слов о мизинце г. Булгарина и о прочем52[40]
- Настоящий Выжигин
- П.Я. Чаадаев
- Философические письма65[53] Письмо первое
- Н.В. Гоголь
- О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году68[56]
- В.Г. Белинский
- Ничто о ничем, или отчет г. Издателю «Телескопа» за последнее полугодие (1835) русской литературы72[60]
- Николай Алексеевич Полевой76[64] (Отрывок)
- Взгляд на русскую литературу 1846 года78[66]
- Письмо к Гоголю81[69]
- А.И. Герцен
- Письма из Avenue Marigny Письмо второе87[75]
- Вольное русское книгопечатание в Лондоне94[82] Братьям на Руси
- Крещеная собственность95[83]
- Объявление о «Полярной звезде»97[85]
- Предисловие к «Колоколу»99[87]
- Под спудом101[89]
- Нас упрекают107[95]
- От редакции116[104] Предисловие к Письму из провинции
- Милостивый государь,
- Ископаемый епископ, допотопное правительство и обманутый народ120[108]
- Н.Г. Чернышевский127[115]
- Н.П. Огарев
- Что нужно народу?130[118]
- К.С. Аксаков
- Опыт синонимов Публика — народ
- И.С. Аксаков
- Об издании в 1859 году газеты «Парус»133[121]
- XIX век (вторая половина)
- Н.Г. Чернышевский
- Русский человек на randez—vous138[1] Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася»
- Новые периодические издания139[2] «Время», журнал политический и литературный, № 1
- Не начало ли перемены?140[3]
- Письма без адреса143[6]
- Н.А. Добролюбов
- Литературные мелочи прошлого года145[8]
- Что такое обломовщина?153[16]
- Из письма с.Т. Славугинскому156[19] первая половина марта i860 Петербург
- Д.И. Писарев
- Московские мыслители159[22] (Критический отдел «Русского вестника» за 1861 год)
- Пчелы165[28]
- Реалисты181[44] (Отрывок)
- М.Н. Катков
- Ф. М. Достоевский
- Ряд статей о русской литературе.183[46] Введение
- Г.З. Елисеев
- Хроника прогресса184[47] Милостивые государи!
- B.C. Курочкин
- Жалоба чиновника185[48]
- Проницательные читатели186[49]
- Козьма прутков187[50] Плоды раздумья188[51] Мысли и афоризмы
- М.Е. Салтыков-щедрин
- Дневник провинциала в Петербурге189[52]
- Устав Вольного Союза Пенкоснимателей
- §1. Цель учреждения Союза и его организация
- § 2. О членах Союза
- § 3. О приличнейшей для пенкоснимательства арене
- § 4. Об обязанностях членов Союза
- § 6. Что сие означает?
- § 7. Цель учреждения Союза и его организация*
- За рубежом197[60]
- Мальчик в штанах и мальчик без штанов Разговор в одном явлении (Эта пьеса рекомендуется для детских спектаклей)
- Письма к тетеньке198[61] (Из письма одиннадцатого)
- Приключение с Крамольниковым199[62] (сказка-элегия)
- Г.И. Успенский
- Равнение «под-одно»201[64] (из памятной книжки)
- Г.В. Плеханов
- Современные задачи русских рабочих202[65] (Письмо к Петербургским рабочим кружкам)
- В.Г. Короленко
- Павловские очерки203[66] Вместо вступления Размышления о павловском колоколе
- На «скупке» Скупка, ее логика и ее разговоры
- Мултанское жертвоприношение204[67]
- А.П. Чехов
- Из Сибири205[68]
- Остров Сахалин207[70] (из VIII главы)
- А.М. Горький
- На арене борьбы за правду и добро209[72]
- Между прочим210[73] (Мелочи, наброски и т.П.)
- Беглые заметки211[74]
- Среди металла212[75] (в машинном отделении)
- С всероссийской выставки213[76] (впечатления, наблюдения, наброски, сцены и т.Д. От нашего специального корреспондента)
- В.И. Ленин
- Из книги Что такое «друзья народа»
- И как они воюют против социал-демократов?214[77]
- (Ответ на статьи «Русского Богатства» против марксистов)
- В.М. Дорошевич
- Старый палач219[1] (Сахалинский тип)
- А.В. Амфитеатров
- Господа Обмановы222[4]
- В.Я. Брюсов
- Свобода слова223[5]
- В.Г. Короленко
- А.И. Богданович226[8]
- Текущие заметки227[9]
- А.А. Блок
- Литературные итоги 1907 года
- От новой редакции журнала «Вестник Европы»
- 30 Октября 1908 г. К. Арсеньев**
- Л.З. Слонимский230[12]
- Периодическая печать и капитализм
- В.В. Розанов234[16]
- М.О. Мельников
- Красивая жизнь236[18]
- Героическая жизнь237[19]
- А.Б. Петрищев
- Каламбуристы (отрывок)
- Ф.И. Шаляпин
- Пресса и я Мнение Фед. Ив. Шаляпина
- А.М. Горький Несвоевременные мысли238[20]
- Нельзя молчать!240[22]
- Курсовые работы
- Темы курсовых работ