logo search
17

§ 2. Роль Российской Федерации в современном мировом сообществе. Россия в начале XXI в.

Модернизация общественно-политических отношений

Заканчивались «лихие» 90-е гг. Заканчивался XX в. На страну надвигался новый кризис. Ельцин с трудом избежал насильственного отстранения от долж­ности. Он долго подбирал себе преемника. В августе 1999 г. на этом месте оказался В. В. Путин. Путин на премьерском посту главное внимание уделил антитеррори­стической операции в Дагестане и Чечне. Захват заложников, неконтролируемая и непредсказуемая ситуация в Чечне, гибель мирных жителей в результате напа­дения на г. Буденновск, а также взрывы домов в Москве и других городах (погибло более 1,5 тыс. ни в чем не повинных людей) и многое другое в глазах значительной части населения оправдывало жесткую позицию нового главы правительства.

На выборах в III Государственную думу, проходивших 19 декабря 1999 г., зна­чительного успеха добилось избирательное объединение «Единство», которое сложилось лишь в октябре 1999 г. «в поддержку Путина» (лидер — С. Г. Шойгу, министр по чрезвычайным ситуациям). В Думу также вошли КПРФ, «Яблоко», ЛДПР. Радикальные демократы смогли добиться успеха, провели в Думу членов Союза правых сил (СПС) (Б. Е. Немцов, И. М. Хакамада, С. В. Кириенко). Новым объединением центристского типа стало «Отечество — вся Россия». Его возгла­вили недавний премьер Е. М. Примаков, мэр Москвы Ю. М. Лужков и губернатор Санкт-Петербурга В. А. Яковлев.

В. В. Путин в первые годы своего президентства сосредоточил внимание на укреплении государства и скорректировал осуществление экономических ре­форм.

Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Си­бирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представи­телей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодатель­ства с федеральным.

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губерна­торы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при президенте России — Государственный совет. А в Совет Федерации — верхнюю палату Федерального собрания — вошли по два представителя от 89 регионов Рос­сии — от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов.

С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач поэтапное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы вместо службы с оружием в руках.

В 2001 г. были утверждены гимн, герб и флаг Российской Федерации.

В отличие от Ельцина Путин стал непосредственно опираться на созданную и фактически возглавленную им пропрезидентскую партию «Единая Россия». В декабре 2003 г. «Единая Россия» получила 2/3 депутатских мандатов в Думе. Демократические партии либерального толка — СПС и «Яблоко» — потерпели поражение.

На выборах 14 марта 2004 г. Путин получил 71,31% голосов избирателей. Был в полной мере использован административный ресурс и возможности СМИ, под­чиненных президентской администрации. На вооружение была взята стратегия и тактика «управляемой демократии». Особую озабоченность кремлевских по­литических технологов вызывала опасность «цветных» революций, подобно тем, что произошли в Украине (2004), Грузии, Киргизии.

Путин избавился от председателя правительства М. М. Касьянова, который «достался» ему еще от Ельцина. Премьеры стали «техническими», без сосбствен- ных политических амбиций (Фрадков, Зубков). Началось давление на негосудар­ственные общественные организации. Но под огнем критики в отступлении от демократии было объявлено о финансовой поддерж­ке значимых проектов общественных организаций. С 2005 г. стала работать Общественная палата, при­званная согласовывать и защищать интересы граждан перед органами законодательной и исполнительной власти.

В декабре 2007 г. «Единая Россия» в результате выборов заняла господствующее положение в V Госу­дарственной думе. В российском парламенте остались также КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия».

2 марта 2008 г. третьим Президентом РФ стал Дми трий Анатольевич Медведев, которого в качестве своего преемника порекомендовал россиянам В. В. Путин. Д. А. Медведев получил 70,28% голосов избирателей. Он стал самым молодым (1965 г. рождения) главой государства в российской истории начиная с 1917 г. В. В. Путин стал Председате­лем Правительства РФ. Возник «тандем», новая в политической истории России конфигурация. Преемственность власти сохранилась.

Социально-экономическое положение РФ в период 2001-2011 гг.

С 1999 г. начался устойчивый рост экономики. В это же время стали расти ми­ровые цены на нефть, газ, металлы. Стоимость рубля упала, стоимость российских товаров в сравнении с зарубежными понизилась, что вызвало спрос на них и рост промышленного производства. Впервые за длительный период начался рост произ­водства в сельском хозяйстве. Начала осуществляться пенсионная реформа, осно­ванная на накопительном принципе. Началось действие законов о купле-продаже земли. Были приняты Таможенный и Трудовой кодексы. В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовавшего прогрессивного налога, до­стигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы.

В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожи­точный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий.

В 2000-е гг. продолжался курс на разгосударствление, осуществлялись реформы в энергетике и железнодорожном транспорте, направленные на их фактическую приватизацию. В 2002 г. Россия была признана страной с рыночной экономикой, но возможности ведения предпринимательской деятельности в стране ограничивались коррупцией, плохой инфраструктурой, криминогенной обстановкой.

В экономической сфере была поставлена задача удвоения валового внутреннего продукта к 2010 г. Много говорилось о борьбе с бедностью, с коррупцией, о реформе жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), о дешевых кредитах для приобретения жилья. Разговоров оказалось больше, чем реальных результатов.

Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения от­ставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину посто­янно вспоминали его «кагэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей. В обществе считали, что огромные не­фтегазовые доходы и золотовалютные резервы, оказавшиеся в руках государства, могли бы направляться на крупные промышленные и социальные проекты.

И голос населения был услышан. В 2005 г. началась реализация четырех при­оритетных национальных проектов — «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». В 2007-2010 гг. на эти проекты были выделены значительные средства. С 2007 г. стала реализовываться программа «Родовые сертификаты», возобновилась диспан­серизация населения (профилактические медицинские обследования). Значитель­ные средства стали выделяться на строительство и переоборудование медицинских центров. В 2008 г. руководство страны заявило о том, что рождаемость стала пре­вышать смертность. В 2000-2008 гг. произошло оздоровление социально-эконо­мического положения в стране.

Мировой финансовый и экономический кризис и Россия

В 2008 г. начался мировой финансово-экономический кризис. Он проявился в форме сильного ухудшения основных экономических показателей в большинстве развитых стран. Предшественником мирового кризиса стал ипотечный кризис в США, где в 2006 г. началось снижение числа продаж домов. Из ипотечного кри­зис трансформировался в финансовый, так как компании потеряли возможность получать капиталы при размещении ценных бумаг, прежде всего в банках. С на­чала 2008 г. началось снижение объемов производства, спроса на сырье, выросла безработица.

Причинами кризиса посчитали общую цикличность экономического развития, перегрев кредитного и фондового рынков, высокие цены на сырьевые товары (в том числе на нефть). В США, европейских и других странах стали закрываться заводы, банки, газеты и т. д.

Осенью 2008 г. российское руководство заявило о том, что Россию кризис тоже затронул. Началось сокращение промышленного производства. Стала быстро расти безработица. Президент РФ Д. А. Медведев и Председатель Правительства В. В. Путин контролировали социально-экономическую ситуацию.

США, европейские и другие страны приняли комплекс мер для преодоления кризиса в национальных границах. На международных встречах «восьмерки» и «двадцатки» лидеров ведущих стран были приняты меры для стабилизации си­стемы международных экономических отношений, выделены средства для помощи наиболее пострадавшим регионам и странам.

В России государственная поддержка была предоставлена крупным финансово-промышленным группам. Их сохранение «на плаву» российское руководство признало первостепенной задачей для недопущения дальнейшего ухудшения ситуации в стране. Были использованы золотовалютные резервы, накопленные в предыдущие «тучные» годы, когда были большие нефтегазовые доходы. В госу­дарственном бюджете появился дефицит. В условиях кризиса численность безра­ботных в России достигала 7 млн. человек. Зарплаты работников государственных учреждений, а также стипендии студентов были заморожены. Было проведено не­сколько повышений размеров пенсий. Но свой бег ускорила инфляция. Тяжелым ударом по сельскому хозяйству, по экономике страны в целом стало экстремально жаркое лето 2010 г.

Во второй половине 2010 г. руководители страны стали говорить о постепенном выходе из кризиса, о росте промышленного производства, доходов от продажи газа, нефти и другого сырья.

В ноябре 2009 г., несмотря на кризис, президент страны Д. А. Медведев в каче­стве стратегической задачи для страны провозгласил проведение модернизации в самом широком смысле этого слова.

Внешняя политика РФ

Внешняя политика России приобрела более динамичный характер после того, как на смену больному и малодееспособному Ельцину пришел энергичный Путин. Он расширил круг посещаемых государств. После террористической атаки на США в сентябре 2001 г. и захвата чеченскими боевиками большой группы заложников в центре Москвы в октябре 2002 г. на международной арене стали лучше понимать действия российского руководства в Чечне, ставшей одним из очагов междуна­родного терроризма. Как признание международного авторитета России можно расценить решения Международного олимпийского комитета и ФИФА о прове­дении в нашей стране Зимней олимпиды в Сочи в 2014 г. и Чемпионата мира по футболу в 2018 г.

За время существования человечества произошло более 14,5 тыс. больших и ма­лых войн. Среднегодовое число погибших в войнах составило: в XVII в. — 33 тыс., в XVIII — 53 тыс., в XIX — 116 тыс., в первой половине XX в. — 1,2 млн. Больших человеческих жертв требовало решение различных международных вопросов на протяжении всей истории России. С вступлением в XXI в. Россия и россияне как никогда нуждаются в стабильности международной обстановки, без чего крайне затруднительным представляется упорядочить жизнь в стране, осуществлять даль­нейшие необходимые преобразования.

Региональные и глобальные интересы России

После распада СССР и Варшавского договора в мире сложилась новая геополи­тическая ситуация. Новая постсоветская Россия оказалась в достаточно сложном геополитическом положении.

Геополитика предстаеляет собой политологическую концепцию, согласно кото­рой политика государств, в основном внешняя, предопределяется географическими факторами (положение страны, природные ресурсы, климат и др.).

Термин «геополитика» ввел шведский географ Р. Челлен в начале XX в., но основоположником геополитики считается немецкий ученый X. Маккиндер (1861-1941), объяснявший природу мирового господства владением «сердцем Земли» — Хартлендом (охватывающим степные районы России, Западного Китая, Монголии, Афганистана, Ирана и Белуджистана).

Геополитика видела в территории уникальный и наиболее значимый ресурс по­литической власти, позволяющий государствам реализовывать программу своего жизнеобеспечения, взаимодействовать с торговыми и финансовыми центрами, развивать глобальные и локальные связи с другими центрами.

Геополитическое положение России большинством специалистов признается более уязвимым, чем у СССР. Общая протяженность российских границ со­ставляет более 58 тыс. км. С Норвегией — 219,1 км, Финляндией — 1325,8 км, Польшей — 209,3, Монголией — 3485, Китаем — 4280,4, Кореей — 39,4. На морях: Тихоокеанского бассейна — 16 997,9 км, Северного Ледовитого океана — 19 724,4, на Балтийском море (Калининградская и Ленинградская области) — 458,5, на Чер­ном море — 433,9 км. Протяженность границ с бывшими советскими республиками составляет: с Эстонией — 437,5 км, Латвией — 250, Литвой — 251, Беларусью — 990, Украиной — 1270,2, Грузией — 950,4, Азербайджаном — 367,2, Казахстаном — 7200 км.

У России остался лишь один фактор, заставляющий с ней считаться, — облада­ние ядерным оружием. В руководстве США немало сторонников развертывания национальной противоракетной обороны. Реализация этих планов способна ко­ренным образом подорвать систему международной безопасности, которая с на­чала 70-х гг. XX в. базировалась на системе договоров США и СССР по вопросам ограничения стратегических вооружений. В обычных вооружениях Россия в четыре раза слабее НАТО. Военный бюджет стран НАТО превышает расходы России на оборону многократно, например в 1995 г. военный бюджет США составлял 260 млрд долларов, а России — 6,5 млрд долларов. Меньше, чем в США, в 40 раз.

Статус России в мировом сообществе, ее место в системе международных от­ношений в настоящем и в ближайшем будущем является предметом споров теоре­тиков и практиков, многих российских граждан.

Некоторые считают, что Россия, являясь официальной преемницей СССР, со­хранив за собой место постоянного члена Совета Безопасности ООН и обладая мощным ядерным потенциалом, осталась мировой державой, с которой должны считаться ведущие западные страны. Российских президентов (Ельцина, Путина) западные лидеры приглашают на ежегодные встречи «большой семерки», прояв­ляют уважение в двусторонних встречах. Но в обсуждении действительно важных проблем международной политики слово российских лидеров является совеща­тельным, но не решающим. Западные лидеры руководствуются лишь собственными национальными интересами.

При резко сократившихся ресурсах Россия может играть лишь роль региональ­ного лидера, и российскому руководству приходится считаться со значительно возросшим влиянием западных стран в Прибалтике, Молдавии, Грузии, азиатских государствах.

Западные границы России в связи с расширением НАТО на восток путем вклю­чения в состав НАТО бывших стран «социалистического лагеря» (Польша, Чехия, Венгрия) и бывших республик СССР (Латвия, Литва, Эстония) представляются весьма уязвимыми. В 1990 г. в НАТО входили 16 стран, в 2008 г. — 26 государств.

Южные границы с Казахстаном, Азербайджаном, Грузией и Украиной обустра­иваются крайне медленно из-за нехватки средств. Морское и воздушное простран­ство защищается с помощью военно-технических средств, которые создавались десятилетия назад и требуют обновления. На юге сохраняется угроза исламского экстремизма. Малонаселенные Восточная Сибирь и Дальний Восток находятся в зоне мощного экономического влияния со стороны таких мировых гигантов, как Япония и Китай.

Современные проблемы человечества и роль России в их решении

Понятие «глобальные проблемы» появилось в международном лексиконе в по­следней трети XX в. Войны, природные и техногенные катастрофы, новые болезни показали, что жизнь на Земле весьма уязвима. Благодаря обмену информацией, общению на международных конференциях и в международных организациях по­степенно пришло понимание того, что многие проблемы являются действительно глобальными. Они могут быть решены совместными усилиями всего человечества, если оно не хочет исчезнуть с поверхности земного шара.

Наша страна тоже столкнулась с этими проблемами. Мощное индустриальное развитие и интенсификация сельского хозяйства породили множество экологиче­ских болевых точек. В апреле 1986 г. произошла авария на Чернобыльской АЭС. В годы перестройки по стране прокатилась волна межэтнических конфликтов. В постсоветский период обозначилась проблема демографической деградации, депопуляции.

Краткий перечень глобальных проблем, которые сегодня стоят перед человече­ством, представлен в обобщенной таблице.