logo search
Analiz_Tv-programm_2

Глава 4. Телевидение и псевдоценностные ориентиры личности

Современная аудитория испытывает колоссальное влияние со стороны СМИ: речь идет о тотальной, повсеместной и всевозрастной медиазависимости человеческого общества, о превращении homo sapiens в так называемого media sapiens. Сегодня ценностные ориентиры, транслируемые СМИ, оказываются более продуктивными и удобными для жизненной реализации, нежели система ценностей, традиционно формируемая различными социальными институтами - семьей, школой, религией, искусством. Нивелирование ряда нравственных категорий – добра, красоты, справедливости, чести и достоинства и т.п. – происходит, как правило, в результате активного внедрения в информационный контент развлекательного, сенсационного аспектов.

Современное телевидение уже называют одним из «могильщиков» вечных ценностей. Виртуальная реальность, формируемая телевидением, активно подменяет жизнь настоящую, не придуманную, не организованную по законам медиакоммуникации и медиабизнеса. Картина мира, создаваемая телевидением, базируется на виртуальных же ценностях, которые оказываются, с одной стороны, далеки от истины в силу своей иллюзорной природы, с другой – весьма жизнеспособны и влиятельны.

Сегодня вместе с телевизором мы «строим любовь» («Дом-2»), находим спутников жизни («Давай поженимся!»), ведем здоровый образ жизни («Жить здорово»), одеваемся в соответствии с последней модой («Модный приговор», «Снимите это немедленно!»), украшаем и преобразовываем жизненное пространство («В каждый дом», «Школа ремонта»), готовим еду («Смак», «Едим дома»), принимаем гостей («Званый ужин»), становимся звездами («Минута славы») и т.д. Как следствие, мы проживаем не настоящую жизнь, а виртуальную.

В многочисленных скетчкомах («Одна за всех», «Шесть кадров», «Даешь молодежь!» и т.п.) зачастую нарочито передергиваются межличностные отношения, реальность приобретает гипертрофированные очертания, пропагандируется безобразное, несправедливое, запретное. Ценностный ряд трансформируется, личность подвергается своеобразному телезомбированию и приобретает псевдоценностные ориентиры.

Даже просветительская функция современного телевидения может реализовываться путем жесткой переделки привычного ценностного ряда. Яркий тому пример – программа «Жить здорово» с Еленой Малышевой на Первом канале. Благородная на первый взгляд миссия пропаганды здорового образа жизни и оказания реальной помощи населению в вопросах медицины и здоровья утрачивает свою актуальность. Чрезмерная визуализация «предмета разговора» (от средств контрацепции до борьбы с тараканами) превращает передачу в фарс, в дешевый суррогат воспитания масс. По сравнению с программой «Здоровье» существенно трансформируется и образ ведущей: если в первом случае аудитория доверяет Малышевой как врачу-профессионалу, то в «Жить здорово» имеет дело не столько с доктором, сколько с «шоувумен». Налицо деформация традиционных ценностей, связанных с профессиональной деятельностью врача.

Человек бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, забывая о собственной индивидуальности и неповторимости. «Нет в телевизоре – нет в жизни»; к сожалению, этот принцип реализуется сегодня через борьбу личности телезрителя с деструктивным характером современных медиа. Кто кого?