Появление музыкальной комедии.
С появлением в кино звука совершенно естественным стало тяготение к развлекательным жанрам, в частности, к музыкальной комедии. Тем более что, во-первых, голливудские мюзиклы пользовались более чем повышенным вниманием публики, и, во-вторых, высшее руководство страны хотело хоть как-то отвлечь население от повседневных трудностей.
МЕДВЕДКИН Александр Иванович (1900 - 1989), сценарист, режиссер, актер. Лауреат Государственной премии СССР (1974, за фильмы «Ночь над Китаем», «Склероз совести», «Тревожная хроника»); Народный артист СССР (1979). За фильм «Тень ефрейтора»:- специальный приз на Международной неделе документальных и короткометражных фильмов в Лейпциге-67; — диплом ВКФ-68 в Ленинграде по разделу хроникально-документальных фильмов; За фильм «Тревожная хроника»: - «Золотой Систерций» — гран-при МКФ документальных и короткометражных фильмов в Нионе-74; За фильм «Безумие» (док.): специальный приз жюри ВКФ-80 в Душанбе. С 1927 года (после службы в Красной Армии) работал на киностудии «Госвоенкино». С 1932 руководил кинопоездом «Союзкино». В 1941-1945 — режиссер и художественный руководитель фронтовых групп. Автор сценариев «Мост через Выпь» (1928), «Скорая помощь» (1949), а также своих фильмов. С 1948 — режиссер ЦСДФ. Поставил изумительные сатирические кинокомедии-сказки: "Полешко" (1930), "Счастье" (1935), эксцентрическую комедию «Новая Москва» (1938, на экраны не вышла); документальные фильмы-памфлеты: "Разум против безумия" (1960), "Тень ефрейтора" (1967).
ПЫРЬЕВ Иван Александрович (1901-68), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: «Партийный билет» (1936), «Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1969); музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951). В 1916-20 служил в действующей армии. В 1923 окончил актерское и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра им. Мейерхольда. С 1925 — сценарист, ассистент режиссера, затем режиссер ряда киностудий. С 1939 и до конца жизни работал на «Мосфильме». Как режиссер-постановщик Пырьев начинал с сатирических комедий, однако резкая критика одной из них — «Государственный чиновник» (1930) — навсегда оттолкнула его от этого жанра. О его фильме «Конвейер смерти» (1933) — драме из жизни германских рабочих, венгерский теоретик кино Б. Балаж писал: «Скучным нельзя назвать ни один кадр». В начале 1930-х гг. Пырьев напряженно ищет свою тему, мечтает экранизировать «Мертвые души» Н. В. Гоголя, но обстоятельства вынуждают его выбрать путь политически лояльного режиссера. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) — фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достигает подлинного драматизма и детективной напряженности интриги. «Богатая невеста» (1937) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Режиссер ставит музыкальные комедии «Трактористы» (1938), «Свинарка и пастух» (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю. В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома» (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы. «Сказание о земле Сибирской» (1948, Государственная премия СССР, премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне) представляет любопытное смешение жанров — мюзикла, мелодрамы и оратории. «Кубанские казаки» (1950, премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950, Государственная премия СССР, 1951) стали вершинным достижением режиссера на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни И. О. Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране — все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья. В 1954 снял фильм «Испытание верности» в ключе сентиментальной семейной драмы. В 1950-60-х гг. И. Пырьев руководил «Мосфильмом» (при том был лучшим директором «Мосфильма за всю его историю), затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссеров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы Пырьев — обращается к творчеству Достоевского, экранизирует его романы «Идиот» (1958), прочитанный режиссером блистательно увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне (вторую серию ему так инее разрешили поставить), «Белые ночи» (1960, наименее удачная работа режиссера), «Братья Карамазовы» (1968, трехсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Третья серия фильма была закончена К. Ю. Лавровым и М. А. Ульяновым. Наибольшее отражение в фильме нашла сюжетно-драматическая сторона романа, но Пырьеву по-своему, интересно и противоречиво удалось передать сложный психологический мир героев Достоевского.
АЛЕКСАНДРОВ (наст. фам. Мормоненко) Григорий Васильевич (1903 — 1983), советский кинорежиссер, народный артист СССР (1948), Герой Социалистического Труда (1973). Один из создателей жанра советской музыкальной кинокомедии. Фильмы: «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Встреча на Эльбе» (1949), «Любовь Орлова» (1983, совместно с Е. Михайловой) и др. Профессор ВГИКа (с 1951). Государственная премия СССР (1941, 1950).
Композитор:
Дунаевский Исаак Осипович (1900 — 1955), советский композитор, народный артист России (1950). Песни: «Песня о Родине» (1936), «Марш энтузиастов» (1940), «Летите, голуби» (1951), «Школьный вальс» (1952) и др. Один из создателей советской оперетты: «Золотая долина» (1937), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Музыка к фильмам: «Веселые ребята» (1934), «Вратарь», «Цирк», «Дети капитана Гранта» (все три — 1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949) и др. (всего 27 фильмов). Государственные премии СССР (1941, 1951).
Актеры:
Зеленая Рина (Екатерина) Васильевна (1901 — 1991), актриса, сценарист. Народная артистка РСФСР (1970). Окончила Московское Театральное училище (1919). С 1921 работала в театрах: «Крот» (Одесса), «Не рыдай» (Москва), «Балаганчик» (Петроград). В 1924—1928 — актриса Московского театра Сатиры, с 1928 — Театра обозрений при Доме печати (ныне — Театр Эстрады). В 30-х годах выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио. В кино — с 1931 года, первая роль — девушка из шайки Жигана в фильме Николая Экка «Путевка в жизнь». Принимала участие в озвучании мультфильмов. Рина Зеленая принадлежала к редкостным актерам чаплинского плана, которым были доступны вершины комического и трагикомического. Ее дар так и не был по-достоинству использован в кино, где недолюбливали мастеров такого плана. А кинематограф манил актрису всегда. Начинала она на эстраде в начале 20-х годов в качестве профессиональной певицы, но природная комедийность, ее стремление к пародии одержало верх. Зеленая подготовила номер «Чарльстушки», где соединила народную частушку с чарльстоном. Во время исполнения куплетов она скидывала сарафан и оказывалась в костюме герл, демонстрируя «стиль рюсс на изысканный вкюсс». Актриса постоянно искала на эстраде те формы, в которых с наибольшей полнотой выразилась бы ее индивидуальность. На многих сценах она переиграла массу скетчей, миниатюр, обозрений, ставила сама, конферировала. Однажды, чтобы не сорвался один из концертов, Рину Зеленую попросили заполнить паузу, и она детским голосом, с запинаниями и придыханиями протараторила «Мойдодыра». Успех был оглушительный. С тех пор актриса много лет выступала на эстраде в жанре «Взрослым о детях». Творческая смелость и неугомонность заставляли Зеленую искать самое разное применение своим силам: сцена, гастроли, фронтовые бригады, радио, мультипликация, пластинки, статьи, замечательная книга «Разрозненные страницы», но ей так не хватало кинематографа, что, приступая с Агнией Барто к сценарию «Подкидыша», она написала роль и для себя. Болтушка-домработница Ариша полюбилась зрителями, но режиссеры остались к ней равнодушны. Зеленая уговорила Григория Александрова отдать ей мужскую роль гримера в комедии «Весна», и актриса переписала ее на женскую. Она часто переписывала совершенно безликие, проходные роли, а то и просто импровизировала перед камерой, оживляя, вкладывая душу, характер в очередную секретаршу, поэтессу, тетку в автобусе, гувернантку, певичку, просто старушку, и роли эти становились маленькими шедеврами, персонажи оказывались крайне интересными, а реплики мгновенно разлетались в народе. Рина Зеленая стала королевой эпизода. «Наверное, надо было выйти замуж за кинорежиссера»,- вздыхала она. Чувство юмора не изменяло ей никогда. Всего сыграла в кино более 50 ролей.
Орлова Любовь Петровна (1902-75), российская актриса. Лауреат Гос. премий СССР (1941 — за участие в фильмах «Волга-Волга» и «Цирк», 1949 – за фильм «Весна»); Народная артистка СССР (1950). Училась в Московской консерватории (1919—1922), на хореографическом отделении Московского театрального техникума (1922—1925). В 1926—1933 — актриса Музыкального театра имени В.И.Немировича-Данченко. С 1947 — актриса Академического театра имени Моссовета. В кино — с 1934 года (первая роль — Эллен Гетвуд в немом фильме Бориса Юрцева «Любовь Алены»), первая лирико-комедийная роль — домработница Анюта в фильме Григория Александрова «Веселые ребята» (1934). Известно, что Орлова крайне неохотно говорила о своем докинематографическом прошлом. Известно, что в первые годы в Музыкальной студии В. И. Немировича-Данченко она старалась не выделяться (можно представить, сколько усилий — это при таких безукоризненных данных!), была статисткой — в кордебалете, хоре. До того — окончила Московскую консерваторию по классу рояля (зарабатывала на жизнь тапером в кино), балетную школу. А до того — дворянская московская семья, дружившая с Шаляпиным («Родилась в простой интеллигентной семье», — напишет потом сановный биограф). С такой биографией, с такими анкетными данными в 20-е годы лучше было, что называется, «сидеть и не высовываться». В этой ситуации Любовь Орлова начинает с нуля. Она отважно облачается в костюм «девушки из народа», у которой нет прошлого, а есть только будущее. Прошлое отметено за несущественностью. Будущее же — блистательно. Главное оружие в завоевании его — эта самая роковая «нездешность». На других киногероинях такой костюм выглядит естественно. На Орловой он подчеркнуто нелеп. Актриса выступает под видом артистки. И благодаря этому оказывается первой среди артисток. В общий для всех сюжет она приносит сугубо индивидуальный подтекст. Не для кого из наших киногероинь той поры смена костюмов не была так богата разнообразными смысловыми оттенками, как для Орловой. Героиням Орловой присуще скрывать некую тайну. Этот мотив время от времени всплывает в том или ином виде. Три героини даже оказываются связанными с разведкой: вражеской или советской («Ошибка инженера Кочина» (1939), «Встреча на Эльбе» (1949), «Скворец и Лира» (1974)). Судьба и миф (о мир перевертышей!) меняются местами, и вот результат мутации — наша единственная (именно поэтому) стопроцентная кинозвезда. У ее мифа индивидуальная подоплека: изживание собственной биографии. Победа полная и окончательная состоялась тогда, когда никому, кроме самой актрисы, дела до того не было: в начале 1970-х, на восьмом десятке она сыграла роль молодой советской разведчицы в немецком тылу. На экране была уже почти неподвижная маска. Вскоре после завершения работы Орлова скончалась. Судьба оказалась милостива к ней (все в той же системе перевертышей): фильм положили на полку. И для нескольких поколений она так и осталась нестареющей актрисой, которая может все. Актриса снялась в 18 фильмах, девять из которых поставил ее муж – Григорий Александров.
Ладынина Марина Алексеевна (1908 - 2003), российская киноактриса, народная артистка СССР (1950). В конце 1920-х годов Марина Ладынина работала учительницей в деревне, выступала в спектаклях Ачинского театра. Затем она училась в Москве в ГИТИСе, который окончила в 1933 году. В 1932-1935 годах Ладынина была актрисой МХАТ. В кино она снималась с 1932 года. Известность актрисе принесла главная женская роль в фильме «Богатая невеста» (1937), режиссером которого был ее муж Иван Пырьев. В дальнейшем Ладынина играла исключительно в фильмах Пырьева. Одна из популярнейших киноактрис 1930-1940-х годов Марина Ладынина неоднократно была награждена Сталинскими премиями (1941 — за роль Марьяны Бажан в фильме «Трактористы»; 1942 — за роль Глаши Новиковой в фильме «Свинарка и пастух»; 1946 — за роль Вари Панковой в фильме «В шесть часов вечера после войны»; 1948 — за роль Наташи Малининой в фильме «Сказание о земле Сибирской»; 1951 — за роль Галины Пересветовой в фильме «Кубанские казаки»). Всего снялась в 15 фильмах.
Миронова Мария Владимировна (1911 — 1997), актриса. Народная артистка РСФСР (1978); Народная артистка СССР. Мать А.Миронова. Училась в Театральном техникуме имени А.В. Луначарского. На эстраде с 1926 (Театр современной миниатюры), в 1927 поступила во МХАТ 2-й, где проработала один сезон. С 1928 — в Московском государственном мюзик-холле, в эти годы на эстраде появилась ее знаменитая Капа, а вместе с нею новый жанр — «телефонные разговоры». С 1938 вместе с актером и мужем Александром Менакером выступала в спектаклях «двух актеров» (Государственный театр эстрады и миниатюр): «Дела семейные», «Кляксы», «Мужчина и женщина», «Номер в отеле» и др. В 1994 играла главную роль в комедии Семена Злотникова «Уходил старик от старухи» в театре «Школа современной пьесы». В кино — с 1928, первая роль — жена середняка Степана Ершова в фильме «Счастливый червонец». Всего сыграла в кино свыше 30 ролей. В 1999 в Москве (Малый Васильевский, 7) открыт музей-квартира семьи Мироновых.
Пастухова Мария (Марина) Николаевна (р. 1918), российская актриса театра и кино, народная артистка России (1976). В 1940 году Мария Пастухова окончила школу-студию МХАТ (1945, курс М. Тарханова) и была принята в труппу Брестского русского театра. В 1942-1945 годах она работала на Объединенной киностудии в Алма-Ате, с 1945 года в Центральном театра Советской Армии. В кино с 1939 года. Первая роль в фильме И.Пырьева «Трактористы». Всего сыграла в кино свыше 20 ролей.
Володин Владимир Сергеевич (Настоящая фамилия — Иванов.), (1881 — 1958), российский актер; лауреат Гос. премии СССР (1951 — за участие в фильме Ивана Пырьева «Кубанские казаки»); народный артист РСФСР (1947). Учился в частной драматической школе в Москве. С 1929 года — актер и один из основателей Московского театра оперетты. В кино — с 1930 года. Первая крупная роль в комедии Г.Александрова «Цирк» (директор цирка, 1936). Всего сыграл в кино около 20 ролей.
Плотников Николай Сергеевич (1897 — 1979), актер. Лауреат Гос. премии СССР (1947, за роль Ермилова в фильме «Клятва»); Народный артист СССР (1966). Учился в школе-студии при МХАТ. С 1922 — актер Четвертой студии МХАТ, в 1933—1936 — Московского театра Революции, в 1936—1938 — Центрального театра Красной армии, с 1938 — академического театра им. Евг.Вахтангова. Педагог ГИТИС, ВГИК, актерской школы при киностудии «Мосфильм», профессор (1946). Сорежиссер фильма «Семья Оппенгейм» (1938). В кино с 1933 года. Первая роль в фильме «Одна радость». Всего сыграл в кино 25 ролей.
Дорофеев Владимир Андреевич (1895 — 1974), актер. Заслуженный артист РСФСР. В кино с 1938 года. Первая роль в фильме «Друзья из табора». Всего сыграл в кино 33 роли.
Любезнов Иван Александрович (1909 — 1988), российский актер театра и кино, народный артист СССР (1970), лауреат Сталинской премии СССР (1946, «В шесть часов вечера после войны»). С 1928 выступал на эстраде как чтец. Окончил ГИТИС (1931). С 1931 — актер Театра-студии Малого театра, затем — театра Сатиры, с 1948 — Малого театра. В кино с 1935 года. Первая большая роль в комедии И.Пырьева «Богатая невеста» (1937). Всего сыграл в кино свыше 50 ролей.
Тутышкин Андрей Петрович (1910 — 1971), актер, режиссер, сценарист. Заслуженный артист РСФСР (1946). Окончил театральную школу при театре им. Е.Вахтангова (1930). Работал в различных театрах страны как актер и режиссер. Снялся в фильмах: «Волга-Волга», «Девушка с характером», «Сердца четырех», «Карнавальная ночь» и др. Всего сыграл в кино 27 ролей. Как режиссер поставил комедии: «Крыса на подносе» (1953), «Мы с вами где-то встречались…» (1954, совместно с Н.Досталем), «Безумный день» (1956), «К Черному морю» (1957), «Вольный ветер» (1961, совместно с Л.Траубергом), «Свадьба в Малиновке» (1967) и «Шельменко-денщик» (1971).
Крючков Николай Афанасьевич (1911-93), российский киноактер, народный артист СССР (1965), Герой Социалистического Труда (1980), лауреат Государственной премии СССР (1941 — за исполнение роли Клима Ярко в фильме «Трактористы»). Премия «Ника-90» в номинации «Честь и достоинство». Учился актерскому мастерству при Московском центральном ТРАМе. До 1930 года работал на фабрике «Трехгорной мануфактуры» гравером-накатчиком. С 1931 — актер ТРАМа. В кино — с 1933 года, первая роль — Сенька в фильме Бориса Барнета «Окраина». В 1934—1936 — актер киностудии Межрабпомфильм (ныне — к/ст имени М.Горького), затем — Театра-студии киноактера. Один из самых снимаемых актеров советского кино. Когда он явился в кинотеатр «Ударник» на первую в своей жизни кинопремьеру прямо с Москвы-реки после купания — в резиновых тапочках и с песком в волосах, — контролеры долго не пропускали: уж слишком не похож был парень на киноартиста. А похож он был на обычного зрителя, решившего прорваться в кино без билета. Шел 1933 год, начиналось звуковое кино, и где было догадаться контролерам, что отныне похожесть на рядового зрителя, прямое сходство с ним станут главным достоинством нового поколения киноартистов и никого так не полюбят зрители именно за эту похожесть благодарной верной любовью. Пожалуй, любому из этой плеяды легендарных зрительских любимцев — Борису Андрееву, Марку Бернесу, Петру Алейникову и Борису Чиркову — Крючков уступает в филигранности мастерства, но именно он стал символом предвоенного времени, ибо растворился в нем без остатка. Время, а не режиссеры, открыло в нем своего идеального героя — идеального исполнителя велений того времени. Режиссеры ценили его, прежде всего за естественность реакций, предельную органику, способность полного слияния с ситуацией — недаром открыл Крючкова для кино один из самых органичных режиссеров советского кино Борис Барнет в замечательных своих фильмах «Окраина» (1933) и «У самого синего моря» (1935). Качество, привлекшие его в молодом актере ТРАМа (Театра рабочей молодежи), недавнем рабочем с Трехгорки, — отнюдь не героические, скорее лирические. Но, как только время приобретает откровенно выраженный героический характер, Крючков становится самым типичным героем — благодаря все той же способности полного слияния с ситуацией. Он переиграет в 30-40-е годы всех главных героев времени: пограничников («На границе» (1938)) и шахтеров-стахановцев («Ночь в сентябре» (1939)), летчиков («Брат героя» (1940)) и танкистов («Трактористы» (1939), «Парень из нашего города» (1942)). И в любой роли он будет иметь все, требующиеся от героя этих лет, и проделает все так же лихо и сноровисто, как сапожничал в «Окраине». А сверх того всегда будет готов спеть, сплясать (прошел в ТРАМе школу Натальи Гхан — знаменитой месс Менд из фильма Барнета) и сыграть на гармошке — продемонстрировать все те качества, которые в народе исторгают восхищение: «Ну, артист!» Все это в первую очередь давало Крючкову право представительствовать на экране от имени зрителя, сразу же узнавшего в герое самого себя, но — идеального, обретшего всю ту сумму умений, которая и давала право претендовать на роль героев согласно установкам времени, не ведавшего и не признававшего ни каких душевных колебаний и сложностей. Однако эти же качества обращаются против Крючкова во второй половине сороковых годов: он не достаточно монументален для героев Большого стиля. После участия в годы войны в экранизациях канонических пьес Константина Симонова («Парень из нашего города», «Русские люди» — последний выпущен под названием «Во имя Родины» (1943)), Александра Корнейчука («Фронт» (1943)), а затем в очень популярной и жестко разруганной критиками комедии «Небесный тихоход» (1945) Крючков уходит в тень, а наиболее интересная его работа той поры в экранизации повести Э. Казакевича «Звезда» (1949) увидит свет лишь после смерти Сталина. Когда же в 50-е годы он вновь возвращается на экран, интенсивно снимаясь, оказывается, что он стал неотъемлемой частью экранной реальности советского кино, но героем современности быть перестал. Отныне — он герой прошлых эпох: исторического прошлого России («Максимка» (1952), «Море студеное» (1954)), гражданской войны («Тревожная молодость» (1954), «Поэт» (1956), «Сорок первый» (1956)) и Великой Отечественной («Бессмертный гарнизон» (1956), «Баллада о солдате» (1959), «Далеко на Западе» (1968), «Золото» (1969), «Особо важное задание» (1980)). И в фильмах о современности на протяжении 50-80-х годов — он мудрый, заслуженный, всепонимающий ветеран («Адрес нашего дома» (1972), «Когда наступает сентябрь» (1975), «Телеграмма» (1971), «Мой друг дядя Ваня» (1978), «Горожане» (1975)). Во всех этих картинах Крючков соотносится со своим экранным прошлым, но никак не с судьбой реального прототипа зрителя. Он существует свободно и разумно в условном идеальном киномире. Соотнесение же с реальностью для его героя катастрофично, что продемонстрировали лучшие его работы 30-летия — прежде всего в фильмах В. Скуйбина «Жестокость» (1959) и «Суд» (1962), в «Деле Румянцева» (1955) И. Хейфица, и, наконец, в «Осеннем марафоне» (1979) Г. Данелии. В них герой Крючкова — человек, растерявшийся перед проблемами живой реальности. Тут-то и обнаружилось, что Крючков был не столько героем, сколько символом времени, настаивавшего на своем героическом характере, так что у персонажа не оставалось никакого выбора. Поэтому героизм этого персонажа оказался откровенно условным. Проблема выбора повергает его в ужас и растерянность, он инстинктивно стремится переложить его на оказавшихся рядом. Любовь кинематографа к Крючкову, позволившая ему до последних дней оставаться в памяти у зрителей и кинематографистов, уже с 50-х годов была любовью ностальгической, тоской по времени, освободившему (или пытавшемуся освободить) человека от бремени личного выбора.
Алейников Петр Мартынович (1914 —1965), советский киноактер. Воспитанник Могилевской детской коммуны. В 1935 окончил Ленинградский институт сценических искусств. Ученик С. А. Герасимова. Первую эпизодическую роль в кино сыграл в фильме «Встречный» (1932), затем была роль Петьки в «Крестьянах» (1935). Обаяние, простота, остроумие, заразительная жизнерадостность его героев сделали Алейникова одним из любимых актеров 1930-1940-х годов. Снимался в фильмах: «Семеро смелых» (1936), «Комсомольск» (1938), «Трактористы» (1939), «Большая жизнь» (1939, 1946), «Конек-Горбунок» (1941), «Утоление жажды» (1966), а также «Александр Пархоменко», «Глинка». Творчеству Алейникова посвящен фильм «Петр Мартынович и годы большой жизни» (1976). Всего актер сыграл в кино около 50 ролей.
Андреев Борис Федорович (1915-82), российский киноактер, народный артист СССР (1962). Его герои наделены душевной широтой, силой, добродушием («Трактористы»,1939; «Большая жизнь», 1939-46; «Два бойца», 1943; «Сказание о земле Сибирской», 1947; «Кубанские казаки», 1949). Психологически более сложные образы в фильмах «Жестокость», «Оптимистическая трагедия» (1963) и др. Государственная премия СССР (1948, 1950). Всего сыграл в кино более 50 ролей.
Зельдин Владимир Михайлович (р. 1915), актер театра и кино, народный артист СССР (1975), лауреат Сталинской премии (1951, за театральную работу). Окончил театральное училище при театре МОСПС (1935). С 1935 — актер театра МОСПС, в 1938-1941, 1943-1945 — актер Центрального театра транспорта; в 1941-1943 — Русского драматического театра в Алма-Ате, с 1945 — актер Центрального театра Советской Армии (затем ЦАТРА). В кино с 1941 года, первая роль — пастух Мусаиб Гатуев в фильме Ивана Пырьева «Свинарка и пастух». В 1947 году опять же у Пырьева снялся в фильме «Сказание о земле Сибирской» (1947). Всего сыграл в кино свыше 40 ролей.
- Основы киноэстетики
- Споры 20-х годов о кино.
- Монтаж аттракционов. С.М.Эйзенштейн.
- «Актерский» кинематограф.
- «ФэкСы».
- Поэтическое кино.
- 30-Е годы. Новые имена.
- Появление музыкальной комедии.
- Кино 1940-х – 1950-х.
- 1960-Е годы. Возрождение российского кино.
- Появление национальных кинематографий.
- 1970-Е годы. Зрелость российского кинематографа.
- Российский авторский кинематограф.
- Кинематограф на перепутье. Последние годы.
- Приложение 1.
- Наиболее крупные международные кинофестивали (мкф класса а).
- Приложение 2. Награды киноакадемий.
- Приложение 3. Российские кинофестивали.
- Приложение 4. Телевизионное кино.
- Оглавление:
- 30-Е годы. Новые имена.
- 1960-Е годы. Возрождение российского кино.
- 1970-Е годы. Зрелость российского кинематографа.