logo search
Пример Диплома

Общие теоретические основы композиционного построения

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.

Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом.

Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помощью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу сходства или, различия. Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст - различие, нюанс - и сходство и различие. Пропорции и ритм проявляют закономерности последовательных изменений.

Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют.

  1. симметрия и асимметрия – группа, которая характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения.

  2. тождество, пропорции, модуль, масштаб – группа, которая характеризуется размерными отношениями между частями целого и между частями и целым.

  3. нюанс и контраст – группа, которая указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения.

  4. метр и ритм – группа, которая характеризует движение.

Еще одним очень важным определением в композиционном построении является понятие изобразительного поля. Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение. Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия. В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его.

Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля. Например, в вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S - образную форму.