Общие теоретические основы композиционного построения
Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией целого.
Задачей композиционного построения произведения является распределение материала будущего произведения таким образом и в такой последовательности, в такой взаимосвязи частей произведения и всех элементов художественной формы, чтоб наилучшим образом выявить смысл и назначение произведения и создать выразительную и гармоничную художественную форму. Гармонизируя форму, композиционное построение тем самым обогащает содержание и повышает ценность произведения в целом.
Взаимосвязанность и соподчинение частей достигается с помощью средств гармонизации на основе сопоставления элементов по принципу сходства или, различия. Так, симметрия подчеркивает сходство, контраст - различие, нюанс - и сходство и различие. Пропорции и ритм проявляют закономерности последовательных изменений.
Средства гармонизации условно можно разделить на несколько групп, исходя из того, какого рода отношения между элементами целого они представляют.
симметрия и асимметрия – группа, которая характеризуется местоположением элементов относительно оси или центра вращения.
тождество, пропорции, модуль, масштаб – группа, которая характеризуется размерными отношениями между частями целого и между частями и целым.
нюанс и контраст – группа, которая указывает на степень различия и на характер различия между частями и элементами произведения.
метр и ритм – группа, которая характеризует движение.
Еще одним очень важным определением в композиционном построении является понятие изобразительного поля. Изобразительным полем мы называем ограниченную поверхность, плоскость, где располагается изображение. Характерной особенностью изобразительного поля является то, что оно не нейтрально по отношению к изображаемому на нем, а оказывает на него определенное воздействие, так как не все точки этого поля равноценны. Неравноценность поля проистекает из особенностей нашего зрительного восприятия. В результате, одни участки поля находятся в зоне активного восприятия, другие вне его.
Известно, что взгляд наш, двигаясь внутри поля, еще не заполненного изображением, совершает ряд движений, скользя по воображаемым кривым и прямым. Движение это нельзя назвать хаотическим, так как оно имеет определенную направленность, в первую очередь зависимую от геометрической формы поля. Например, в вытянутом по вертикали прямоугольнике наиболее характерно движение, имеющее S - образную форму.
- «Санкт-Петербургский государственный университет технологии и Дизайна»
- (Пояснительная записка)
- Санкт-Петербург
- Содержание
- Аннотация
- Введение
- 1. Теоретические основы
- Общие теоретические основы композиционного построения
- 1.2 Иллюстрирование детских изданий, особенности их верстки и редактирования
- 1.2.1 Общие понятия и принципы создания детских книжных изданий
- 1.2.2 Процесс оформления печатного издания
- 1.2.3 Художественное оформление и иллюстрирование книг для детей
- 2. Графическое решение
- 2.1 Основные характеристики издания:
- 2.2 Этапы работы над проектом:
- Верстка издания
- 2.3. Подбор текста.
- 2.4. Основной персонаж.
- 2.5 Создание иллюстраций.
- 2.6 Композиционное решение
- 2.7 Художественно-образное решение
- Использование орнаментов и фактур
- Цветовое решение
- 2.10 Верстка издания
- 3. Технологическая часть
- 4. Экономическая часть
- Заключение
- 9. Список литературы
- Приложения Приложение а (к разделу «4.7 Аналоги»)
- 5. Общие технические требования