История в таблицах. Интересы россиян и политические партии
Основные социальные слои | Основные политические интересы | Политические партии и блоки | Политические лидеры | Особенности политического самоопределения |
Элита, новый правящий класс: высшие чиновники, лидеры политических партий, крупные бизнесмены, верхи интеллигенции | Сохранение контроля над политической властью для сохранения итогов приватизации и осуществления дальнейшей приватизации | Союз правых сил (СПС) «Единая Россия» Л иберал ьно-демократическая партия России (ЛДПР) | Чубайс Немцов Хакамада Жириновский Грызлов Путин Медведев | «Единая Россия» и ЛДПР пытаются выступать от лица большей части населения |
Основные социальные слои | Основные политические интересы | Политические партии и блоки | Политические лидеры | Особенности политического самоопределения |
Средние слон: чиновники, предприниматели, часть работников бюджетной сферы и частного сектора, часть интеллигенции | Защита со стороны государства против произвола коррумпированного чиновничества и криминального мира, нормальные условия для профессиональной деятельности | Партия «Яблоко» Социал-демокра- тическая партия России Коммунистическая партия Российской Федерации | Явлинский Глазьев Зюганов | Для КПРФ эти группы не являются главной опорой |
Бедные слои («старые русские»): значительная часть наемных работников, пенсионеры, молодежь | Социальная защита со стороны государства, обеспечение не ниже прожиточного минимума | КПРФ политические партии левее КПРФ | Зюганов Тюлькин Лимонов | Эта часть населения является главным объектом политического мани пул ирования перед очередными выборами |
Маргинальные слои | Разовые подачки и отсутствие контроля | Крими нальные группы | Криминальные лидеры |
|
Многопартийность бесспорно важный демократический инструмент адекватного проявления воли граждан. Многопартийность представляет собой политическую форму выражения, защиты и сопоставления различных взглядов, позиций, социальных интересов. Можно рассматривать многопартийность как своеобразный феномен, позволяющий поддерживать согласие и стабильность в обществе. По своему основному предназначению многопартийность — это механизм легальной, законной борьбы за власть, возможность гласной, свободной критики и оценки деятельности правящей партии, государственных институтов. В конечном счете именно многопартийность используется как наиболее действенный механизм контроля гражданского общества над государством.
Россия и СНГ
Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближнего зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. В рамках СНГ руководство России подписало несколько сот документов: договор о коллективной безопасности (1992), Устав СНГ (1993), договоры о создании единого рублевого пространства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономического сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. В рамках СНГ у России сложились более тесные отношения с отдельными группами стран по определенным вопросам. В 1996-2000 гг. оформился союз между РФ и Республикой Беларусь.
СНГ в 90-е гг. лихорадили серьезные конфликты, в которых России было крайне сложно проводить последовательную политику. Это проблемы статуса отдельных территорий: Приднестровья в составе Молдавии, Абхазии в составе Грузии, принадлежности Нагорного Карабаха в конфликте Азербайджана и Армении. Российским военнослужащим приходилось не раз выступать в роли миротворцев. В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 гг. в Чечне.
Россия в системе мировой экономики и международных связей
Международный авторитет России существенно уменьшился вследствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. За последнее десятилетие XX в. участие России в мирохозяйственных связях сократилось более чем наполовину. В то же время резко возросла зависимость российской экономики от внешнего рынка. По данным ВТО, к середине 2000 г. доля России в мировом товарном экспорте, несмотря на благоприятную рыночную конъюнктуру, не превысила 1,5%, в импорте — 0,7%. Участие России в международной торговле услугами, как и ее присутствие на мировом рынке инвестиций, оценивалось как чисто символическое. Вес РФ как экспортера услуг составил 0,7%, как импортера — чуть более 9.. Доля России в мировых накопленных прямых зарубежных инвестициях не превышает 2%.
При решении острых международных проблем мнение российского руководства практически не учитывается («югославский кризис» 1999 г., американская операция в Ираке в 2003 г.).
Наиболее жесткие аналитики отводят России роль колониально-сырьевого придатка Запада, «клиента», следующего в фарватере внешней политики ведущих мировых держав.