logo search
Analiz_Tv-programm_2

Предисловие

Предлагаемое учебное пособие, написанное в соответствии с программами читаемых на направлениях «Журналистика» и «Телевидение» лекционных курсов «Теория и практика СМИ» и «Теория и практика современной телевизионной журналистики», ориентировано на ознакомление студентов со сложным состоянием современного массмедийного пространства. Овладение методикой анализа современной телевизионной программы – важное, необходимое условие для формирования профессиональных навыков потенциального телевизионного журналиста.

Современный телевизионный журналист - и это важное, непременное требование к современному журналистскому образованию, представляющему синтез теории и практики, - должен позиционировать себя не только как профессиональный создатель журналистского текста, но и как полноправный участник массовой медийной коммуникации. В связи с этим возрастает роль журналиста, способного не только быть универсальным, но и уметь интерпретировать, оценивать деятельность своих коллег по профессиональному цеху. Ведь, по словам Е.Л.Вартановой, речь идет о «специалистах, разделяющих как общекультурные ценности российского общества, так и профессиональную этику»1, специалистах, осознающих ответственность за объективность и достоверность информации.

Анализ телевизионной программы служит тем ориентиром, который формирует у студентов профессиональные компетенции, необходимые для создания телевизионного продукта как части индустрии.

Современное экранное действо, будучи увлекательным и завлекательным, должно быть максимально приближено к зрителю, построено на принципах драматургического искусства. Телепрограмма (и неважно, в каком формате и с использованием каких жанровых установок она создана) - это всегда общение автора (индивидуального или коллективного) с аудиторией. Каким будет это общение – неформальным или формализованным, в прямом эфире или в записи, с использованием приемов интерактивности для оптимизации внимания телевизионной аудитории или, наоборот, с ориентацией на пассивного зрителя - зависит от конкретного информационного продукта. Вот почему современный телевизионный контент трудно представить без таких свойств, как адресность, диалогичность, межличностный обмен.

Телевидение как инструмент общения с массовым сознанием требует от коммуникаторов творческой самостоятельности, креативности, неформального взгляда на окружающий мир, но вместе с тем и ответственности, чувства меры, эмпатии – иначе между творческой реализацией того или иного проекта и «творческим произволом»1 можно поставить знак равенства.

Развлекательный формат современного российского телевидения во многом обуславливает возникновение тех или иных жанровых тенденций, в основе которых стремление создать яркую, броскую «упаковку», чтобы подаваемая информация как можно легче воспринималась аудиторией, увлекала зрителя, создавала иллюзию радости, беззаботности, легкости бытия. В итоге, содержание медиатекста, уступая формальным характеристикам, отходит на задний план, мельчает, становится поверхностным, легковесным, что необходимо учитывать при оценке телевизионного контента.

В первую очередь, методика анализа телевизионной программы позволяет определиться с такими ключевыми понятиями, раскрывающими всю сложность, многообразие, неоднозначность современной конвергентной журналистики, как «контент», «формат», «жанр».

Многие исследователи отмечают тот факт, что сегодня категория «жанр» применительно к телевизионному контенту очень часто подменяется понятием «формат». Так, о формате как «единице измерения эфира» говорит С.Ильченко, подразумевая под ним «определенный набор внешне очевидных признаков»2. Формат равен жанру, абсолютно не совпадает с ним по категориальным признакам или все же понятие «формат» шире «жанра» и приравнивается к понятию «текст» - этот вопрос до сих пор остается открытым. Как результат, существующая подмена понятий не может не сказаться на качестве и содержании современной теории жанрообразования, которая находится, по крайней мере применительно к телевещанию, в ситуации если не критической, то близкой к этому.

Единица эфирного контента, будучи самостоятельным, завершенным информационным продуктом, реализованным с помощью различных структурно-содержательных элементов, совокупность которых и есть формат программы, может быть воплощена как в одной жанровой форме, так и с использованием синтеза различных жанровых модификаций. Знание профессиональных нюансов и тонкостей в сфере современной телекоммуникации позволит определить будущему журналисту, с чем он имеет дело – с собственно журналистским творчеством или с рекламой и PR-технологиями, успешно маскирующимися под эфирный продукт, основная задача которого – информировать, а не продавать и продвигать товары и услуги. В частности, выработка навыков анализа различного рода телевизионных программ, исходя из их структурно-содержательной направленности, способствует освоению важных профессиональных компетенций.

Анализ телевизионной программы позволяет разобраться и в роли ведущего той или иной телевизионной программы. Оценка разных типов ведущих телевизионных программ, без сомнения, способствует формированию важной профессиональной компетенции – предъявляя свою личность многомиллионной телевизионной аудитории, журналисту необходимо быть «лидером мнений», объективным интерпретатором сложных проблем современности и, отвечая ожиданиям и интересам аудитории, не забывать о нравственных критериях.

Наконец, анализ телевизионной программы направлен на то, чтобы разобраться в понятии «целевая аудитория». Образ современного телезрителя также напрямую зависит от типологических характеристик того или иного телевизионного продукта. Тем более, что в современных условиях информационного рынка аудитории как участнику коммуникационного процесса предъявляются новые требования: телезритель позиционируется не только как потребитель информации, но и как полноправный создатель контента, находящийся в со-творческом союзе с профессиональными журналистами.