logo search
История кино

Споры 20-х годов о кино.

10-е годы – кризис театра и рост популярности кино. Неприязнь критиков: кино - низкое, вульгарное, второсортное, варварское. В 1919 году была проведена национализация всего кинопроизводства в стране, обвиненного в потакании буржуазным вкусам. Это привело практически к полному развалу отрасли, так как бывшие владельцы студий сотрудничеству с Советской властью предпочитали ломать оборудование и сжигать запасы пленки. Большая часть творческих работников выехала за рубеж. Советский период кинематографа начался практически на пустом месте, и первые годы разрабатывалась преимущественно теория кино, за исключением хроникальных фильмов, которым большевики придавали огромное значение, с целью воспитания и агитации масс.

С начала 20-х – резкое изменение мнений о кино. Стали появляться киноролики в спектаклях. Изменилась позиция и критиков. Шервинский: кино – аналог эпоса. Андреев: кино – будущий театр психологии и слова. Туркин: композиция кинокадра не только с одной точки, двухмерность изображения. Комиссаржевский: нужна специфика игры киноактера. Радлов: нужен ассоциативный монтаж. Фельдман по поводу «Калигари»: конструкция, все части которой взаимно обусловлены и необходимы, живопись светом. «Театральный» период кино кончается. Приходит понятие фотогении. В 1921 году напечатан манифест «ФЭКСов». В 1922 году выходит «Мы. Вариант манифеста» подписанный Дзигой Вертовым. Под его словами: «Мы утверждаем будущее киноискусство отрицанием его настоящего» мог бы подписаться любой из молодых кинематографистов. Появляется Э.Шуб с ее чисто прикладным взглядом на кино и Б.Барнет, видевший кино, как лирическую буффонаду. Русский авангард был тесно связан с общим подъемом искусства после Октябрьской революции и отличался разноплановостью, поиски велись как в сфере кинодокументализма (фильмы Дзиги Вертова), так и в игровом кинематографе, явно отмеченном влиянием театра (ФЭКС, фильмы Г. Козинцева и Л. Трауберга). Многие видные режиссеры снимали подчеркнуто политически ангажированные ленты, причем в самых разных жанрах — историко-революционном (С. Эйзенштейн, А. Довженко), комедийном (Л. Кулешов). Деятели русского авангарда, в дальнейшем выросшие в крупнейших советских кинохудожников, оставили неоценимое теоретическое наследие.