1.2.Жанровая природа колонки. Синкретизм жанров.
Колонка совмещает в себе элементы нескольких жанров журналистики как то рецензия, комментарий, обозрение, обзор. Таким образом, можно сделать вывод о том, что авторская колонка- всегда собирательный жанр. По мнению Марии Иисус Касальс Карро, «советская публицистика не отличалась наличием авторской оппозиции- государство всегда было правым. В настоящее время развитие информационных технологий позволило вести блоги, а онлайн- СМИ позволяют высказывать авторам личную точку зрения даже в жестких формулировках. Именно развитая площадка информационного пространства дало толчок к новому подходу развитию авторской колонки как журналистского жанра».
Колонка не привязана к непосредственной актуальности. Часто ее заботят те случаи или проблемы, которые не являются новостями, потому что остались вне круга внимания; в другие разы она достает факты, которые уже остались в прошлом среди информационной быстротечности, но ценны своим индивидуальным содержанием; также возможен личный анализ – идеологический, эмоциональный – дел минувших. Или просто внутренняя рефлексия, литературное развлечение, упражнение на проверку принципов и убеждений. При анализе колонок современных авторов мы можем отметить, что значительная группа текстов, написанных под рубрикой колонки, обладает сходными признаками, что позволяет говорить о возможности объединения этих текстов неким особым, новым жанром публицистики. И хотя говорить о существовании полноправного жанра колонки пока еще рано, есть все основания утверждать, что формирование этого жанра уже началось, и что культурно-историческая ситуация, сложившаяся в стране, способствует появлению новой жанровой формы.
Таким образом, подчеркивая, что колонка еще не устоялась как жанр в системе жанров отечественных СМИ, можно предположить, что в настоящее время идет процесс ее становления, есть все предпосылки к появлению нового жанра. Все чаще, разворачивая газету или открывая журнал, читатель имеет возможность ознакомиться с оригинальными текстами, где в лаконичной форме представляют отзыв редакционного коллектива или известной личности на ту или иную насущную проблему, помогают ему сформировать собственную оценку актуальных событий, выбрать тип общественного поведения. Качественно новый жанр, призванный к жизни запросами суток и массовой аудитории, путем модификации известных жанровых форм все увереннее утверждает себя на ниве журналистики.
Одни исследователи теории журналистики говорят о том, что колонка – строго определенная количеством строк вертикаль на газетной странице – является рубрикой: «Говоря о колонке, имеют в виду рубрику, закрепленную в газете либо в журнале за тем или иным постоянным автором, а под колумнистикой, в отличие от других форм эссеистики, понимают авторские высказывания по злободневным (и не только) темам, с определенной регулярностью появляющиеся в одном и том же издании и размещающиеся, как правило, в одном и том же месте очередного газетного (или журнального) выпуска»6, другие - о том, что она является видом комментария, третьи называют ее разновидностью эссе: «Колонка- это рубрика, персонально закрепленная за конкретным журналистом, по сути своей - авторское высказывание, близкое по жанру к эссе. Поэтому анонимный текст без авторской позиции- не колонка. «Именная», но разовая публикация – тоже не колонка, так как вторым условием является постоянное присутствие колумниста на страницах издания»7, четвертые замечают, что колумнистики как таковой у нас в стране вообще не существует: «В американской прессе в последние годы идет активная дискуссия по поводу исчезновения колумнистики, исчезновения именно в крупных ежедневных газетах, когда колумнист есть голос и совесть гражданского общества. Многие, как Дейв Либер, колумнист «Fort Worth Star-Telegram» и председатель ежегодного съезда Национального Общества Газетных Комментаторов, винят в этом самих колумнистов, которые стали «ленивыми, неактивными, неострыми». Дэн Гилмор, бывший колумнист, автор книги «We, The Media», говорит об изменении самого информационного поля, когда на место привычной городской колумнистике приходит «мини-колумнистика», когда «Золотой век колумнистики» прошел, не стало талантливых журналистов прошлого (среди которых называют Майка Ройко, Хёрба Кэна, Джимми Бреслина), а голоса тех, кто остался, «уже недостаточно сильны, чтобы перекричать пятьсот телевизионных каналов»8, пятые называют авторскую колумнистику последним оплотом свободной политической мысли и совестью нации: «Колонки - это территория свободы. Я сторонник четкого отделения репортинга и аналитики от мнений и поэтому всегда мешал репортерам ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ в заметках. В колонке возможны и репортинг, и аналитика, и мнения. Собственно, если тебе дали колонку, это значит, что твое мнение интересно хотя бы редактору. Но такая вольность не освобождает автора от такой химеры, как совесть»9.
Дать толкование термину «колонка» можно, рассматривая его с разных сторон и беря за основополагающий признак форму или содержание. Профессор факультета журналистики Мадридского университета Мария Карро: «Слово «колонка» – неологизм, образовавшийся в результате метонимии (переноса части – места на газетной полосе – на целое: разделение на колонки журналистских текстов вошло в практику с XVIII века). Этим неологизмом обозначается подписанная (авторская) статья, которая публикуется с определенной регулярностью и занимает определенное место в газете. Одна из главных характеристик колонки – это ее разнообразие во всех проявлениях. В любом случае, колонка стоит то, что стоит ее подпись, и это выражается в зависимости от таланта личности. Колонка – это статья-мнение, которая может быть размышляющей или наоборот, неразмышляющей; направляющей или загадочной; аналитичной или страстной, осуждающей или предписывающей, всегда оценивающей, субъективной, потому что она не может быть другой».
Термин «колонка» сегодня используется в журналистской практике в трех значениях: во-первых, как особым образом оформленный столбец на газетной полосе, являющийся существенным приемом выделения материала при решении конкретных тактических задач – подборка информационных материалов, статистические сведения, цитаты, опросы и т.п.
Второе значение термина «колонка» – авторская рубрика. В данном случае колонка выполняет уже стратегические задачи – она вводит на газетную полосу имя автора, привлекающего внимание аудитории. Важнейшая задача колонки такого рода – закрепить интерес определенного сегмента аудитории за автором как носителем определенной информации.
Третье значение термина «колонка» – особый жанр, формирующийся сегодня на наших глазах и актуализирующий личные переживания автора по конкретному поводу в виде демонстрации точки зрения субъекта высказывания.
Американская энциклопедия писателя определяет колонку так: «короткий газетный или журнальный материал, посвященный какому-то узкому кругу интересов или обстоятельствам в широком смысле слова, написанный ясно и лаконично, имеющий объем в 350-500 слов и появляющийся регулярно (ежедневно, еженедельно и т.д.) с обязательным указанием имени автора».
В немецкой журналистике под колонкой понимается «короткое выражение мнения, которое не занимает больше одной газетной колонки. Такие колонки в большинстве своем появляются регулярно на одном и том же месте с одинаковым названием или как именные колонки одного автора. Колонка похожа на реплику и комментарий».
Испанцы, у которых теория журналистики, в отличие от их англоязычных коллег, разработана достаточно серьезно, уделяют колонке много места не только на газетных и журнальных полосах, но и в учебниках по журналистике и научных статьях.
Анализируя тексты современных колумнистов, а также различные определения, которые дают колонке российские и зарубежные исследователи, мы приходим к выводу, что значительная часть текстов колумнистов не вписывается в рамки известных нам жанров. Более того, рассматривая комментарий и эссе как жанры, наиболее близкие колонке, мы видим, что колонка не описывается жанрообразующими признаками ни того, ни другого, и что в этом месте между аналитическими жанрами и художественно-публицистическими есть некий «зазор», который может быть заполнен каким-то новым жанром.
Колонка – это всегда прямой диалог с аудиторией, соло, рассчитанное на контакт со слушателями, живое, образное слово, сориентированное на сочувственный отклик тех, к кому оно обращено. Если в комментарии такая связь публициста и аудитории факультативна, то в колонке обязательна. Колонка – монолог публициста, предлагающего в образно-эмоциональной форме свою оценку фактов и явлений действительности.
В жанровом плане колонка может включать элементы эссе (главное жанровое требование к колонке - «содержать лишь одну точку зрения, характеризоваться своим «голосом» и стилем»; фельетона (критический, ироничный тон колонки). Колонка может быть произведением, полностью написанным в каком-либо аналитическом (рецензия, обозрение, комментарий) или художественно-публицистическом (эссе, фельетон) жанрах, что затрудняет жанровый анализ колонки. Если попытаться обобщить свойства различных текстов, публикуемых под рубрикой «колонка», становится очевидным, что часть из них обладает совершенно определенными признаками, общими для всей группы и в то же время нехарактерными для других известных жанров.
Предмет колонки – личное переживание по конкретному поводу: «Колонка – это жанр, когда человек рассказывает о том, что его беспокоит»10, – такое определение дает футбольный комментатор и колумнист нескольких спортивных изданий Василий Уткин. Уткин не теоретик, однако в своем образном определении он передает смысловой стержень колонки: беспокойство автора. Информационным поводом к написанию колонки может быть и единичный факт, и событие, и явление, и судьба, и характер, однако на первом месте всегда стоит именно то, как колумнист осмысливает этот повод, то, какие чувства и мысли рождает в нем тот или иной факт. Таким образом, предметом исследования в колонке опосредованно является сам субъект высказывания, ход его рассуждений, его мыслительный процесс.
Функцией авторской колонки является демонстрация точки зрения субъекта социальной практики в связи с возникшей ситуацией с целью обратить внимание аудитории не только на саму ситуацию, но и на характер ее оценки. В колонке «Я» становится объектом исследования. Именно личность колумниста является основным смысловым ядром всего жанра – этим обусловлена такая особенность колумнистики, что колонку ведет, как правило, человек с именем – либо человек известный (писатель, политик), специалист в определенной области, чье мнение интересно само по себе, либо автор, обладающий ярким талантом говорить интересно обо всем- в таком случае на первый план выступает сам процесс демонстрации мнения.
Метод, с помощью которого создается текст- образный анализ, то есть сочетание анализа (выявление взаимосвязей предмета, причин, следствий, их оценка, прогноз их развития) и художественного обобщения. В этом смысле колонка занимает пограничную позицию между аналитическими и художественно-публицистическими жанрами в традиционной классификации, либо входит в группу исследовательско-образных жанров по классификации Л.Е. Кройчика.
По содержанию колонка – это цепочка фактов, событий или явлений, с которыми автор соприкасается непосредственно или которые представляются ему актуальными в данный момент, и рассуждений, которые рождают у него эти факты, события. В колонке автор избегает вымысла, он пишет лишь о том, что произошло на самом деле. Публицист предлагает нам свою точку зрения на окружающую действительность, а его материалы таким образом превращаются в неопровержимые свидетельства эпохи и одновременно оригинальные художественные произведения. Так как на первом плане выступает не факт, а отношение автора к нему, колонка становится жанром максимально интимным, где автор не боится самого себя сделать участником событий, рассказывая о глубоко личном опыте, личных впечатлениях и демонстрируя личное мнение.
По своей форме колонка – это свободное повествование, вбирающее в себя элементы самых различных жанров, от заметки до эссе. Однако все эти элементы включены в повествование для того, чтобы усилить аргументацию, авторскую манеру письма, сохраняющуюся от колонки к колонке, максимально интимизировать повествование и, ведя читателя за ходом своих мыслей, сделать его соучастником повествования, собеседником. Ряд исследователей называет в качестве жанрообразующих факторов также и языковые средства, используемые в тексте, либо форму авторского присутствия, однако, как нам кажется, эти факторы так или иначе входят в понятие формы и содержания.
Автор выступает в качестве героя-повествователя или персонажа-маски (в комическом варианте колонки), чья точка зрения является предметом исследования. В этом отношении колонка близка эссе. Автор вводится в повествование как лицо размышляющее и переживающее. Колонка как оперативный отклик на происшедшее (или – происходящее) по своей тональности полемична. Этим она и отличается от комментария, в котором мнение публициста далеко не всегда содержит оппозицию описываемому факту. Поскольку в колонке, как правило, взгляд автора не совпадает с общепринятой точкой зрения, он предлагает новое представление о ситуации. Персональная точка зрения – смысловое ядро колонки.
Тип, концепция, творческая стратегия периодических изданий отражаются на специфике редакторских и авторских комментариев и колонок. Обязательными атрибутами подачи текста этого жанра является помещение цветного портрета автора в левом углу перед названием. Под ней фиксируются его имя и фамилия с указанием должности. По композиционной структуре, фактологической основе, злободневности содержания, языково-стилистическому оформлению и субъективности оценок, авторские колонки тяготеют к публицистической проблемной статьи. Субъективное авторское «я», для которого характерны лиричность, и заключенное в ироническую форму созерцания мира, пронизывают всю структуру произведений: от заголовков и механизма отбора и компоновки фактов и «переодевания» их в одежды образа к моделированию композиции и подачи фотографии художника.
В настоящее время в ансамбле основных типов журналистских текстов авторская колонка занимает важное место. Пожалуй, как ни один другой аналитический жанр, он позволяет прессе чутко реагировать на всевозможные события. Колумнист оперативно выражает отношение к актуальным событиям. От информационных жанров колонка отличается именно наличием анализа. От статьи, обозрения, обзора и прочих аналитических жанров корреспонденции отличается прежде всего тем, что в нем обычно рассматривается какое-то явление, о котором уже рассказывалось на страницах изданий, в теле- и радиоэфире, а поэтому, в той или иной мере известное аудитории. Причем известными аудитории могут представляться не только существующие, но будущие события, если о них уже шла речь в СМИ.
Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что авторская колонка становится всё более важным жанром в сегодняшней прессе, оперативно реагируя на происходящие в стране и мире процессы. Авторское начало- одна из главных характеристик колонки. Научное изучение жанра, который сегодня рождается, утверждается, находится на этапе его осмысления. Однако любое явление даже в зачаточном состоянии требует изучения с тем, чтобы прогнозировать пути его развития, направить их в русло аккумуляции мирового опыта и продолжения и обновления национальных традиций.
Следовательно, рассмотрение жанра колонки в системе модифицированных форм передовой статьи дало нам возможность выяснить его специфические признаки и функции. Авторская колонка писателя выделяется из всех других сложным переплетением жанровых форм, афористичностью речи, поучительным характером, ироничным содержанием, парадоксальностью оценок фактов, осложненным проявлением авторского «я». Ораторский пафос и пропагандистский смысл передовой статьи в авторской колонке сменились доверительный тон пастора и проповедника.
Среди журналистов, выступающих в качестве колумнистов в различных средствах массовой информации, известны имена Андрея Колесникова («Новая газета»), Александра Минкина «Московский комсомолец»), Марины Королевой («Российская газета»), Леонида Радзиховского (журнал «Огонек»). Одной из ярких фигур в колумнистике нового столетия является Дмитрий Быков, журналист, поэт и активный блогер, о котором пойдет речь в Главе II настоящей работы.
- Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»)
- Содержание
- Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру
- Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»
- Глава 3. Авторский стиль д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа д. Л. Быкова
- Введение
- Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру
- 1.1.Теоретико-методологические основы исследования жанра «колонка»
- 1.2.Жанровая природа колонки. Синкретизм жанров.
- Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»
- 2.1. Д. Быков: биографическая справка
- 2.2. Этапы творческого пути д. Быкова
- Глава 3. Авторский стиль д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа
- 3.1. Анализ синтаксических средств создания выразительности
- 3.2. Анализ лексико-семантических средств создания выразительности
- Заключение
- Список использованной литературы
- I Книги одного, двух, трех авторов, монографии
- II Книги четырех и более авторов, сборники статей
- III Статьи из журналов и газет
- IV Статьи из продолжающегося издания
- V Электронные ресурсы