3.1. Анализ синтаксических средств создания выразительности
Для осуществления данного исследования мы взяли в рассмотрение материалы Д. Л. Быкова, опубликованные в период с января 2011 по январь 2012 года в «Новой газете».
Колонка Быкова выходит еженедельно в пятничном выпуске газеты.
Объем публикаций колеблется от 2500 до 5000 знаков без пробелов.
Примечательно, что число просмотров материалов возросло от 285 (в январе 2011 года) возросло до 28317 спустя год, что свидетельствует не только о популярности Д. Быкова как хорошего журналиста, но и о желании и готовности людей читать качественно выполненные колонки уважаемых авторов.
Колонка Быкова- это стихи, разделенные на абзацы и размещенные на полосе как прозаический текст, журналистская заметка. Заголовок представляет собой прилагательное, четко и емко определяющее тему материала: «Двуглавое» (выпуск № 34 от 01.04.2011), «Чужеглазное» (выпуск № 57 от 30.05. 2011) или «Утешительное» (выпуск № 136 от 05.12. 2011).
В намеченный нами период в «Новой газете» было опубликовано 44 материала Дмитрия Быкова.
Все материалы можно разделить по тематике: «Политика», «Общество» и «Культура». К первому классу относится наибольшее количество публикаций, а именно 26. Среди 44 материалов к разделу «Общество» можно отнести 16 материалов, а к рубрике «Культура» всего лишь 2. (полученные данные представлены в виде диаграммы в Приложении № 2).
Иллюстрациями к материалам Дмитрия Быкова являются карикатуры Петра Саруханова- главного художника-оформителя «Новой газеты», являющегося, к тому же, членом редколлегии. Так как в региональных выпусках «Новой» колонка Быкова отсутствует, для просмотра рисунков можно обратиться к федеральному изданию, которое является полноцветным. Заголовок связан со всем текстом и его вряд ли можно обвинить в отсутствии смысла. Интригующее заглавие с долей загадки рождает внимание и интерес, что заставляет прочесть материал.
Специфика публицистического стиля позволяет привлекать самые разнообразные средства усиления выразительности, поэтому для него обычно употребление элементов как книжного, так и разговорного синтаксиса.
Тексты содержат большое количество восклицательных предложений, которые, как правило, выражают эмоции. Например: «Крот истории, долго ты роешься и не любишь молоть языком. Мы увидим в Кремле Шендеровича — я б доверил ему избирком!15
К активно используемым экспрессивным синтаксическим конструкциям относится риторический вопрос, который «ставится не с целью получить на него ответ, а только для того, чтобы привлечь внимание читателя или слушателя к тому или иному явлению»16. Например: «Ну и в чем твоя выгода, Спарта? Менелая судить не рискну, но припомню еще Бонапарта, что спалил ради страсти Москву»17; «Что отвечу я вам, нищеброды? Я от Милоша очень далек. Полумесяцем полусвободы ограничился наш потолок»18; «Я не смею над этим шутить. Непочтительность — дело худое. Что еще мы могли бы ему посвятить? Пуски домен? Посевы? Удои?»19
Также могут использоваться оба знака одновременно: «Но спор еще не кончен, братцы, — хрен там! Мы спорили, планируя маршрут, о том, что Путин будет президентом. А вдруг его еще не изберут?! Вдруг он решился, к собственному горю, — а рубль меж тем сорвался, изувер, и пала нефть, и я тогда проспорю, а победит Явлинский, например?!»20.
Инверсия, с помощью которой можно логически выделять наиболее существенную часть предложения, встречается в текстах Быкова: «На «Красном октябре», поймав момент, блеснул Медведев. Там теперь Октябрик: есть правда в том, что бывший президент явился на одной из бывших фабрик»21. Нарушение обычного порядка слов в предложении акцентирует внимание читателя на кажущихся автору важных положениях: «А у нас их больше в десять раз, но, кружа над местным пепелищем, паре, воцарившейся у нас, мы замены сроду не отыщем»22; «Двадцать три проправил он годка, будучи заслуженным военным, и сладка казалась, и гладка жизнь его в Тунисе суверенном»23.
Анафора соединяет в единое смысловое целое все составляющие высказывание части, акцентируя внимание на важных элементах сообщения: «Как задолбали этим путчем, занудным, как овсянка-сэр! Добро б мы стали чем-то лучшим, чем этот наш эсесесер, добро б мы сдвинулись куда-то или хоть выросли уже, добро бы радостная дата застала нас на рубеже, — но взгляд вотще повсюду шарит: просвета нет ни тут, ни там»24.
Часто употребляемыми синтаксическими конструкциями являются ряды однородных членов предложения: «Можно всех придавить пирамидою — и ведь будут хвалить до поры, — мучить недра программою «Выдою», называться царями горы, гнобить умника, пестовать увальня, — да уже и сбежал, кто умен, — довести населенье до уровня черной Африки старых времен, воспевать свои подвиги ратные, прочий мир произвесть во враги — но о виде на жительство в Латвии забывать никогда не моги»25. В данном отрывке используются однородные сказуемые. В другом примере наблюдаем однородные сказуемые, выраженные с подлежащим одной частью речи- существительным: «А вот нулевые годы, агрессия простоты: гламурные корнеплоды, зажравшиеся кроты. Потраченный зря избыток, растраты, свищ на свище, разгул милицейских пыток, коррупции и вообще; экспансия Селигера, Кадыров, нефть до двухсот, слепая, тупая вера, что как-нибудь пронесет, таинственное палаццио на солнечном берегу... Люстрация, всем люстрация! Простил бы, да не могу»26. Однородные сказуемые, выраженные краткими прилагательными, можно увидеть в другой публикации: «Не опасна, не зла, не ревнива и на всем протяженье ровна, безразлична, стабильна, послушна, ко всему глубоко равнодушна»27.
Активно употребляет Быков деепричастные обороты, придающие тексту динамику: «А в это же время, спеша обалдело заткнуть возмутителя русской земли, решили завесть на Навального дело и с третьей попытки его завели»28. Или: «Всё сказал прямиком, оппонентов в момент обезвредив. При раскладе таком нас и впрямь не удержит Медведев. Видно, кто-то решил, начитавшись дешевых романов, чтобы Главный душил, а Премьер выгребал из карманов»29: в данном случае использованы деепричастия прошедшего времени, которые примыкают к сказуемому, обозначая добавочное действие.
Крайне часты обращения к читателю как к другу: «Все это только сон, читатель. Но жизнь ведь тоже — только сон».30 Или: «Сбываются прогнозы, господа! Я как пророк чего-нибудь да стою: мы станем в мире первыми, когда весь прочий мир накроется… 31; «Ну что, коллеги, минул год32».
В текстах можно найти многочисленные примеры парцелляции, которая позволяет расставить акценты (в устной речи это осуществляется при помощи интонации): «Снежинку? Дельфина, что втиснут в штаны? Мороза с лицом воеводы?»33; «Все кончается видом на жительство — да не раз и кончалось уже. Тут традиция. Я бы и рад ее разорвать ради завтрашних дней — но в конце обязательно Латвия. Или Лондон. Но Лондон трудней»34.
Текстам автора присуща бессменная ирония, сопровождающая все материалы. В Приложении № 3 наглядно представлены используемые колумнистом некоторые синтаксические средства создания выразительности. Разнообразие синтаксических конструкций авторской колонки Дмитрия Быкова позволяет автору выражать свою точку зрения на ту или иную проблему большим количеством возможных вариантов.
- Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»)
- Содержание
- Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру
- Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»
- Глава 3. Авторский стиль д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа д. Л. Быкова
- Введение
- Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру
- 1.1.Теоретико-методологические основы исследования жанра «колонка»
- 1.2.Жанровая природа колонки. Синкретизм жанров.
- Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»
- 2.1. Д. Быков: биографическая справка
- 2.2. Этапы творческого пути д. Быкова
- Глава 3. Авторский стиль д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа
- 3.1. Анализ синтаксических средств создания выразительности
- 3.2. Анализ лексико-семантических средств создания выразительности
- Заключение
- Список использованной литературы
- I Книги одного, двух, трех авторов, монографии
- II Книги четырех и более авторов, сборники статей
- III Статьи из журналов и газет
- IV Статьи из продолжающегося издания
- V Электронные ресурсы