2.2. Этапы творческого пути д. Быкова
Сотрудничал или печатался почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах. Регулярно выступает в качестве колумниста в таких изданиях как «Огонёк» (1997- 2007 гг.), «Вечерний клуб», «Столица», «Общая Газета», «Новая газета», «Труд», с 1985 года работает в «Собеседнике», «Профиль» (с 2008 года), «Компания» (2005—2008), «Русская жизнь». Осенью 1996 года был фигурантом уголовного дела и привлекался к суду из-за своей профессиональной деятельности: по факту издания им «нецензурной» газеты «Мать».
Дебютировал на телевидении в 1992 году в программе Киры Прошутинской. Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. На ATV вёл собственную программу «Хорошо БЫков» и работал соведущим программы «Времечко». В 2009 году был приглашённым ведущим в программе «Рождённые в СССР» (канал «Ностальгия»). Ведёт программу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.
В 2005—2006 годах был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК). С 2006 по 2008 годы — главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge». В 2003—2006 годы вёл мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ). В 2008 году вышел документальный фильм «Девственность», сценарий которого был написан Быковым в соавторстве с Виталием Манским.
C 2010 года по январь 2011 года вёл телевизионное ток-шоу «Картина маслом» на Пятом канале. С 2010 года читает лекции авторского цикла «Календарь». Прочёл лекции о Бернарде Шоу, Борисе Пастернаке и о Михаиле Евграфовиче Салтыкове-Щедрине.
Дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 и 29 апреля 2011. 10 декабря 2011 — принял участие и выступал на митинге протеста на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ шестого созыва. Вошёл в оргкомитет следующих манифестаций. Свою активизацию мотивировал тем, что «надоело такое ощущение власти и такая атмосфера в стране». На «прямую линию» Владимира Путина, запомнившуюся телезрителям репликой о бандерлогах, откликнулся сатирическими стихами «Свежий закон джунглей», прозвучавшими 19 декабря в эфире радиостанции «Эхо Москвы» (см. Приложение №1). По результатам интернет-голосования на странице Facebook вошёл в топ-10, кого граждане хотят видеть и слушать на протестном митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011. В своём выступлении на митинге Быков предсказал скорое появление новой политической элиты, а завершил речь словами «История поставила на нас — и положила на них».
В январе 2012 стал одним из учредителей Лиги избирателей. 4 февраля 2012 принял участие в оппозиционном протестном митинге на Болотной площади, где присоединился к требованию освободить всех политзаключённых.
В 2011-2012 гг. принимал участие в телевизионном проекте «Поэт и гражданин» (теперь «Гражданин поэт» на «Эхо Москвы»), который был запущен в феврале 2011 года продюсерским центром Андрея Васильева и телеканалом «Дождь». Первый выпуск показали 19 февраля. В передаче актер Михаил Ефремов читает стихи на актуальные темы, написанные Дмитрием Быковым и стилизованные под стихи классиков – от Грибоедова до Евтушенко. В эфир вышло 5 выпусков: «Стих о женской доле», «Арабский вариант», «Горе от ума», «Ворона и лисица» и «Тряслися грозно Пиренеи». Шестой выпуск – «Тандем в России больше, чем тандем» – «Дождь» снял с эфира. Генеральный директор телеканала Наталья Синдеева позже объяснила это тем, что в стихотворении «есть фразы, которые способны обидеть не политика, а человека»12. Через несколько дней после отмены эфира видео стало доступно в интернете. На право аудиотрансляции передачи претендовала радиостанция «Эхо Москвы»: 10 апреля главный редактор «Эха» Алексей Венедиктов объявил о намерении купить соответствующие права у производителей передачи. Именно это СМИ и стало транслировать проект «Гражданин поэт». 11 апреля 2011 стало известно, что права на видеотрансляцию собирается купить медиагруппа «Живи!». На вопрос журналиста Владимира Лященко о личном отношении автора стихотворений к проекту и его значимости, Быков отвечает: «Для меня это интересный стилистический вызов, поскольку стилизоваться под крупного классика – это довольно интересный и остроумный способ проникнуть в сознание читателя. Кроме того, это еще одна возможность довольно оперативно реагировать на происходящее сегодня и расширять площадку, потому что аудитория сетевого телеканала гипотетически больше, чем аудитория газеты, и в перспективе может становиться еще больше»13.
Далее Быков повествует о проекте «Гражданин поэт»: «Это чистая аналитика, он абсолютно не революционный, ничего не изменяющий, это стилистическое упражнение и то, что людям действительно уже не страшно, а смешно смотреть на все эти вертикали и прочие радости, это, конечно, важный показатель, но появился этот проект, клянусь вам, чисто случайно, и то, только потому, что я преподаю в школе и мы с Васильевым поговорили: «А как же ты детям объясняешь про поэтов?» А я говорю: «Вот, оказывается, все наши русские поэты, типа Некрасова, они всю жизнь писали про то же самое. И если Некрасова сегодня почитать, то это будет звучать очень злободневно». «О! Давай, мы это и сделаем»,– говорит он. Так появился этот проект».
Дмитрий Быков много гастролирует, однако подобный образ жизни не чужд ему. В одном из интервью он говорит: «Журналист − это бродячая профессия. Мне тяжело было ездить в период от 30-ти до 35. Тогда мы с моим постоянным фотографом Максимом Бурлаком ездили по 3-4 раза в месяц. Это было очень напряжённо, но мы наработали себе на квартиры, и с тех пор можно ездить куда хочется». Журналист открыто высказывает личную позицию на события, происходящие в России: «Сегодня очень сильно деградировала страна. Деградировала прежде всего потому что в ее сознании, в ее памяти очень недолго удерживаются факты. Может быть это сетевое сознание, клиповое, но если вы хотите произвести впечатление на страну, вы должны действовать в последний момент, может быть поэтому Дмитрий Анатольевич так оттягивает свое решение, потому что сейчас ничто долгосрочное не помнится больше двух недель. Знаете, есть такая болезнь у детей – дефицит внимания, СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью, вот у страны сейчас именно это, только с гиперактивностью плохо. Я знаю, что есть такие классы, я же все-таки преподаватель со стажем, где дети плохо запоминают. И вот, чтобы они запоминали, им нужно это через шок подавать или натаскивать их непосредственно перед экзаменом, поэтому я думаю, что все самое главное случится непосредственно перед выборами».
«Сочинять политические фельетоны в стихах я начал, когда мне надоело делать это в прозе. Вероятно, это было как-то связано с отсутствием ротации в русской политике, или с дефицитом живых и ярких персонажей в ней, или с повторяемостью ее событий: как справедливо писал Слуцкий, поэзия делает интересным даже то, что в прозе уже категорически не звучит».
Постепенно фельетоны стали еженедельными и начали собираться в книжки. Читателю, наверное, приятно вспомнить, как все это было. Может быть, зарифмованная реальность приятней, эстетичней обыкновенной. Я надеюсь, что читать стихи будет хоть вполовину так же весело, как писать».
Размышляя о слове «журналист» Быков признается: «Мне всегда нравилось, когда меня называли «журналюга», - говорит он. - Журналюга - это тот, кого ненавидят, а настоящий журналист должен вызывать ненависть и раздражение. Если после публикаций или передач остается благостное впечатление, это плохой журналист - он «не цепляет» аудиторию».
В книге «Письма счастья», выпущенной в 2008 и вобравшей в себя несколько десятков стихотворений Быкова, автор так говорит о своих произведениях: «Это короткие стихи на случай, записанные в строчку для экономии места. Появились они в «Огоньке» случайно: сначала я сочинил покаянное письмо счастья для типового российского олигарха, а потом рубрика прижилась. Ее полюбил не только читатель, но и писатель. Теперь без еженедельного стихотворного фельетона я уже не могу убедить себя, что жизнь прекрасна. Так что отступать некуда- придется продолжать, пока счастье не наступит окончательно»14. Нашей задачей является анализ «писем счастья» на предмет выявления в них разного рода средств создания выразительности, подробный разбор которого представлен в Главе III.
- Авторская колонка как журналистский жанр (на примере авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»)
- Содержание
- Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру
- Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»
- Глава 3. Авторский стиль д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа д. Л. Быкова
- Введение
- Глава 1. Авторская колонка: от рубрики к жанру
- 1.1.Теоретико-методологические основы исследования жанра «колонка»
- 1.2.Жанровая природа колонки. Синкретизм жанров.
- Глава 2. Специфика авторской колонки Дмитрия Быкова в «Новой газете»
- 2.1. Д. Быков: биографическая справка
- 2.2. Этапы творческого пути д. Быкова
- Глава 3. Авторский стиль д. Быкова-колумниста: опыт качественного анализа
- 3.1. Анализ синтаксических средств создания выразительности
- 3.2. Анализ лексико-семантических средств создания выразительности
- Заключение
- Список использованной литературы
- I Книги одного, двух, трех авторов, монографии
- II Книги четырех и более авторов, сборники статей
- III Статьи из журналов и газет
- IV Статьи из продолжающегося издания
- V Электронные ресурсы