Раздел II. Орфография и пунктуация
Основная литература:
-
Валгина Н.С. Розенталь Д.Э. Фомина М.И. Орфография и пунктуация. М., 1970.
-
Кайдалова А.И. Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1998.
-
Панюшева М.С. Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по пунктуации. М., 2003.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. 8-е изд. М., 2003.
-
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? М., 2003.
-
Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. М., 1974.
Дополнительная литература:
-
Григорьева Т.М. Три века русской орфографии (XVIII – XX вв.). М., 2004.
-
Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. Минск, 1983.
Словари:
-
Букчина Б.З. Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно: Опыт словаря-справочника. 4-е изд. М., 1983.
-
Булохов В.Я. Словарь орфографических вариантов. Красноярск, 2004.
-
Былинский К.И., Никольский Н.Н. Русский язык: справочник по орфографии и пунктуации. М., 1998.
-
Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / под. ред. С.Г. Бархударова и И.Ф. Протченко. М., 1986.
-
Орфографический словарь русского языка: около 100000 слов / под. ред. В.В. Лопатина. М., 1993.
4.3 Контрольно-измерительные материалы
Раздел «Выразительные средства языка СМИ»
-
Выполнение промежуточных контрольных работ по модулям 1-6.
-
Итоговая контрольная работа, выполняемая в рамках 7 модуля.
-
Вопросы к экзамену по курсу. Перечень прилагается ниже.
Вопросы к экзамену:
-
Стилистика. Предмет и объект исследования. Виды стилистики.
-
Понятие «современный русский язык». Эволюция, отличительные черты каждого периода.
-
Литературный язык: определение, его место в системе «национальный язык», основные признаки.
-
Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка XX века (общая характеристика).
-
Понятие «литературная норма» (норма литературного языка).
-
Язык современных СМИ.
-
Понятие массмедийной нормы.
-
Языковая игра. Многообразие определений. Функции.
-
Коммуникативная неудача, причины ее возникновения, типология КН.
-
Система русского языка. Уровни языковой системы (общая характеристика).
-
Средства выразительности речи на разных языковых уровнях. Фонетический уровень языка – общая характеристика.
-
Собственно фонетические средства выразительности.
-
Орфоэпия как составляющий элемент фонетической языковой игры.
-
Графическая игра. Явление псевдомотивации. Способы и виды графической игры.
-
Средства выразительности на разных языковых уровнях. Лексический уровень – общая характеристика.
-
Значение слова и лексическая сочетаемость.
-
Функционально-стилевая принадлежность слова.
-
Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи. Понятия прецедентности в тексте.
-
Стилистические возможности лексики: словесные тропы.
-
Стилистические возможности лексики: описательные тропы.
-
Средства выразительности на разных языковых уровнях. Морфематический уровень – общая характеристика.
-
Словообразование как способ языковой игры. Способы словообразования.
-
«Стилистическое словообразование» по В.И. Аннушкину.
-
Словообразовательная игра в СМИ: частеречная характеристика. Имена существительные.
-
Словообразовательная игра в СМИ: частеречная характеристикаю Имена прилагательные, отыменные глаголы и причастные формы, причастия, наречия.
-
Контаминация как прием словообразовательной игры.
-
Средства выразительности на разных языковых уровнях. Морфологический уровень. Особенности, отличительные черты.
-
Средства выразительности на разных языковых уровнях. Синтаксический уровень – общая характеристика.
-
Фигуры речи как источник языковой игры.
-
Публичная речь. Особенности языковой игры.
-
Особенности языковой игры письменного текста.
-
Эвфемизация и дисфемизация как тенденция ЯИ в СМИ.
-
ЯИ в пространстве Рунета.
Раздел «Орфография и пунктуация»
1. Контрольный и промежуточные и диктанты с заданием.
2. Карточки с практическими заданиями и тесты к зачету.
3. Выполнение заданий итогового контроля (диктант), выполнение практических заданий, контрольное тестирование (на выбор).