logo
Б3

Раздел II. Орфография и пунктуация

Основная литература:

  1. Валгина Н.С. Розенталь Д.Э. Фомина М.И. Орфография и пунктуация. М., 1970.

  2. Кайдалова А.И. Калинина И.К. Современная русская орфография. М., 1998.

  3. Панюшева М.С. Шалимова Г.С. Современный русский язык: Практикум по пунктуации. М., 2003.

  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. 8-е изд. М., 2003.

  5. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Прописная или строчная? М., 2003.

  6. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. М., 1974.

Дополнительная литература:

  1. Григорьева Т.М. Три века русской орфографии (XVIII – XX вв.). М., 2004.

  2. Наумович А.Н. Современная русская пунктуация. Минск, 1983.

Словари:

  1. Букчина Б.З. Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно: Опыт словаря-справочника. 4-е изд. М., 1983.

  2. Булохов В.Я. Словарь орфографических вариантов. Красноярск, 2004.

  3. Былинский К.И., Никольский Н.Н. Русский язык: справочник по орфографии и пунктуации. М., 1998.

  4. Орфографический словарь русского языка: 106000 слов / под. ред. С.Г. Бархударова и И.Ф. Протченко. М., 1986.

  5. Орфографический словарь русского языка: около 100000 слов / под. ред. В.В. Лопатина. М., 1993.

4.3 Контрольно-измерительные материалы

Раздел «Выразительные средства языка СМИ»

  1. Выполнение промежуточных контрольных работ по модулям 1-6.

  2. Итоговая контрольная работа, выполняемая в рамках 7 модуля.

  3. Вопросы к экзамену по курсу. Перечень прилагается ниже.

Вопросы к экзамену:

  1. Стилистика. Предмет и объект исследования. Виды стилистики.

  2. Понятие «современный русский язык». Эволюция, отличительные черты каждого периода.

  3. Литературный язык: определение, его место в системе «национальный язык», основные признаки.

  4. Функционально-стилевая дифференциация русского литературного языка XX века (общая характеристика).

  5. Понятие «литературная норма» (норма литературного языка).

  6. Язык современных СМИ.

  7. Понятие массмедийной нормы.

  8. Языковая игра. Многообразие определений. Функции.

  9. Коммуникативная неудача, причины ее возникновения, типология КН.

  10. Система русского языка. Уровни языковой системы (общая характеристика).

  11. Средства выразительности речи на разных языковых уровнях. Фонетический уровень языка – общая характеристика.

  12. Собственно фонетические средства выразительности.

  13. Орфоэпия как составляющий элемент фонетической языковой игры.

  14. Графическая игра. Явление псевдомотивации. Способы и виды графической игры.

  15. Средства выразительности на разных языковых уровнях. Лексический уровень – общая характеристика.

  16. Значение слова и лексическая сочетаемость.

  17. Функционально-стилевая принадлежность слова.

  18. Фразеологические средства русского языка. Возможности их использования в речи. Понятия прецедентности в тексте.

  19. Стилистические возможности лексики: словесные тропы.

  20. Стилистические возможности лексики: описательные тропы.

  21. Средства выразительности на разных языковых уровнях. Морфематический уровень – общая характеристика.

  22. Словообразование как способ языковой игры. Способы словообразования.

  23. «Стилистическое словообразование» по В.И. Аннушкину.

  24. Словообразовательная игра в СМИ: частеречная характеристика. Имена существительные.

  25. Словообразовательная игра в СМИ: частеречная характеристикаю Имена прилагательные, отыменные глаголы и причастные формы, причастия, наречия.

  26. Контаминация как прием словообразовательной игры.

  27. Средства выразительности на разных языковых уровнях. Морфологический уровень. Особенности, отличительные черты.

  28. Средства выразительности на разных языковых уровнях. Синтаксический уровень – общая характеристика.

  29. Фигуры речи как источник языковой игры.

  30. Публичная речь. Особенности языковой игры.

  31. Особенности языковой игры письменного текста.

  32. Эвфемизация и дисфемизация как тенденция ЯИ в СМИ.

  33. ЯИ в пространстве Рунета.

Раздел «Орфография и пунктуация»

1. Контрольный и промежуточные и диктанты с заданием.

2. Карточки с практическими заданиями и тесты к зачету.

3. Выполнение заданий итогового контроля (диктант), выполнение практических заданий, контрольное тестирование (на выбор).