Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины
«История русской литературы XVIII в.»
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской литературы XVIII в.» разработан для студентов 1 курса по направлению 032700.62 «Филология» в соответствие с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению и положением об учебно-методических комплексах дисциплин образовательных программ высшего профессионального образования (утверждено приказом и.о. ректора ДВФУ от 17.04.2012 № 12-13-87).
Дисциплина «История русской литературы XVIII в.» входит в базовую часть профессионального цикла.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (34 часа), практические занятия (16 часов), самостоятельная работа студента (58 часов). Дисциплина реализуется на 1 курсе во 2 семестре.
Содержание дисциплины охватывает следующий круг вопросов, связанных с тем, что «Русская литература XVIII в.» в общем курсе истории русской литературы — сравнительно небольшая область. Но без глубокого изучения ее невозможно понять ход предшествующего и дальнейшего литературного процесса. В общей системе курса «История русской литературы» данный курс требует специфического подхода и поисков новых форм при создании учебных программ. При составлении данной программы автор прежде всего исходила из идеи принципиального изменения как культурной жизни страны, так и характера литературного материала. Для рубежа веков всегда характерна нетрадиционность литературного процесса, когда сосуществуют и взаимодействуют различные (иногда прямо противоположные) тенденции. Все это создает объективные трудности усвоения исторического развития литературы. Следует также признать трудности читательского восприятия литературных текстов. Это особая их стилистика на фоне резкой смены литературных родов, когда доминируют по преимуществу стихотворные тексты. Поэтому при составлении программы автор ее ориентировалась на эту специфику курса, отбирая лишь те тексты, которыми реально может овладеть студент. При этом в подборе текстов акцент сделан на школьный материал, с которым вплотную соприкоснется будущий специалист, или на тот, который связан со спецификой профессии.
Дисциплина «История русской литературы XVIII в.» логически и содержательно связана с такими курсами, как «Устное народное творчество», «История древнерусской литературы», «Теория литературы», «История философии», «История зарубежной литературы», «История России».
Дисциплина направлена на формирование общекультурных (общепрофессиональных, профессиональных) компетенций выпускника:
владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8);
способность демонстрировать знание основных положений и компетенций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
способность применять полученные знания в области теории истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
способность к проведению учебных занятий и внекалассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования (ПК-9);
готовность к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (ПК-11)
Учебно-методический комплекс включает в себя:
аннотацию
рабочую учебную программу дисциплины;
конспекты лекций;
материалы для практических занятий;
материалы для организации самостоятельной работы студентов;
контрольно-измерительные материалы;
список литературы.
Достоинством данного УМКД является (отметить наиболее методически разработанный раздел/разделы).
Автор-составитель учебно-методического комплекса
(к.филол.н., доцент кафедры русского языка и литературы Школы региональных и международных исследований ДВФУ) Гнеушева Р.Д.
Зав.кафедрой русского языка и литературы Крылова Г.М.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Школа региональных и международных исследований
- Учебно-методический комплекс дисциплины
- Направление — 032700.62, Филология Форма подготовки (очная)
- Содержание
- Аннотация учебно-методического комплекса дисциплины
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Школа региональных и международных исследований двфу
- Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) История русской литературы XVIII в.
- 032700.62 – «Филология»
- Форма подготовки – очная
- Оборотная сторона титульного листа рпуд
- Структура и содержание теоретической части курса
- Учебно-методическое обеспечение дисциплины
- Драматургия
- Источники текстов
- Исследования
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 3. Русская драматургия первой половины XVIII века (2 часа)
- Тема 4. Понятие литературных школ и направлений (2 часа)
- Тема 5. Русская поэзия второй половины XVIII века (2 часа)
- Тема 6. Сатирическая журналистика 1769-1774 годов (2 часа)
- Тема 7. Русская проза второй половины XVIII века (2 часа)
- Тема 8. Творчество д.И. Фонвизина (4 часа)
- Тема 9. Творчество н.М. Карамзина (2 часа)
- Тема 10. Поэзия г.Р. Державина (2 часа)
- Тема 11. Творчество а.Н. Радищева (4 часа)
- Камерное направление в русской поэзии XVIII века (4 часа)
- Русская драматургия XVIII века (4 часа)
- Русская проза и сатирическая журналистика XVIII века (4 часа)
- «Дальневосточный федеральный университет»
- § 1. Эпос.
- § 2. Лирика
- § 3. Драма.
- IV. Сатира XVIII века
- V. Камерное направление в русской поэзии XVIII века в. К. Тредиаковский (1703-1769)
- VI. «Высокая» поэзия первой половины XVIII века Михайло Васильевич Ломоносов (1711-1765)
- VII. Выводы
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Тема 3. В чём прогрессивность мировоззрения Феофана Прокоповича?
- Сословие, которому г. В плеханов отводит ведущую роль
- Б) о храбром российском кавалере Александре /
- Учёный, который исследовал повести петровского времени
- Главные жизненные ориентиры героя древнерусской повести
- «История о российском матросе василии кариотском» имела
- Сословие, у которого должны были квартироваться русские
- Мы не знаем, где нам завтра быть...»
- «Дальневосточный федеральный университет»
- Драматургия
- Источники текстов
- Исследования