2.2 Методы воздействия российских изданий "желтой" прессы
На сегодняшний день популярными российскими изданиями "желтой" прессы являются "Экспресс-газета", "Жизнь", "Желтая газета", "Твой день", "Тайны звезд", "Комсомольская правда", "Спид-Инфо".
Во всех этих изданиях преобладает:
- Эпатирующее освещение табуированной тематики;
- Сенсационность;
- Тематический эклектизм;
- Доминирование визуальной составляющей над текстовой.
Как уже было сказано в первой главе, в "желтой" прессе преобладает превалирование визуальной составляющей над текстовой. Визуализация является общей тенденцией всех мировых СМИ, однако в качественных изданиях иллюстративный ряд органично дополняет текстовые материалы. В "желтой" прессе наблюдается экспансия "ярких" оформительских элементов: цвета, иллюстраций, заголовков. Например, издание "Экспресс-газета".
Газета "Экспресс-Газета" является развлекательным изданием. В ней публикуются скандалы и новости шоу-бизнеса, новости спорта. Распространяется она тиражом 700 тыс. экз.
В газете преобладают яркие фотографии, привлекающие внимания аудитории к кричащим заголовкам, типа: "Звездные кости" (о знаменитостях, которые довели себя диетами), "Бешеный огурец" (по поводу истерии о зараженных огурцах), "Дом престарелых для проституток", зареванное лицо Кэмерон Диас под заголовком "Кэмерон Диас бросил бойфренд" и т.д.
Именно "желтые" издания первыми в истории журналистики стали экспериментировать с этими аспектами и прежде всего с цветом, который призван выполнять две функции: во-первых, сигнализировать о значимости конкретных материалов газеты, призванных продать номер, а, во-вторых, визуально выделять саму газету среди себе подобных. Это очень важный момент, поскольку "желтые" издания распространяются главным образом через сеть розничной торговли.
Кроме стандартных черных и белых заголовков в том же издании "Экспресс-газета" в основном встречаются красные (например: "Певица Жасмин сильно поправилась", "Эвелина Бледанс: Игорь Бочкин - большой любитель женщин!", "Автор лучшей книги десятилетия рассказал, на что потратит $100000", "Надя Михалкова и Резо Гигинеишвили придумали имя для дочки", "Газманов: Основное занятие моей дочки - выбивание подарков из родителей"), голубые ("Мужа Овсиенко обвиняют в убийстве"), желтые ("Звезды на скачках"), оранжевые.
Красные заголовки можно встретить в электронном издании газеты "СПИД-инфо". Например: Певица Виктория Макарская: "Всегда встречаю мужа голой", "Елена Ваенга позирует в стиле "ню", "Англия в шоке. Жена принца Уильяма бесплодна!" и др.
Использование именно этих красок не случайно, поскольку, как считают психологи, данные тона являются наиболее привлекательными из всего цветового спектра. Что касается иллюстраций, то в "желтых" изданиях они занимают главенствующее положение, поскольку без них также невозможно выполнение основной задачи - привлечение внимания аудитории. Нередко иллюстрации в изучаемых газетах занимают объем до половины полосы и более. Эта особенность демонстрирует воплощение важнейших психологических эффектов любой массовой коммуникации - эмоционального и эстетического. Такое сочетание можно встретить на страницах того же издания - "СПИД-инфо". В нем чередуются фотографии откровенного содержания и теме же фотографиями обнаженных тел, но больше эстетического характера. Например, изображение обнаженной девушки, облитой в шоколаде под заголовком "Мое портфолио".
Но особенность "желтой" прессы заключается в том, что эмоциональная составляющая выходит на первый план, нередко в ущерб эстетической. То есть эксклюзивные или сенсационные снимки занимают значительные площади даже при условии низкого качества. Во главу угла массовой прессы поставлена "пресс-фотография", иными словами репортажная иллюстрация, тесно связанная с конкретным фактом, не превышающая уровня частного события, а потому исключающая вариативное истолкование. "Желтая" фотография имеет прикладное значение, так же как и вторая по популярности визуальная составляющая - информационная графика. Основная причина активного использования диаграмм, таблиц, карт кроется в стремлении "желтой" прессы к максимальному упрощению материала. "Желтые" газеты стараются заменить текст информационной графикой, чтобы сделать газету максимально простой и комфортной для потребления. И здесь массовая пресса эволюционирует в сторону идеально простого и наглядного газетного материала - комикса. Для большинства "желтых" газет уже стала привычной "комиксовая" подача материалов. Например, статья с изображением комиксового изображения девушки в номере СПИД-инфо за май.
Она проявляется в соединении трех элементов - информативности, доступности и развлечения - важных признаков "инфотеймента".
Как правило, издания "желтой" прессы используют заголовочные комплексы как особый оформительский элемент. В изданиях "желтой" прессы они выступают как функция сигнала значимости материала. Информативные заголовки с одинаковым успехом используются и в "желтой", и в качественной прессе. Однако в связи со спецификой массовых газет их информативные заголовки имеют определенные отличия. Самое заметное - оформительское. В "желтой" прессе заголовки уже давно используются как полноценная разновидность иллюстраций. Заголовки "желтой" прессы постоянно балансируют на грани правды и лжи. Стремление к привлекательности для читателя достигается за счет игнорирования адекватности заголовка текстовой составляющей. В практику вошли дезинформационные заголовки следующих подвидов:
а) Внетекстуальные заголовки. Они связаны не с конкретным текстом материала, а скорее с внетекстовой ситуацией, которая является более интересной, по сравнению с содержанием текста.
Например, "Дель Торо стал дикарем". - Актер готовится к съёмкам в фильме Оливера Стоуна.
б) Заголовки, представляющие собой один из тезисов публикации. В отличие от содержательных заголовков качественной прессы, бульварные заголовки стараются не выдавать всю суть истории, а лишь привлекают внимание какой-нибудь деталью.
Например, "Модернизация по-своему. Транспортники задумали революцию"
в) Заголовок, представляющий собой прямое искажение, подтасовку содержащихся в тексте фактов.
"Всего 80 долларов за ночь! ..Новое японское изобретение".
- Введение
- 1. Социальная сущность "желтой" прессы
- 1.1 Происхождение понятия "желтая" пресса
- 1.2 Характеристика "желтой" прессы
- 1.3 Причины популярности "желтой" прессы
- 2. "Желтая" пресса как регулятор воздействия массовым сознанием
- 2.1 Психологические механизмы воздействия на аудиторию "желтой" прессы
- 2.2 Методы воздействия российских изданий "желтой" прессы
- Заключение