logo
Адаптация зарубежных форматов сериалов под социально-культурные особенности жителей Российской Федерации

1.1 Понятие и основные виды сериала

Если спросить у наших родителей, что вы смотрели в детстве, то получим однозначный ответ - фильмы. По этой причине старшее поколение совершенно не понимает растущую популярность просмотра телесериалов у молодежи. Ведь на сегодняшний день процесс просмотра телесериала обретает собственную индивидуальную социальную форму. Если раньше отечественному зрителю было привычно смотреть телесериал изо дня в день в одно и то же время. То сегодня мы наблюдаем то, что телеканалы «приучают» нас ожидать телесериал в определенное время один раз в неделю. Данная практика особенно популярна на американских и европейских телеканалах. Одним из первых успешных сериалов в Российской Федерации, использующий данный формат телевещания предложил «Первый канал» представив телесериал «Метод», который выходил один раз в неделю вечером в 23:00. Это произошло сравнительно недавно, но вскоре большая часть сериалов будет переходить на такой формат вещания. На досуге мы теперь обсуждаем не только новинки проката в кино, но и самые актуальные новые серии сериалов. Если при обсуждении кино чаще всего сюжет описывают образно не конкретизируя, что позволяет зрителям, которые не сходили еще в кино, не бояться услышать «что-то лишнее» и такой зритель спокойно может дождаться выхода фильма на DVD диске или в онлайн-кинотеатре уже после завершения проката в кино, то у тех, кто просматривает телесериалы возникает проблема «спойлеров». На сегодняшний день культура легального массового просмотра телесериала делится на несколько групп:

1. Просмотр новых серий на канале, которые имеют возможность лицензионного вещания (в России данная практика распространена с отечественным продакшеном).

Однако зарубежные телесериалы большинство не имеют возможности наблюдать день-в-день по причине необходимости перевода

2. Просмотр через онлайн-сервисы. Это может быть телеканал, имеющий лицензию для телевещания, а также сторонние сайты, которые имеют соглашение на распространение контента. Обычно в связи с тем, что телеканалу требуется повысить долю просмотра в эфире, то сериалы на онлайн сервисах появляются немного позже. Однако есть и исключения. Например, в одно время на телеканале ТНТ телепрограммы можно было просматривать на час раньше в интернете на их официальном сайте. Такая ситуация получалась в связи с тем, что в Российской Федерации несколько часовых поясов, а сайт всего лишь один. Однако сегодня большинство сериалов молодежь смотрит через нелегальные «пиратские» сайты.

Итак, в быту в Российской Федерации сложилось мнение, что сериал - это не самый качественный продукт, имеющий преимущественно развлекательную направленность. И дело не в том, что хороших сериалов мало, а в том, что с детства родители закладывали нам такую модель отношению к телесериалам как к несерьезным произведения, имеющим слабый сюжет. На самом деле проблема непонимания поколений по вопросу просмотра телесериалов достаточно проста. До наступления периода, именуемого «перестройкой» в Советском Союзе Социалистических Республик, знали только два сериала: «ТАСС уполномочен заявить» и «17 мгновений весны». Мы утрируем, что ведь на самом деле из десяти человек опрошенных мною, 9 человек (они все были старше 50 лет) главным телесериалом СССР называли «17 мгновений весны». Причем известен факт о том, что история о Штирлице была настолько популярна, что во время трансляции по всей стране значительно падал процент преступности. Это объясняется тем, что вся страна в этот момент находилась перед экранами телевизоров. Так и было долгие годы и лишь только ближе к концу восьмидесятых на экранах появилась возможность просматривать классические зарубежные «мыльные оперы», которые удивляли телезрителя бесконечными сериями и запутанными трагическими сюжетными линиями. Они мгновенно полюбились телезрителям, что даже вызвало совершенно новый до этого никому не привычный феномен. Каждый вечер вся страна «минута в минуту» садилась перед экраном, чтобы только узнать ответ на вопрос: “Какой поворот судьбы ожидает Изауру в этот раз?”. Причем этот сериал даже нарушал работу многих предприятий и организаций, так как пропуск серии был совершенно недопустим. В то время в отечественном лексиконе появились новые слова «фазенда», «амнезия», которой болели в каждом уважающем себя сериале.

При этом и тогда и сегодня практически каждый хотя бы «одним глазом» или как часто в быту говорят «фоном» смотрит тот или иной сериал. Интересная закономерность прослеживается, когда начинаешь интересоваться историей создания телесериалов. Оказывается, что культура сериалов зародилась в России на базе истории первых американских «мыльных опер» и на основе латиноамериканских теленовелл. Сегодня многие отечественные сериалы снимают по формату адаптации, где обязательно используют социально-культурные особенности формата для Россиян, зародившиеся в понимании просмотра сериалов еще при показе первых «мыльных опер» чуть больше 20 лет назад. Культура просмотра уже сегодня меняется. Уже не каждую адаптацию телесериала можно сразу опознать, что говорит о росте количества качественных адаптации на российском телерынке.

Однако система адаптации сериалов по сей день несовершенна. Как всем известно, отечественной продукции трудно быть конкурентно способной относительно западных коллег. Зачастую очень качественно снятые сериалы с сильным сценарием начинают адаптировать отечественные авторы с небольшим опытом в данной специфике. В итоге получается, что сериал не плох, но в сравнении с оригиналом он значительно хуже. Преимущество имеют малоизвестные в России, но при этом имеющие высокие рейтинги за рубежом сериалы. Даже среднего качества съемка гарантирует им высокие рейтинги. С каждым годом адаптации получают все больший опыт и таким образом российский рынок получает все больше качественного контента. Однако он остается неконкурентным в сравнении с оригиналами по причине национальной специфики. Так как зарубежные сериалы, особенно американские, имеют интернациональный характер и их можно показывать в любой стране мира.

Самый первый телесериал, который увидели в Советском Союзе Социалистических Республик - “Рабыня Изаура”. Сериал, выпущенный в 1976 году покорил миллионы телезрителей. Это была совершенно новая для нашего зрителя история, которая рассказывала о милой чувственной и доброй девушке с хорошими намерениями, которая оказалась в безвыходной ситуации и была обязана переносить все выходки хозяина-тирана.

Именно после активного захвата телевизионной сетки вещания отечественная индустрия почувствовала, что сериал гарантирует внимание зрителя в течение длительного времени и таким образом «мыльные оперы» на долгое время закрепились в режиме вещания прайм-тайма.

Второй сериал, который будоражил внимание зрителей - это «Богатые тоже плачут». Сериал 1979 года являлся уже теленовеллой. Он полюбился зрителям еще больше, так как действие сюжета развивалось в настоящее время, а сюжетные линии главных героев, их переживания и проблемы были значительно ближе. Спустя некоторое время характер массового внимания к этому сериалу превратился в некий культ. Его обсуждали абсолютно все, именами главных героев называли детей, а когда в 1992 году в Россию прилетела Вероника Кастро, то ее встречали ничуть не хуже, чем первых лиц государства.

Её с вершины пьедестала смогла стеснить лишь только Лусия Мендес. Актриса, которая имела титул «Мисс Вселенная», сыгравшая в мелодраме «Никто, кроме тебя». Здесь уже прослеживался образ истинной интеллигенции.

Интересный факт, что героинь этих сериалов окутывали всенародной любовью, но испано-мексиканские мачо совершенно не будоражили эмоции телезрителей. Именно в этот момент стала ясна ключевая формула успешного отечественного телесериала - тяжелая женская доля. Нелегкая судьба женщины по сей день приносит самые высокие рейтинги и считается наиболее коммерчески успешным форматом.

В латиноамериканских сериалах, которые выходили на отечественный экран было обычно в среднем 250 серий, так как они приходили уже окончательно законченными, что рядовому зрителю казалось фантастическим и их быстро прозвали «бесконечными», но только до тех пор, пока на телеканале РТР не запустили «Санта-Барбару». Это был ответ телеканала РТР сериалу «Богатые тоже плачут». Показ американского сериала был значительно престижнее, чем уже всем понятного латиноамериканского. Это была первая американская «мыльная опера» в отечественном эфире.

Первая серия появилась в эфире 2 января 1992 года на телеканале РТР, а закончен показ сериала в России был спустя 10 лет 17 апреля 2002 года. Всего за несколько месяцев «Санта-Барбара» стала масштабным социальным явлением, а все сериалы, которые имеют закрученное хитросплетение судеб по сей день в народе называют «Санта-Барбара», причем так же в лексике сегодня это используется и в бытовом отношении, то есть межличностные запутанные отношения на основе романтических отношений сегодня называют именно так.

Сначала телеканал РТР закупил всего 30 серий, чтобы посмотреть на реакцию телезрителя. Но, самое интересное, по неизвестной причине, показ начали не с первой серии, а с 217 серии, и только обнаружив огромное зрительское внимание, телеканал закуп еще серий и показал их после месячного перерыва. «Санта-Барбару» показывали в прайм-тайм в 20:30 сразу же после информационной программы «Вести». Конечно же самая дорогая реклама того времени шла именно во время рекламы этого сериала. Однако даже это не позволило сериалу удержаться в режиме прайм-тайма и сериал был снят с этого времени. А позже и вовсе его показ был закончен в Российской Федерации до окончания сериала на 2040 серии. Причиной неоднократных перерывов в вещании и закрытии сериала была огромная закупочная стоимость, которую не мог потянуть телеканал. Всего в сериале было 2137 серий. Многие считают, что это самый длинный сериал, но на самом деле это не так. Он занимает только 10 строчку в мире по длительности сериала. Самым длинным является американский сериал «Путеводный свет», который первоначально транслировался на радио (с 1937 по 1952 год) и уже позже был показан на телевидении (с 1953 по 2009 год) в итоге имеет в себе 18262 серии. Был закрыт из-за окончания финансирования.

Отечественные сериалы стали возвращать к себе внимание лишь в середине девяностых годов конца двадцатого века. Примером удачного отечественного продукта стал телесериал «Улицы разбитых фонарей». Общество нуждалось в тот момент в сериале, который покажет, что с преступниками идет активная борьба и милиция работает честно. Нужно было вернуть уважение общества к данной структуре. Актеры становились «супергероями» в глазах телезрителей, что позволило снять 15 сезонов с 1997 года и продолжать съемки по сей день.

Сериал (англ. - serial, teleserial, рус. - другое название телесериал, последовательная программа) - единое игровое, анимационное или документальное экранное произведение, объединенное единым драматургическим и режиссерским решением, одними действующими лицами. Сериал состоит из отдельных, достаточно самостоятельных фильмов (серий) и имеет непрерывный напряженный сюжет, единое, сквозное действие, кульминация которого происходит в конце, а развязка - в начале каждой части. Поэтому, в отличие от серии передач (фильмов), сериал рассчитан только на последовательный просмотр. Цель сериала - привлечение зрительского внимания на наиболее длительный период времени. Каждый сериал из серии в серию должен удерживать внимание для того, чтобы рейтинги росли и ни в коем случае не опускались.

Два главных типа сериала:

1.Последовательные сериалы

2.Процедурные драмы

Последовательные сериалы (фр. - Feuilleton tйlйvisй) - тип сериала в котором все серии объединены общей линией сюжета. Они востребованы телезрителями, так как имеют в себе сюжет, который поставлен в логической последовательности. Острая сюжетная линия позволяет держать интригу из эпизода в эпизод. Однако это же является недостатком данного типа сериала, так как в случае, если телезритель пропустит какую-либо серию, то уже при дальнейшем просмотре он может узнать спойлер или же не понять ту или иную сюжетную линию. Появляется опасность, что зритель не поймет, что происходит на экране и переключит телеканал. Хотя для этого случая режиссеры в начале используют рекап, а в конце серии клиффхэнгер. Данная схема очень сильно влияет на психологию телезрителя и дает возможность удерживать внимание у экрана, исключая неудобства, которые могут возникнуть в случае пропуска того или иного эпизода, либо же по причине того, что зритель может забыть, что именно было ранее.

Рекап (от англ. recapitulation -- итог) - используется в сериалах со сквозным сюжетом -- является повтором ранее показанного материала. Рекап может быть оформлен в двух формах:

· Воспоминания героя сериала о произошедших событиях в его жизни и его окружения.

· Обзор ранее показанного сюжета в целом от третьего лица

Иногда рекап оформляется как отдельная серия если требуется донести давние воспоминания. Аналогом является филлер.

Филлер (от англ. filler, заполнитель) используется в сериалах со сквозным сюжетом -- это дополнительный материал, который не связан с основным сюжетом. Его часто добавляют для того, чтобы увеличить длительность сезона. Термин зачастую используется в аниме-сериалах, где чаще всего филлеры оказываются очень слабыми сериями с небольшими рейтингами относительно серий, которые связаны с основной линией сюжета. Данный факт отражает как раз смысл самого филлера, так как это серия которая не нужна для основного сюжета и лишь дополняет его.

Клиффхэмнгер (сокращенно Клифф) (cliffhanger или cliffhanger ending букв. «висящий над обрывом») - ключевой поворот сюжета, который зачастую является внезапным для телезрителя. Это очень эмоциональный поворот в сюжете. Почти никогда не ясен его исход. Телезритель остается наедине со своими переживаниями относительно развязки сюжета. По сути это кульминация серии, которую отодвигают на конец эпизода и завершают коронной фразой «Продолжение следует…»! Клиффхэнгер является важным элементом и используется во всех успешных сериалах. Чаще всего это драматические сюжеты, но иногда его используют и сценаристы комедий. Таким образом, телезритель ожидает с нетерпением следующих серий, а рейтинги сериала увеличиваются. Ведь всем интересно узнать ответы на вопросы:

ь Победит добро или зло?

ь Выживет ли главный герой?

ь С кем из молодых людей останется девушка?

Клиффхэнгер является Обязательной составляющей всех успешных драматических сериалов (а иногда и комедий).

Клиффхэнгер еще в давние времена использовала Шехерезада, когда после ночи сказок она неожиданно остановила свое повествование на самом интересном и неожиданном повороте сюжета.

Три правила клиффхэнгеров:

ь После слабого клиффхэнгера ставят рекламу

ь После среднего клиффхэнгера заканчивается серия/эпизод

ь После крупного клиффхэнгера заканчивается сезон

Процедурные драмы (англ. - Procedural drama, рус. - другое название Процедурал) - тип телесериала, имеющий автономный сюжет в каждой серии. Таким образом зрителю необязательно изо дня в день следить за сюжетной линией и пропуск какой-либо серии не нанесет ущерба в понимании общей «картины» всего сериала. Конечно, такой тип телесериала всегда подвергается критике в связи с тем, что эпизоды шаблонны и предсказуемы. Однако не стоит говорить о том, что все серии не взаимосвязаны. В целом существует некая сюжетная арка, и в целом сюжет определенного сезона явный, понятный и его можно отследить. Процедурные драмы часто в английском языке называют «case-of-the-week», что означает «случай недели». В отечественном телевидении последние годы такой тип сериалов часто превосходит по рейтингам последовательные сериалы, так как зритель может начать смотреть телесериал с любого эпизода, не тревожась о том, что он что-то пропустил.

Сюжетная арка - это несколько серий, которые объединяют несколько эпизодов таким образом, что серии становятся взаимосвязаны благодаря общей теме (она может быть не связана с главной идеей телесериала).

Телесериалы можно условно поделить на виды:

1. Мыльная опера

2. Теленовелла

3. Классические сериалы

4. Многосерийные фильмы

Мыльная опера (soaper, soap opera) - сентиментальный фильм (телесериал), многосерийная (чаще всего дневная) радио- или телевизионная постановка для массового зрителя с нарочито растянутым мелодраматическим сюжетом, посвященная проблемам любви, семейным отношениям, воспитанию детей. Мыльные оперы зародились перед Второй Мировой войной в США и первоначально были рассчитаны на домохозяек, слушавших их одновременно со стиркой, уборкой, приготовлением пищи и прочим. Поэтому отсюда и зародилось название. По другой версии, первые такие передачи финансировались компаниями по производству мыла и стиральных порошков. Обычно сценарий для «мыльных опер» пишут во время, когда идут съемки. Таким образом никто не знает какое количество серий окажется в конце сериала. А в эфир такой формат выходит всего по 4-5 серий в неделю, то есть они идут с понедельника по четверг или же с понедельника по пятницу. Раньше в России традиционно сериалы можно было смотреть как раз по схеме все 5 дней по будням, но сегодня отечественная сетка телевещания все больше походит на международную. Следовательно, сегодня по пятницам крайне редко есть возможность наблюдать сериалы, которые показывают с понедельника по четверг.

Теленовелла (англ. - Telenovela, исп. - Telenovela, рус. - другое название телевизионная мелодрама) - вид сериала в котором ключевую роль несет мелодраматическая составляющая. Данный формат первоначально появился в Латинской Америке в 1950 годы. Это был главный жанр, который занимал все горячие часы в прайм-тайм. Ярким отличием от «мыльных опер» являлось то, что главная пара сериала (возлюбленные) и судьба их отношений были основой сериала, которая давала жизнь всей теленовелле. Влюбленные двигают сюжет. В таком формате часто добавлены детективный или же драматический сюжет. А количество серий/эпизодов по одним данным в среднем длятся около 120 серий или же по другим длятся от 180 до 200 серий, а в случае успеха от 200 до 250. Они всегда показывались по будням 5 дней в неделю. В эфире в Латинской Америке теленовеллы имели ограниченную перспективу трансляции. То есть около 6 месяцев. Также тогда чаще всего это были адаптации литературных произведений (романов, пьес и так далее). В то время совсем мало было оригинальных сценариев. Они появились лишь спустя 10 лет от чего теленовеллы получили еще большую углубленность в местную культуру. Главными производителями были Televisa, Venevision, Globo и ведущие телесети таких стран как Мексика, Венесуэла и Бразилия. Экспорт продукции происходил сначала на соседние латиноамериканские страны, а немного позже и на остальные мировые рынки сбыта медиа продукции. В России они особенно полюбились, особенно до середины первого десятилетия двухтысячных, значительную часть сетки телепоказа многих каналов занимали латиноамериканские сериалы различных лет выпуска.

Классические телесериалы (или tv-serie -- англ.) - сериалы, которые имеют четкий сценарий и конкретный сюжет от которого нельзя отступать или же растягивать его. Его снимают по формату сезонов. В каждом сезоне должно быть традиционно не более 20-26 серий, а может быть и меньше по усмотрению сценаристов. Показывают такие сериалы один или два раза в неделю по будням или же по выходным. Сегодня отечественный телезритель негативно относится к столь редкому просмотру и для него требуется показ все 5 дней в неделю.

Многосерийные телефильмы (mini-serie -- англ.) - это мини-сериалы, которые отличаются от классического сериала тем, что имеют значительно меньшее количество серий. Однако зачастую продолжительность эпизода может превышать стандарты сериала, тем самым многосерийные фильмы оказываются на стыке форматов фильма и сериала.

В СССР чаще всего вместо традиционных классических телесериалов производились многосерийные телефильмы. Их ключевые черты:

- четкие сюжетные рамки

- литературная база (основа классическое произведение)

В странах Латинской Америки телезритель под понятием сериала понимает теленовеллу (например: «Санта-Барбара») и для них телепросмотр должен быть не менее 100 эпизодов. В Великобритании данный термин ассоциируется с мини-сериалом (например, «Шерлок») и для их телезрителя традиционно в сериале не более 7 эпизодов в сезоне, а их же количество может варьироваться, но в любом случае оно не будет равно количеству серий теленовеллы.

Серия (episode, series) - фильм (передача, программа) - отдельная часть сериала. Демонстрируется самостоятельно в течение целого сеанса или передачи. Традиционно в сериальной среде синонимом к слову сериал используют слово эпизод. Это общепринятое употребление термина в данной сфере. Его длительность (продолжительность) зависит от различных факторов, таких как:

* Страна выхода сериала

* Жанр сериала

* Требования телеканала

Обычно один эпизод в жанре комедии длится в среднем около 20 минут. Одна серия классической драмы на эфирном телеканале в Соединенных Штатах Америки составляет 40-45 минут, на кабельном телеканале Соединенных Штатов Америки длительность стандартной драмы 50-55 минут.

Драматические сериалы англичан могут быть значительно длиннее. Их стандарты в диапазоне от 45 минут (например, телесериал «Лютер») до полутора часов (например, широко известный в Российской Федерации телесериал «Шерлок»).

В Испании подавляющее большинство телесериалов выходят продолжительностью от 80 (например, «Министерство времени») до полутора часов (например: «Полнолуние»).

Раньше телесериалы «мыльные оперы» задавали тенденцию к выходу эпизодов ежедневно по будням в одно и то же время. Сегодня за рубежом новые серии телесериалов выходят в эфир один раз в неделю. Как уже было ранее сказано отечественные телеканалы российского зрителя только сегодня постепенно переводят к такому формату просмотра. Пока что они не достигли больших успехов, поэтому мы продолжаем наблюдать новые серии телесериалов по будням изо дня в день. Наш зритель очень нетерпелив, поэтому телеканалы пока остерегаются потерять внимание и заинтересованность в таком большом промежутке времени.

Важное исключение из правил показа составляют телесериалы, которые продают в синдикацию (broadcast syndication). Традиционная мера, которую используют на американском телевидении.

«Сериал, проданный в синдикацию» - это телесериал, права на который выкуплены другими телеканалами. Это значит, что сериал, который на родном канале показывают один раз в неделю, будет показан на другом телеканале 5 раз в неделю по будням. Это традиционная мечта американского сценариста, так как она позволяет обеспечить доходами на длительное время. Такие сериалы должны иметь как минимум 90 серий, то есть это не меньше 4 сезонов. В данных сериалах сценаристы готовы растягивать сюжет искусственно до тех пор, пока окончательно рейтинги не придут к нулю. Если же такой сериал не продать в синдикацию, то на родном канале его могли бы закрыть чуть ли не с первого сезона. В Соединенных Штатах Америки ярким примеров сериала, проданного в синдикацию является «Зои Харт из южного штата».

Также нельзя забывать про интернет сайт, которому пророчат в ближайшем будущем совершить революцию в системе телевещания, которая уже произошла в Соединенных Штатах Америки. А именно система релиза интернет площадки «Netflix». Которые предоставляют к просмотру более 20 тысяч фильмов и сериалов, которые легально выкуплены для интернет вещания у крупных киностудий. Данная платформа позволяет просматривать контент по системе подписки. То есть Вы оплачиваете доступ к базе сериалов на определенное время (например, на один месяц). И в течение этого времени можете просматривать любое количество сериалов в любое время, когда Вам угодно. Таким образом данный сайт обладает особой системой релиза, где премьера всех серий сезона происходит в один день.