2.2 Обзор общественно-политических событий в России за 2003-2005 гг.
В. В. Путин выиграл прошедшие в марте 2000 года выборы и стал вторым президентом России. В 2000-е годы был проведён ряд социально-экономических реформ: налоговая, земельная, пенсионная, банковская, монетизация льгот, реформы трудовых отношений, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Анализ рынка СМИ России. РосБизнесКонсалтинг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc.ru/ В это время в экономике России отмечался стабильный профицит бюджета, рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, реальных доходов населения, а также снижение инфляции. Наблюдалось укрепление вертикали исполнительной власти в стране и формирование правящей партии, получившейся в результате слияния политических блоков в «Единую Россию», которая по итогам думских выборов 2003, 2007 и 2011 годов заняла большинство мест в Государственной Думе и поддерживала ключевые решения президента и правительства.
Представим основные общественно-политические события 2003-2005 гг. в виде перечисления: Там же.
2002 г. - погромы футбольных болельщиков в Москве после поражения сборной России от Японии, футбольный экстремизм;
2003-2005 гг. - дело М.Б. Ходорковского;
2003 г. - принятие Конституции Чечни; выборы президентом А. Кадырова;
2003 г. - создание избирательного блока «Родина»;
2003 г. - победа на выборах в Государственную Думу четвертого созыва партии «Единая Россия»; поражение либеральных партий, не прошедших в ГД;
2003 г. - создание ОАО РЖД;
2003 г. - кампания против «оборотней в погонах»;
2004 г. - отставка М.М. Касьянова, частичная ротация правительства, новый премьер - М.Е. Фрадков;
2004 г. - победа на выборах президента В.В. Путина (71,31 % поданных голосов).
2004 г. - захват террористами заложников в школе г. Беслана (Северная Осетия);
2004 г. - убийство в результате теракта президента Чечни А. Кадырова;
2004 г. - убийство в Катаре бывшего исполняющего обязанности президента Ичкерии З. Яндарбиева;
2004 г. - административная реформа;
2004 г. - отмена выборности губернаторов;
2004 г. - создание Стабилизационного фонда;
2005 г. - убийство в результате спецоперации А. Масхадова;
2005 г. - повышение до 7% барьера прохождения партий в Государственную Думу;
2005 г. - начало курса по объединению субъектов РФ.
Сложившаяся в первое десятилетие XXI века российская политическая система, по мнению некоторых политологов, представляет собой разновидность имитационной демократии (псевдодемократии) с элементами бюрократического авторитаризма, тогда как развитие страны должно осуществляться с большим учётом исторических, социокультурных и геополитических традиций. Гордович К.Д. Современная отечественная публицистика. - М.: Инфра - М, 2010. - С. 136.
2.3 Анализ публикаций журнала Югра за 2003-2005 гг.
Проведем анализ публикаций журнала Югра за 2003-2005 гг. В тот момент, когда в стране происходили события, указанные в п.п. 2.2 данной курсовой работы, редакция издания освещала следующие события:
Политическая жизнь:
Название публикации: Профилактика терроризма. Журнал Югра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ugra-start.ru/
Дата публикации: 29.04.2005 г.
Статья повествует о том, что 29 апреля в здании правительства округа прошел семинар по вопросам профилактики терроризма. Кроме представителей городских и районных антитеррористических комиссий, в работе семинара приняли участие и работники ряда сельских поселений Югры.
Стиль изложения: краткий, сжатый, информационное сообщение, свидетельствующее о факте свершения совещания.
Автор публикации: Г.Н. Ерохин.
Название публикации: Нефтеюганский рабочий. Там же.
Дата публикации: 12.04.2004 г.
Статья повествует о том, какие меры предприняты правительством ХМАО - Югра за 2003-2004 гг. для того, чтобы улучшить жизнь населения округа.
Стиль изложения: развернутый материал, изобилующий цифрами и фактами, статистическими сводками с апелляцией к сводкам по округу за 2000-2003 гг.
Отличительная особенность публикации: по уровню восприятия напоминает официальный доклад, зачитываемый чиновниками перед аудиторией по итогам квартала или в итоге года.
Общественная жизнь:
Публикация: ХМАО - Югра: перспективы и итоги развития медицины. Журнал Югра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ugra-start.ru/
Дата публикации: 12.12.2004 г.
Статья повествует о том, что правительству ХМАО - Югра удалось вывести медицину округа на принципиально новый уровень развития за счет увеличения финансирования и внедрения новых инновационных технологий.
Стиль изложения: научный, изобилует многочисленными цифрами и фактами, восприятие публикации затруднено.
Название публикации: Регулирования лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Там же.
Дата публикации: 12.03.2003 г.
В статье представлены результаты исследования методов административно-экономического регулирования лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выявлены их положительные стороны и недостатки, обоснована целесообразность усиления регулирующих функций Правительства округа.
Стиль изложения: научный, в большей степени публикация напоминает автореферат к диссертации, что в существенной степени затрудняет уровень восприятия материала.
Название публикации: Лаборатория качества и цвета. Там же.
Дата публикации: 02.02.2003 г.
Статья повествует о том, что с 2003 года Эрвин Видмер является исполнительным директором Швейцарского центра Компетенции Медийных и Печатных Технологий, представительство которого открыто в ХМАО - Югра.
Стиль изложения: научный, статья изобилует техническими терминами, которые не содержат раскрытия и не несут смысловой нагрузки, что в существенной степени затрудняет уровень восприятия материала.
Культурная жизнь:
Автор публикации: Дробышев А.Н.
Название статьи: Музейное дело в Ирландии. Журнал Югра. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ugra-start.ru/
Дата публикации: 12.05.2003 г.
Статья повествует о том, какие родственные корни можно проследить между ирландской культурой и традиционной культурой ХМАО - Югра.
Стиль изложения: научный, в большей степени публикация напоминает автореферат к диссертации, что в существенной степени затрудняет уровень восприятия материала, несмотря на достаточное количество интересных фактов.
Таким образом, из представленного обзора публикаций общественно-политического журнала Югра за 2003-2005 гг. мы видим, что в основном редакция журнала уделяет внимание анализу и обзору событий, касающихся непосредственно политической, общественной и культурной жизни ХМАО - Югра. В целом, это закономерно, так как издание существует на средства правительства и является своего рода его официальным ресурсом. При этом, стоит отметить, что изданию явно не хватает аналитических публикаций, освещающих события в других регионах России, сравнительных данных, обоснованных аргументированных статей.
Несмотря на попытки привнести в публикации оппозиционные и бунтарские моменты, четко угадывается, что издание является частью политической системы, поэтому итогом практически каждого информационного материала является попытка журналистов снизить уровень восприятия от негативных фактов и ориентировать целевую аудиторию доверять правительственным структурам. Таким образом, это подтверждает тезис автора данной курсовой работы о том, что общественно-политическая пресса в настоящий момент претерпевает жесткие трансформации. Ее попытки сохранять независимость разбиваются о нежелание аудитории тратить средства на печатные издания, недостаток собственных средств и, как следствие жесткая зависимость от учредителей и финансистов. Результатом данного положения дел является то, что публикации теряют объективность, имеют монотонный, однообразный характер, редко пользуются интересом среди аудитории, которая с течением времени сокращается.
общественный политический пресса журналистика
2.4 Оценка уровня востребованности и влияния на аудиторию общественно-политических публикаций журнала Югра
Для того, чтобы оценить силу воздействия на аудиторию методов и средств общественно-политических публикаций журнала Югра, проведем анализ мнений аудитории по основным группам потребителей информации. В опросе участвовало 100 человек, по 25 человек из каждой группы потребителей информации. Вначале нами было предложено оценить уровень языка общественно-политических публикаций журнала Югра по категориям «Нравится / Не нравится / Затрудняюсь ответить». Лазутина Г.В. Технология и методика журналистского творчества: Методические указания. - М.: Наука, 2009. - С. 67. Форма опроса представлена в Приложении 1. Результаты опроса представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты опроса групп потребителей информации журнала Югра «Уровень языка», количество человек
Группа потребителей информации |
Не нравится |
Нравится |
Затрудняюсь ответить |
|
Студенты |
20 |
2 |
3 |
|
Бизнесмены/Предприниматели |
17 |
3 |
5 |
|
Производственные рабочие |
15 |
5 |
5 |
|
Безработные |
16 |
5 |
4 |
|
Итого |
68 |
15 |
17 |
Из таблицы 1 следует, что в настоящий момент большей части групп потребителей информации уровень языка общественно-политических публикаций журнала Югра не нравится. Подавляющее число респондентов из всех групп потребителей информации (68 человек) ответили, что не нравится, нравится - 15 человекам, затруднились ответить - 17 человек.
Далее нами был проведен опрос, на основе которого удалось определить, насколько группы потребителей информации удовлетворены уровнем подачи информации в общественно-политических публикациях журнала Югра. Основные понятия теории журналистики. / Под ред. Я.Н. Засурского. - М.: Инфра - М, 2009. - С. 231. Форма опроса представлена в Приложении 2, результаты опроса представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты опроса групп потребителей информации на предмет удовлетворенности подачи материала в общественно-политических публикациях журнала Югра, количество человек
Группа потребителей информации |
Нравится |
Не нравится |
Затрудняюсь ответить |
|
Студенты |
15 |
5 |
5 |
|
Бизнесмены/Предприниматели |
15 |
4 |
6 |
|
Производственные рабочие |
13 |
7 |
5 |
|
Безработные |
15 |
3 |
7 |
|
Итого |
58 |
19 |
23 |
Из таблицы 2 видно, что в отношении уровня подачи информации общественно-политических публикациях журнала Югра результаты опроса сложились иначе: нравится только 58 человекам, 19 - не нравится, и 23 человека затруднились ответить. Это свидетельствует о том, что редакции журнала Югра, независимо от того, печатное оно или представлено в электронной версии, следует серьезно озадачиться вопросом уровня правдивости и стиля подачи информации.
Далее автором работы был проведен опрос на предмет выяснения того, как группы потребителей информации относятся к уровню достоверности материалов общественно-политических публикациях журнала Югра. Накорякова К.М. Литературное редактирование материалов массовой информации: Учебное пособие. - М.: Инфра - М, 2011. - С. 136. Результаты опроса представлены в таблице 3. Форма опроса представлена в Приложении 3.
Таблица 3
Результаты опроса групп потребителей информации на предмет удовлетворенности достоверностью данных общественно-политических публикаций журнала Югра, количество человек
Группа потребителей информации |
Нравится |
Не нравится |
Затрудняюсь ответить |
|
Студенты |
10 |
10 |
5 |
|
Бизнесмены/Предприниматели |
15 |
5 |
5 |
|
Производственные рабочие |
9 |
11 |
5 |
|
Безработные |
10 |
10 |
5 |
|
Итого |
44 |
36 |
20 |
Из таблицы 3 следует, что 36 человекам из опрошенных респондентов не нравится уровень достоверности материалов общественно-политических публикаций журнала Югра, 20 человек затруднились ответить. Это свидетельствует о том, что в настоящий момент основные уровни подачи информации в общественно-политических публикациях журнала Югра, такие, как язык, уровень подачи и достоверности информации не удовлетворяет потребностям практически половины опрошенных респондентов, что свидетельствует о снижении качества общественно-политических публикаций журнала Югра.
Таким образом, в процессе исследования особенностей общественно-политических публикаций журнала Югра, автором данной работы могут быть сделаны следующие выводы:
Во-первых, общественно-политические публикации журнала Югра являются жанром аналитической журналистики, то есть представляют факты в их причинно-следственной взаимосвязи, дают им развернутую трактовку, оценку, обосновывают прогноз развития явлений, рисует план действий, связанный с отображаемым предметом.
Во-вторых, спрос на общественно-политические публикации журнала Югра очень узок. По сравнению с западным миром, где люди социально активны, Россия - это разреженное пространство, чем, объясняется односторонняя политическая направленность общественно-политических публикаций и ее сравнительное равнодушие к удовлетворению интересов целевой аудитории.
Заключение
В соответствии с темой данной курсовой работы, поставленной целью и задачами, нами установлено, что предметом отображения общественно-политической прессы является то, о чем журналист пишет - явление, более или менее описанное и раскрытое в материале. В качестве основного метода отображения реальности общественно-политическая пресса использует рационально-познавательный (логический) метод на его теоретическом уровне. Специфика общественно-политической журналистики заключается в ее нацеленности на доказательное изложение идеи и отстаивание авторской позиции. Новость передается через систему мнений, ожидаемых читателем, для чего используется ряд определенных методов и технологий.
На нынешнем этапе развития журналистики общественно-политическая пресса не относится к числу самых рейтинговых публикаций, поэтому их авторы заинтересованы в поддержании и сохранении аудитории как ни какие другие. Для достижения этой цели часто используются способы манипулятивного воздействия целевую аудиторию, среди которых вторжение, уход, самораскрытие, вовлечение. Заражение, внушение и подражание - основные способы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в общественно-политической журналистике.
В настоящий момент общественно-политические публикации стабильно востребованы только среди 2000 тыс. человек, свыше 5000 опрошенных респондентов не обращаются к аналитическим СМИ. Это свидетельствует о том, что уровень популярности общественно-политических СМИ среди современной аудитории находится на достаточно низком уровне. Причины данной тенденции могут крыться и в упадке уровня СМИ, и в упадке уровня интереса к насущным событиям среди аудитории. При этом, часто к развлекательным СМИ обращаются 54,5% респондентов, иногда - 42,3% и только 3,2% респондентов никогда не интересуются развлекательными СМИ. В сравнении с востребованностью среди аудитории общественно-политической прессы данный показатель является крайне малым и свидетельствует о том, что вкусовые предпочтения современной аудитории радикально изменились.
Журнал «Югра» выходит один раз в месяц, полноцветный глянец, 100 страниц, тираж 2150 экземпляров. Главный журнал округа отражает основные аспекты жизни Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: этнографическую, экономическую, социальную ситуацию в регионе, знаменательные события культурной и научной жизни югорчан, уникальную историю и самобытную культуру земли, знакомит с произведениями современных авторов.
Для того, чтобы оценить силу воздействия на аудиторию методов и средств общественно-политических публикаций журнала Югра, проведем анализ мнений аудитории по основным группам потребителей информации. В опросе участвовало 100 человек, по 25 человек из каждой группы потребителей информации. Вначале нами было предложено оценить уровень языка общественно-политических публикаций журнала Югра по категориям «Нравится / Не нравится / Затрудняюсь ответить». Исследование показало, что в настоящий момент большей части групп потребителей информации уровень языка общественно-политических публикаций журнала Югра не нравится. Подавляющее число респондентов из всех групп потребителей информации (68 человек) ответили, что не нравится, нравится - 15 человекам, затруднились ответить - 17 человек.
Далее нами был проведен опрос, на основе которого удалось определить, насколько группы потребителей информации удовлетворены уровнем подачи информации в общественно-политических публикациях журнала Югра. В отношении уровня подачи информации общественно-политических публикаций журнала Югра результаты опроса сложились иначе: нравится только 58 человекам, 19 - не нравится, и 23 человека затруднились ответить.
Далее автором работы был проведен опрос на предмет выяснения того, как группы потребителей информации относятся к уровню достоверности материалов общественно-политических публикаций журнала Югра. Результаты опроса представлены в таблице 3. 36 человекам из опрошенных респондентов не нравится уровень достоверности материалов общественно-политических публикаций журнала Югра, 20 человек затруднились ответить. Это свидетельствует о том, что в настоящий момент основные уровни подачи информации в общественно-политических публикациях журнала Югра, такие, как язык, уровень подачи и достоверности информации не удовлетворяет потребностям практически половины опрошенных респондентов, что свидетельствует о снижении качества общественно-политических публикаций журнала Югра, их сравнительном равнодушии к удовлетворению интересов целевой аудитории. То есть у редакции издания существует острая необходимость озадачиться вопросом уровня правдивости и стиля подачи информации.
Таким образом, цель работы, поставленная во введении, - достигнута, задачи - решены.
Список использованных источников и литературы
Нормативно-правовые источники:
1. Конституция РФ от 12.12.1993 г. - М.: Юрайт, 1993. - 100 с. (ред. от 01.01.2014 г.).
2. Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N149-ФЗ // Российская газета. 2006 г. 9-ФЗ (ред. от 28.12.2013 г.).
3. Федеральный закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ // Российская газета. 2012 г. (ред. от 01.01.2014 г.).
4. Закон РФ «О средствах массовой информации» (о СМИ) от 27.12.1991 N 2124-1 // Российская газета. 1991 г. (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2013).
Учебная и научная литература:
5. Абдрашитов Б.М. Учитесь мыслить нестандартно. - М.: Инфра - М, 2010. - 550 с.
6. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. - М.: Аст, 2007. - 330 с.
- Введение
- Глава 1. Теоретический аспект особенностей общественно-политической прессы
- 1.1 Понятие, сущность и характеристика общественно-политической прессы
- 1.2 Методы и технологии воздействия на целевую аудиторию в общественно-политической журналистике
- 1.3 Тенденции развития общественно-политической прессы
- Глава 2. Анализ публикаций общественно-политического журнала «Югра» за 2003-2005 гг.
- 2.1 Характеристика журнала и направления деятельности
- 2.2 Обзор общественно-политических событий в России за 2003-2005 гг.
- - оценить уровень востребованности и влияния на аудиторию общественно-политических публикаций журнала Югра.
- 2.4 Оценка уровня востребованности и влияния на аудиторию общественно-политических публикаций журнала Югра
- Заключение