§ 2. Классификация периодических изданий для детей
Журнальное издание - периодическое издание, содержащее статьи и рефераты по различным вопросам, литературно-художественные произведения; имеющее постоянную рубрикацию, официально утвержденное в качестве данного вида издания. ОСТ 29. 127-2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия»
Периодические издания для детей - журналы и газеты, как правило, ориентированные на достаточно узкую конкретную возрастную категорию читателей. Эти издания приучают детей к последовательному постоянному чтению, формируя стойкую привычку "общения" с литературой.
Согласно стандарту, периодическим называется серийное издание, выходящее через определенные промежутки времени, постоянным для каждого года числом номеров (выпусков), не повторяющимися по содержанию, однотипно оформленными, нумерованными и (или) датированными выпусками, имеющими одинаковые заглавия.
Цель таких изданий - оперативно, через установленные промежутки времени распространять информацию, адресованную определенному читателю. Антонова С.Г. и др. Редакторская подготовка изданий: Учебник. - М.: Издательство МГУП, 2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.hi-edu.ru/e-books/xbook082/01/index.html?
ОСТ 29.127-2002 устанавливает требования к шрифтовому оформлению и качеству полиграфического исполнения книжных и журнальных изданий для детей и подростков, в том числе абитуриентов.
СанПиН 2.4.7.960-00 устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению и качеству печати книжных и журнальных изданий, выпускаемых с использованием шрифтов русской и / или латинской графических основ, с целью обеспечения удобочитаемости изданий, что приводит к снижению зрительной нагрузки при чтении, предупреждает развитие зрительного и общего утомления, является одной из мер профилактики зрительных нарушений.
Удобочитаемое издание - издание, при чтении которого не развивается зрительное утомление.
Подпись к иллюстрации (подрисуночная подпись) - текст, представляющий собой словесную характеристику иллюстрации (наименование, содержание, расшифровку основных обозначений и т.п.), позволяющий рассматривать иллюстрации независимо от текста и связывая их с текстом, к которому они относятся. СанПиН 2. 4. 7. 960-00 «Гигиенические требования к изданиям книжным и
журнальным для детей и подростков»
Издания в зависимости от зрительной нагрузки при чтении и в соответствии с ГОСТ 7.60 подразделяются на две категории:
первая категория |
литературно-художественные; научно-популярные; учебные для дошкольного возраста (развивающего обучения) |
|
вторая категория |
справочные (словари, энциклопедии, каталоги и т.п.); для досуга (стикерсы, альбомы с наклейками, кроссворды и т.п.). |
Издания второй категории характеризуются небольшими объемами текста единовременного прочтения, что обусловливает эпизодический процесс чтения и незначительную зрительную нагрузку.
Издания в зависимости от читательского адреса и в соответствии с возрастными физиологическими особенностями органов зрения читателя и принятой в гигиене детей и подростков возрастной периодизацией развития детского организма подразделяются на следующие четыре группы:
для первой возрастной группы |
издания для детей старшего дошкольного возраста от 4 до 6 лет включительно; |
|
для второй возрастной группы |
издания для детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет включительно; |
|
для третьей возрастной группы |
издания для детей среднего школьного возраста от 11 до 14 лет включительно; |
|
для четвертой возрастной группы |
для детей старшего школьного возраста (подростков, в том числе абитуриентов) от 15 до 17 лет включительно. |
Издание следует оформлять по требованиям для младшей из указанных в читательском адресе групп, если издание рассчитано на две возрастные категории. ОСТ 29. 127-2002 «Издания книжные и журнальные для детей и подростков. Общие технические условия»
В настоящее время наблюдается возрождение детской журналистики в лучших российских традициях. Издатели новых журналов имеют перед собой прекрасный пример для подражания в лице громадного массива русских изданий конца восемнадцатого - начала двадцатого века.
Сейчас в нашей стране детская печать является самостоятельным компонентом общей системы СМИ. Ее специфика определяется четко выраженной возрастной ориентированностью на детскую аудиторию. В связи с этими в детской журналистике применяются особые, присущие только ей специфические приемы отображения действительности, собственные выразительные средства, формы и способы контакта с аудиторией.
Являясь важным элементом системы воспитания детей и подростков, детская печать активно взаимодействует как с другими компонентами СМИ, адресованными детям (детское ТВ, радиожурналистика), так и с различными социальными институтами, принимающими участие в педагогическом процессе (образование, наука, культура).
Основным типоформирующим фактором всех детских изданий является характер аудитории, на который они рассчитаны. Возрастные особенности юной аудитории и своеобразие работы с каждой возрастной группой определили возникновение 4 типов детских изданий:
1) для дошкольников (журналы "Веселые картинки", "Новая игрушечка", "Дисней для малышей", "Для самых-самых маленьких", "Филя" - приложение к журналу "Веселые картинки", в котором рассказывается о природе, и др.);
· Издания для дошкольников в доступной, яркой, запоминающейся форме рассказывают об окружающем мире, знакомят с литературными произведениями, вырабатывают навыки разговорной речи, учат считать и писать. В них, как правило, освещается одна сквозная тема.
2) для младших школьников (журналы "Мурзилка", "Карапуз", "Мастерилка", "Поиграем в сказку" и др.);
· Издания для младших школьников отличаются более сложной композицией: включают в себя несколько рубрик, посвященных разным темам.
3) для подростков (газеты "Бибигон", "Глагол", журналы "Пионер", "Юнга", "Cool" и др.);
· В разнообразных по тематике изданиях для подростков заметен процесс их дифференциации по интересам аудитории. Это связано с тем, что у ребят возникает потребность в знаниях, выход за пределы школьных программ, появляется интерес к различным сферам деятельности - науке и технике, литературе и искусству, истории и археологии и т.д.
4) для старшеклассников (газета "Юный предприниматель", журналы "Бумеранг", "Маруся", "Шестнадцать" и др.).
· В изданиях для старшеклассников обращает на себя внимание большое количество рубрик, анализирующих сложную область человеческих отношений, моральные и нравственные проблемы современного общества.
В зависимости от того, на какой возраст рассчитано издание, редакция определяет его содержание, структуру, форму, объем.
Детские издания в условиях рынка, стремясь привлечь внимание аудитории, часто адресуют свою продукцию сразу нескольким возрастным группам: дошкольникам и младшим школьникам, младшим школьникам и подросткам, подросткам и старшеклассникам. Это объясняется тем, что возрастные границы подвижны и при переходе от одного возраста к другому отношение ребенка к действительности изменяется не сразу.
Детская печать в условиях развития рыночных отношений стремится наиболее полно освещать проблемы реальной жизни детей и подростков, завоевать популярность в своей аудитории. Ведь именно детская аудитория определяет сегодня судьбу того или иного издания. У ребенка появилась возможность выбирать из потока адресованной ему информации именно те издания, которые вызывают у него интерес, помогают сориентироваться в сложных проблемах современности, выбирать свою дорогу в жизни.
По целевому назначению детские издания разделяются на 3 основные группы:
· информационно-публицистические, цель которых - сообщать об окружающем мире, формировать общественное мнение, влиять на сознательный выбор средств решения социальных, производственных и др. проблем ("Глагол");
· издания, популяризующие науку, технику, искусство, расширяющие кругозор и религиозные издания, способствовать духовному просвещению ("Юный техник", "Божий мир", "Эскиз");
· развлекательные, несущие гедонистическую функцию, способствующую отдыху, разрядке (журнал "Веселые картинки").
Существует также небольшая группа изданий, которая по своему целевому назначению больше тяготеет к художественным изданиям, участвует в эстетическом воспитании. Однако наряду с литературными произведениями в этих журналах находят место и материалы, популяризующие литературу, искусство, историю. Большинство детских изданий создаются по принципу "развлекая - поучать". В них широко используются игровые формы.
По характеру информационные издания детской печати универсальные и многотематические; традиционные и юнкоровские.
Универсальные детские издания отражают все сферы жизни общества, а многотематические отдают предпочтение отдельным темам (образованию, культуре, исскуству, литературе, науке, технике, природе, географии, досугу и др.). Тематический диапазон детских изданий достаточно широк. Традиционные издания в основном специализируются на творчестве профессиональных журналистов, а юнкоры - на самодеятельном детском творчестве ("Рост", "Окно").
В связи с бурным развитием технического прогресса, с появлением и повсеместным внедрением во все сферы жизни компъютера и сети Internet, появилось очень много детских веб-журналов, красочно оформленных, содержащих в себе виртуальное игровое начало: "Карапуз", "Ладушки", "Барби", "Вини-Пух", "Нахаленок", "В гостях у Золушки", "Загадочный мир" и тд.
Сегодня дети среднего школьного возраста, имеющие доступ к сети Internet, получают комплексную продукцию, являющуюся синтезом печатного слова и компьютерных достижений, представляющую собой явление уникальное в образовательной и познавательной сфере. Наряду с освоением компьютерных навыков, ребенок параллельно получает знания глобального масштаба: он может одновременно читать литературное произведение и участвовать в познавательной викторине, вести переписку с друзьями, просматривать широкий спектр графических изображений (от фотографий красивых мест планеты, животных, растений), повышать уровень как своего родного языка, так и дополнительного - английского, основного в Internet-е, поиграть в игру, развивающую логическое мышление - и все это сразу!
Следовательно, современные периодические издания для детей стараются максимально учитывать различные особенности (возрастные, тематические, целевые и др.), тем самым предоставляя юному читателю и его родителям возможность выбора.