1.1 Понятие, цели, задачи и технологии PR
Сегодня в науке известно более 1000 определений понятия «Public Relations (PR) - связи с общественностью (СО)», отражающих различные концепции и точки зрения Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации. Правовое регулирование в рекламе, связях с обществен-ностью и журналистике: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», Альттехсофт «Издательство Шаркова». 2010. С. 92. . Каждый автор пытается выявить в нем главные, по его мнению, стороны и аспекты. Именно поэтому до сих пор для PR нет одного общепринятого определения. Определение не может быть вечным и «застывшим», оно способно к развитию, оно не отвергает существование иных подходов, и не всегда противоречит предыдущим определениям, а, по возможности, развивает их.
Рассмотрим некоторые из определений понятия ПР.
В официальном заявлении Американского сообщества Public relation (American Public Relations Society - PRSA) от 6.11.1982 года говорится: «Паблик рилейшнз должны оказывать помощь нашему сложному плюралистическому обществу в более эффективном выборе решений и осуществления функции, внося вклад во взаимопонимание между различными группами и организациями. Они вносят гармонию в частную деятельность и деятельность общества».
Классическое определение PR, в своей книге «Паблик рилейшенз. Что это такое?», дал Сэм Блэк: "PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности" Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое?: Пер. с англ. Лондон: Модино пресс: М.: СП АСЭС, 1990. С. 17..
Другое определение дал известный французский исследователь Жан-Пьер Бодуан: "Деятельность PR состоит в установлении и поддержании результа-тивных отношений с полезными аудиториями. Целью развития профессио-нальной деятельности в этой области является улучшение средств проверки полезности аудитории и эффективности отношений" Бодуан Ж.-П, Управление имиджем компании. Паблик рилейшнз: предмет и мастерство, изд. Инфра-М, 2001г..
Следующее определение, дал американский учёный и исследователь Рэкс Харлоу: "PR - это особая функция управления, призванная устанавливать и поддерживать взаимосвязи, взаимопонимание, взаимопризнание и сотрудничество между организацией и общественностью; осуществлять управление процессом разрешения проблем или спорных вопросов; помогать руководству в изучении общественного мнения и реагировании на него; определять и подчеркивать ответственность руководства в вопросах служения общественным интересам; помогать руководству эффективно изменяться в соответствии с требованиями времени; выступать системой заблаговременного предупреждения, помогая предвидеть тенденции развития; в качестве своих основных средств использовать научные методы, основанные на этических нормах общения" Harlow Rex F. Building a Public Relations Definition// Public Relations Review. 1976, Winter. Vol. 2, № 4. P. 36..
"PR - это система информационно-аналитических и процедурно-технологических действий, направленных на гармонизацию взаимоотношений внутри некоторого проекта, а также между участниками проекта и его внешним окружением в целях успешной реализации данного проекта" Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика. Москва, Дело, 2010. - С. 23, 25. .
Проведём краткий анализ определений, рассмотренных выше. Ряд авторов определяют термин «PR», применяя такие слова, как «искусство», «наука». Другие же авторы рассматривают Public Relation, как деятельность по достижению позитивного имиджа, но в итоге всем определениям присуще одни и те же смысловые блоки, которые описывают цели, задачи, средства и результаты PR-деятельности.
Научный руководитель нашей ВКР доцент ИГУМО И.И. Бородин провёл сравнительный анализ различных определений понятия «ПР», выделив в них следующие типовые части (элементы): 1) Предмет PR; 2) Цель PR; 3) Субъект PR; 4) Объект PR; 5)Функции и (или) задачи PR; 6) Принципы PR; 7) Методы PR Подробнее см. Бородин И.И. Анализ определений понятия «связи с общественностью». // XV Всероссийская конференция заведующих кафедрами рекламы, связей с общественностью и смежным дисциплинам: Сборник материалов. Казань: КГУКИ. 2012..
Обобщив выше приведенные определения, в целях нашей ВКР понятие «связи с общественностью (PR)» будем рассматривать как коммуникативную деятельность, направленную на создание и поддержание благоприятных отношений между субъектом PR (организацией, индивидом) и объектом PR (общественностью, аудиторией) на основе полной и достоверной информации.
Сущность связей с общественностью наиболее полно может проявиться при сравнении PR-деятельности с другими коммуникативными действиями, осуществляемыми организацией (индивидом) для установления и поддержки отношений с общественностью.
PR-специалисты, по сути, являются посредниками между организациями и их общественностью. Обобщенно PR-деятельность заключает в себя следующие действия:
1) изучить мнение общественности, информировать о нем руководству организации;
2) создать и распространить информацию, позволяющую общественности уяснить политику и деятельность какой - либо организации.
Основными принципами PR-деятельности являются Барежев В.А., Малькевич А.А. Организация и проведение PR-кампаний. - СПб.: Питер, 2010.:
* обеспечение взаимовыгодных отношений, которые возникают между организацией и обществом, осуществление программ организаций через призму интереса общества;
* правдивость, честность, открытость при работе с обществом и СМИ (средствами массовой информации);
* осуществление коммуникаций до момента получения результата, т. е. до того времени, пока не будут достигнуты взаимопонимание и доверие между организацией и ее общественностью;
* осуществление коммуникаций должно быть реализовано с использованием научных методов исследования общественного мнения, опираться на выводы психологии, социологии, политологии, и др.;
* PR-профессионалы обязаны разъяснить общественности сущность проблемы до того, как эта проблема перерастёт в кризис;
* деятельность PR-профессионала должна расцениваться с точки зрения единого критерия - этики поведения.
Сегодня во всем мире, и в частности, в России Public Relations применяются во многих сферах деятельности: не только в политике и бизнесе, но и в некоммерческом секторе. Рост значимости PR в XX веке обусловлен самим процессом формирования деловой среды, которая становится все более зависимой от общества, его мнения и поведения общества в отношении организации. Успех деятельности некоммерческой организации все больше зависит от позитивного отношения к ней окружающих - goodwill (благорасположенность) приобретает статус неявного актива, а некоторыми организациями даже оценивается в стоимостном выражении и отражается в годовых отчетах. Таким образом, хорошо организованная, систематическая PR-деятельность становится стратегическим ресурсом организации.
Остановимся на общих целях и задачах связей с общественностью.
Известный украинский специалист в области связей с общественностью Г.Г. Почепцов отметил, что менеджер ПР действует в рамках следующей триады:
Ш целевая аудитория;
Ш ключевое сообщение;
Ш коммуникационные каналы.
Самая главная цель Public Relations - это, как уже упоминалось выше, усилия по поддержанию благоприятных, т.е. дружеских, отношений с общественностью организации. Исходя из этой цели, можно схематично изобразить цепочку задач PR.
Анализ ситуации = определение проблем = выбор целевой аудитории = формирование сообщения = выбор каналов коммуникации = передача сообщения = оценка эффективности.
Что касается основных методов PR, то их два. Это правда и полная информированность.
Современный PR имеет дело с таким тонким социальным явлением, как общественное мнение. Его формирование и изменение имеет прямое отношение к работе с человеческой психикой. И грань дозволенного здесь размыта. Именно поэтому специалисты по связям с общественностью всего мира действуют в рамках профессиональных кодексов, основанных на Кодексе профессионального поведения Международной ассоциации PR (IPRA).
Что касается полной информированности, то тут имеется в виду следующее. Если Вам задают вопрос, даже если Вы не можете дать точную информацию, никогда не говорите, что Вы чего-то не знаете. Ответов «Я не знаю» или «Без комментариев» быть не должно.
Считается, что PR должен выполнять 3 основные функции Катлип С.М., Сентлер А.Х., Брум Г.М. Паблик рилейшнз. Теория и практика. - М.: Вильямс, 2011:
* контроль мнений и поведения общества, с целью, удовлетворения их потребности и достижения интересов организации;
* реагирование на общество (мониторинг событий, проблем, поведения и выработка ответных программ и действий, с учетом собранной информации);
* достижение взаимовыгодного отношения между группами общественности организаций путем обеспечения их конструктивного взаимодействия, либо способствования ему.
В числе главных задач связей с общественностью обычно выделяют Кошелев А.Н. PR-проектирование от идеи до воплощения в реальность. 2-е изд. М. Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2013.:
«1) формирование образов учреждений, как целостных членов общества, путем обеспечения коммуникаций учреждений с их социальной средой;
2) обеспечение лидирующей позиции в конкурентной борьбе;
3) расширение влияния организации в обществе;
4) формирование «круга друзей» для учреждения среди авторитетных, известных и влиятельных политиков, актёров, певцов, ученых, деятелей образования и т. д.
5) Создание определенной психологической обстановки и в самой организации».
Так же основной задачей Паблик Рилейшнз, нацеленной в конечном итоге на гармонизацию отношений внутри организации, является разрешение и предотвращение возможных конфликтных и кризисных ситуаций. Практическую деятельность Связей с общественностью можно организовать 2-мя различными способами:
* созданием в компании своего собственного отдела или подразделения по связям с общественностью;
* привлечением экспертов из профессиональных PR- агентств.
Цель работы PR-специалистов - это воздействие на состояние мнения общественности о компании. Выделим их главные задачи Мейтленд Я. Рабочая книга PR-менеджера. - СПб.: Питер, 2012. .
1. Изучение взглядов и ожиданий общества.
2. Установление и поддержание разносторонних контактов между организациями, публикой, общественными и государственными компаниями.
3. Предотвращение конфликтных ситуаций и недопонимания, устранение слухов, против компаний или организаций и опровержение ложной информации.
4. Гармонизация отношений внутри организации.
5. Создание правильного, т.е. положительного, имиджа и прочной репутации фирмы.
Чаще всего функции PR-специалиста могут сводиться к проведению рекламных кампаний, созданию лотерей, участию в конференциях и выставках, установлению связей со СМИ, освещению деятельности компании в СМИ, так же к информированию общественности о услугах компании, и написание рекламных текстов, размещение статей в журналах и газетах и др.
В организациях, особенно крупных уделяют внимание внутреннему PR (например, выпуск корпоративной газеты), развитию направлений спонсорства и благотворительности Баргоякова И.И. Благотворительность как мероприятие ПР. Казань. 2012.. . Благотворительность является отличным способом придать социальную значимость деятельности организации.
В административных структурах PR-специалист должен выполнять следующие функции: создание и поддержание имиджа первого лица, представление субъекта в общественных кругах, исследования социальной и политической направленности, аналитика.
Есть ряд требований, которые необходимо соблюдать PR-специалисту.
1. Знание содержания и характер отношений между компанией и её общественностью.
2. Умение управлять восприятием, отношением человека, к событиям, происходящим в среде, общественным мнением.
3. Стратегическое мышление. Знание миссий, цели и стратегии организации позволяет позиционировать свою деятельность в системе корпоративных интересов.
4. Желание и умение оценивать результаты, которых достигла компания. Необходимо уметь четко определять цели и достижения, организовывать достижение цели и измерять результаты.
5. Знание управленческой структуры организации: функции и их распределение, структуры, процедуры управления и др. Шарков Ф.И. Паблик рилейшнз. Учебник. 5-е издание. М, Издательско - торговая корпорация «Дашков и К». 2013.
Технологии связей с общественностью включают совокупность последовательных процедур, различных приемов и видов деятельности, которые направлены на оптимальное и максимально эффективное выполнение целей и задач организации в данное время в данном месте. Объектом технологий связей с общественностью можно считать поведение, сознание и подсознание людей, которыми управляют посредством специально направленных коммуникаций.
Разработка ПР-технологий включает следующие этапы Шарков Ф.И. Указ. соч. :
1) этап теоретический - определяет цели и задачи, выявляет связи и закономерности;
2) этап методический - характерен разработкой и детализацией специальных мероприятий;
3) этап процедурный - включает в себя практическую деятельность по достижению поставленных задач.
ПР-технологии обладают следующими характерными признаками Шишкин Д.П., Гавра Д.П., Бровко С.Л. PR-кампании: методология и технология. Учеб. пособие. - СПб.: Роза мира, 2011:
1. Эти технологии предусматривают осознанное управление информационными ресурсами. При этом естественный коммуникативный процесс трансформируется в нужном русле и приобретает управляемый характер, в ходе этого процесса должна реализоваться какая-то социально значимая цель.
2. ПР-Технологии должны быть согласованной системой действий и мероприятий, т.е. деятельность PR обязана быть планомерной. План ПР-мероприятий и процедур составляется заблаговременно.
3. Технологии связей с общественностью имеют похожие структуры
4. Будучи задействованными в сложных многоэтапных процессах, технологии связей с общественностью реализуются организованной группой людей, в которой введено функциональное разделение труда.
5. PR технологии разрабатываются и реализуются с учетом критериев оптимальности.
6. Любая из технологий связей с общественностью выполняет одну и ниже перечисленных задач или их комбинацию:
· получение необходимого результата при оптимальном использовании ресурсов;
· достижение максимального эффекта при использовании конкретных ресурсов;
· получение нужного эффекта в кратчайшие сроки, используя при этом заданные ресурсы.
7. Оптимизация процесса применения PR технологий подразумевает необходимость обратной связи и последующий анализ эффективности.
8. PR технологии характеризуются повышенной креативностью, гибкостью, способностью приспосабливаться к меняющимся условиям. При творческом подходе возможно воспроизведение любой PR технологии с учетом нюансов новой задачи.
Инструменты PR технологий Ляйнеманн Р., Байкальцева Е. Измерения медиарилейшнз: как оценить вклад PR в успех компании. "Вершина", 2009:
Существует множество инструментов, при помощи которых осуществляются технологии связей с общественностью. Учитывая специфику поставленных задач, можно выбрать именно те инструменты, использование которых обеспечит максимальный эффект.
Представительские встречи, публичные обращения к аудитории чаще всего используются в виде всевозможных презентаций.
PR технологии широко используют мифы и стереотипы по отношению к различным организациям, продуктам, личностям. Кроме того, в PR технологиях используются всевозможные слухи, скандалы и организация специальных событий, т.к. одной из первостепенных задач PR является привлечение внимания Детальнее см. Большакова Д.К., Мамонтов Д.С. Слухи как инструмент PR- деятельности. - С-Пб.: Питер, 2010. .
1.2 Система социальной безопасности: понятие, структура и функции Настоящий параграф разработан на основе «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации», утверждённой Президентом РФ Путиным В.В. 20 ноября 2013 г.
Предварительно необходимо рассмотреть понятия «система» и «социальная система».
Наука управления под системой понимает организованное множество взаимосвязанных структурных элементов, выполняющих определённые функции. Отсюда следует, что системе присуще:
1) наличие составных частей (элементов, подсистем), тесных связей между ними;
2) целостность, обусловленная взаимосвязью и взаимодействием отдельных структурных элементов;
3) сочетание относительной самостоятельности каждого отдельного элемента системы с обязательным выполнением им функций, необходимых для существования системы в целом Карташов В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995. С. 230..
Социальная система есть особый класс систем (наряду с биологическими, техническими и др.), в состав которой включаются люди и взаимоотношения между ними. Существует множество различных социальных систем, например, коллектив работников организации, население города, семья и т.п., среди которых можно выделить и систему социальной безопасности.
Безопасность - это такие условия, в которых находится сложная система, когда действие внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данной сложной системе в соответствии с существующими, на данном этапе, потребностями, знаниями и представлениями.
Деятельность по обеспечению безопасности включает:
1) анализ, прогнозирование, выявление, и оценку ситуаций - угроз безопасности;
2) определение главных направлений государственной политики страны и стратегическое планирование в областях обеспечения безопасности;
3) правовое регулирование, направленное на области обеспечения безопасности;
4) разработка и применение комплексов оперативных и долговременных мер по выявлению, предупреждению и устранению угроз безопасности, локализации и нейтрализации последствий их проявления;
5) применение специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности;
6) разработку, производство и внедрение современных видов вооружения, военной и специальной техники, а также техники двойного и гражданского назначения в целях обеспечения безопасности;
7) организацию научной деятельности в области обеспечения безопасности;
8) координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности;
9) финансирование расходов на обеспечение безопасности, так же, контроль целевого расходования выделенных на эти цели средств;
10) международное сотрудничество, направленное, главным образом, на обеспечение безопасности;
11) осуществление других мероприятий, находящихся области обеспечения безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Общественная безопасность - состояние защищенности социальных субъектов от вызовов и угроз в процессе жизнедеятельности человека.
Социальная безопасность - совокупность мер, предпринимаемых для защиты интересов страны и народа в социальной сфере, развитие социальных структур и отношения в обществе, системы жизнеобеспечения и социализации людей, образа жизни, соответствующие потребностям прогресса, сейчас и для будущих поколений.
Основными принципами обеспечения безопасности являются:
1) соблюдение и защита человека, его прав и свобод, включая главные из них - право на жизнь и охрану собственного здоровья;
2) соблюдение закона;
3) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
4) предупредительные меры, в целях обеспечения безопасности;
5) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов России, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Потребность в обеспечении безопасности относится к числу главных потребностей людей. В древности люди с этой целью, были объединены в сообщества, а по мере развития цивилизации, эту функцию в большей степени взяли на себя государства. На заре истории человечества главными угрозами оставались происшествия извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени, появились и другие опасности, в частности, которые вызваны действиями самого человека, а также взаимоотношениями между людей в обществе, т. е. опасности, которые имеют социальную направленность. Именно эти опасности являются сегодня доминирующими.
Главные понятие безопасности жизнедеятельности - опасность. Оно берёт в себя процессы, свойства предметов, явления, объекты, угрожающие людям и способные в определенных условиях причинить ущерб его жизни и здоровью.
В социальной же сфере, опасные ситуации - это реальные или возможные явления, события и процессы, способные нанести вред человеку, социальной группе, обществу, государству, народу, человеческому сообществу и Земле, как месту, где обитает человек, или даже уничтожить их; нанести ущерб их благополучию, разрушить природные, материальные и духовные ценности.
Опасность может выступать в различных формах. В частности, в виде намерений, планов подготовки действий и самих действий, направленных на уничтожение, подчинение, ослабление и т. д. объектов безопасности.
Одной из форм опасности выступает риск - возможная опасность неудачи предпринимаемых действий или сами действия, связанные с такой опасностью. Люди нередко, надеясь на счастливый случай, рискуют и тем самым создают возможность нанесения ущерба себе и окружающим. В государственных делах - политике, экономике, обороне - чаще всего имеет место осознанный риск, когда тщательно рассчитываются ожидаемый успех, выгода, допустимая цена, последствия и пр.
Родственным понятию «опасность» выступает понятие «угроза». Угроза - это опасность на стадии перехода от возможности к действительности, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим. В социальном контексте под угрозой безопасности понимается «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, обществу и государству».
Угрозы и опасности всегда указывают на взаимодействие двух сторон: субъекта, который является источником и носителем опасности, и объекта, на который направлена угроза или опасность. В методологическом плане важно подчеркнуть, что человек, социальная группа, государство и другие компоненты социума одновременно выступают субъектом и объектом социальных опасностей и угроз.
Деятельность человека как объекта и субъекта безопасности осуществляется в неразрывном взаимодействии с окружающей средой, формируя сложную систему «человек - среда». Одна из целей, стоящих перед ней, - обеспечение безопасности человека.
Первый элемент - это человек, который играет некую, троякую роль:
1) является объектом для защиты;
2) выступает средством для обеспечения безопасности;
3) сам может послужить источником опасности.
Второй элемент системы - это общество, или социум, - социальный организм, развивающийся по своим специфическим законам. В социуме взаимодействует огромное количество людей, имеющих различные представления об окружающем мире. В результате в отдельных социальных группах создается особая обстановка, которая может влиять на других людей, не входящих в них. Так, например, обеспечением безопасности занимаются специалисты различных направлений: политики, военные, сотрудники служб спасения, ученые, конструкторы и др. Обеспечивая безопасность, эти группы в то же время могут порождать опасности своими возможными ошибками, допускаемыми при принятии решений. Чтобы система «человек - социальная среда» функционировала эффективно и не угрожала безопасности человека, необходимо обеспечить совместимость каждой ее характеристики: энергетической, информационной, собственно социальной, нравственной, психологической и др.
Энергетическая совместимость предусматривает согласование деятельности органов управления обществом как социальной системой с оптимальными возможностями человека в отношении прилагаемых усилий, скорости реакции и точности действий. Энергетические параметры человека имеют определенные границы. Для приведения в действие тех или иных элементов социальной системы иногда требуются очень большие или, напротив, чрезвычайно малые усилия. И то и другое плохо. В первом случае человек может уставать, в результате чего возможны сбои в управляемой системе. Во втором - может снизиться точность работы системы, так как человек не почувствует ее сопротивления.
Информационная совместимость имеет особое значение в обеспечении безопасности. В сложных системах человек обычно непосредственно не управляет социальными процессами. Нередко из-за удаленности на значительные расстояния объекты управления могут находиться вне сферы его восприятия. Но человек пользуется электронными и массовыми средствами информации, общается с другими людьми и получает сведения, помогающие ему управлять самыми сложными общественными процессами. Чтобы обеспечить информационную совместимость, необходимо знать особенности восприятия информационных потоков человеком и социумом в целом.
Социальная совместимость самым непосредственным образом связана с психологическими особенностями человека. Поэтому часто говорят о социально-психологической совместимости, которая особенно ярко проявляется в экстремальных ситуациях в изолированных группах. Знание этих особенностей позволяет лучше понять аналогичные феномены, которые могут возникнуть в обычных ситуациях в различных социальных группах.
Нравственная совместимость означает, что человек испытывает удовлетворение от общения с другими людьми, нравственного климата в коллективе, процесса трудовой деятельности и т. д.
Психологическая совместимость связана с учетом психических особенностей человека. Проблемы безопасности в социальной сфере сегодня невозможно решить только организационно-техническими мерами. Опыт свидетельствует, что в основе социальных опасностей лежат и психологические причины: низкий уровень профессиональной подготовки людей, занимающихся обеспечением безопасности, недостаточное воспитание, слабая установка на соблюдение мер безопасности, допуск к опасным видам деятельности лиц из групп риска, пребывание людей в состоянии утомления или других психических состояниях, снижающих уровень безопасности их деятельности, агрессивность и т. д. В настоящее время уже сформировалась особая область знаний, именуемая психологией деятельности, которая является одним из разделов безопасности жизнедеятельности. Изучаются психические процессы, свойства личности и особенно подробно - различные формы психических состояний, которые наблюдаются у людей в процессе выполнения ими различных видов деятельности.
Таким образом, человек прямо или опосредованно включен в разнообразную, сложно организованную систему социальных отношений, выполняя в них активно-созидательную, пассивно-созерцательную или даже разрушительную роль. Его жизнедеятельность связана с различными сферами общественной жизни - экономической, социальной, политической, военной, культурной, информационной и др. Каждая из них по-своему проявляется в деятельности людей в зависимости от ее масштабов, местонахождения человека и условий его функционирования. Деятельность человека, в свою очередь, также влияет определенным образом на ту или иную сферу общественной жизни. Именно ею обусловлено возникновение глобальных проблем.
Большую роль в обеспечении безопасности человека играет государство, деятельность которого сопряжена с возникновением опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека и общества. В Законе РФ «0 безопасности» подчеркивается, что объектом безопасности государства выступают его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Следовательно, угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости. Иначе говоря, государство и его субъекты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации, граждане) обязаны защищать от внешних и внутренних угроз конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность страны, население, национальные интересы (политические, экономические, военные, культурные, информационные, экологические, геополитические и пр.).
В XX в. в разных странах формировались собственные системы безопасности, которые включают силовые структуры, службы спасения от стихийных бедствий и опасных действий людей. В конечном счёте, челове-чество осознало необходимость создания международных организаций, приз-ванных обеспечить его безопасность. Первой подобной организацией стала ООН.
Общественная практика свидетельствует, что слабость системы безопасности оборачивается большими бедами, ведущими к человеческим жертвам, значительным материальным и нравственным издержкам, что государство, общество, конкретный человек, не заботящиеся о своей безопасности, обречены на гибель.
Для российского общества проблема безопасности социума приобретает особое значение. Возрастание риска техногенных катастроф, ухудшение эколо-гической ситуации, изменение парадигмы общественного развития от социали-стического уклада к рыночным отношениям - все это поставило большинство российских граждан на грань выживания, и потребовало пересмотреть отношение к проблемам безопасности личности, общества и государства.
В связи с этим сейчас особенно необходимо, чтобы люди с должным вниманием относились к этим проблемам, чтобы у них сформировалось соответствующее мышление и поведение, иными словами, выработалась идеология безопасности. Важнейшая роль здесь принадлежит образованию. По мнению многих исследователей проблем безопасности, безопасность жизнедеятельности (БЖ) является фундаментом общего образования специалистов в этой области.
Система общественной или социальной безопасности включает следующие элементы (подсистемы):
v система социальной защиты;
v система безопасности дорожного движения;
v система пожарной безопасности;
v система санитарной безопасности и др.
Рассмотрим каждую из них детальнее.
1. Система социальной защиты.
Система общественной безопасности включает в себя систему социальной защиты населения, поэтому рассмотрим определение этого понятия.
Считается, что термин "социальная защищенность" , впервые появился в США в 1935 году и постепенно распространился во всех западных странах для обозначения системы мер, защищающих любого гражданина или даже любого жителя страны от экономической и социальной деградации вследствие безработицы, потери или резкого сокращения дохода, болезни, рождения ребенка, производственной травмы или профессионального заболевания, инвалидности, старости, потери кормильца и т.п. Кроме того, к мерам социальной защиты обычно относят предоставление медицинских услуг и пособий семьям с детьми.
Обобщая подходы разных авторов, научный руководитель нашей ВКР И.И. Бородин даёт следующее определение понятия системы социальной защиты.
Система социальной защиты в широком смысле - это система правовых, социально - экономических и политических гарантий, предоставляющих условия для обеспечения средств существования:
трудоспособным гражданам - за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства;
социально уязвимым слоям - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума.
Система социальной защиты в узком смысле - это система правовых, социально - экономических и политических гарантий, предоставляющих социально уязвимым слоям населения условия для обеспечения средств существования - за счет государства, но не ниже установленного законом прожиточного минимума Бородин И.И. Технология социальной защиты интересов работников приватизированного предприятия. Диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук. М. Академия труда и социальных отношений. 1995. С. .
2. Система безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
По российскому законодательству безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач РФ. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Обеспечение безопасности дорожного движения является составной частью национальных задач обеспечения личной безопасности, решения демографических, социальных и экономических проблем, повышения качества жизни, содействия региональному развитию.
3. Система пожарной безопасности
Пожарная безопасность - состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Элементами системы обеспечения пожарной безопасности (СОПБ) являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Достижению пожарной безопасности, как сказано в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» помогают[22]:
v Нормативно - правовое регулирование и реализация государственных мер в области пожарной безопасности;
v создание пожарной охраны, организация деятельности данного направления;
v разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
v реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
v производство пожарно-технической продукции;
v выполнение работ и услуг в области пожарной безопасности;
v проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
v информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
v учёт пожаров и их последствий;
v осуществление Государственного пожарного надзора (ГПН) и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
v тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (АСР);
v установление особого противопожарного режима;
v лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности.»
4. Система санитарной безопасности
Санитарную безопасность следует рассматривать как защищенность людей от обстоятельств, угрожающих их санитарно- эпидемиологическому благополучию и подлежащих нейтрализации и ликвидации. С этой стороны санитарная безопасность представляет собой совокупность мероприятий оздоровительного характера, осуществляемых путем надзора за выполнением всеми гражданами и организациями санитарно-эпидемиологических требований, а также путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства в целях охраны здоровья населения и среды обитания. Существенно указать при этом, что санитарная безопасность обеспечивается совместными усилиями граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и органов государства, наделенных компетенцией в этой области.
Из государственных и негосударственных структур, обеспечивающих санитарную безопасность, ведущую роль занимает Государственная санитарно-эпидемиологическая служба РФ, которая в качестве структурного подразделения входит в систему Минздрава России.
Основные выводы по Главе 1:
1. Безопасность человека, в широком смысле, - это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами. Особое место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие, как уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи, нравы, поведенческие предпочтения, нравственные и эмоциональные характеристики. Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда. Поэтому, определяя объект безопасности личности, Закон РФ «О безопасности» выделил ее права и свободы.
2. Основными угрозами безопасности личности выступают: лишение жизни, здоровья, дееспособности; насилие, связанное с разрушением сложившегося и навязыванием чуждого мировоззрения; манипулирование сознанием и поведением; нравственное развращение и физическое растление; ограничение или лишение общечеловеческих прав и свобод; насильственное подчинение преступным целям и группировкам; использование человека как средства обогащения и т. д.
3. Большую роль в обеспечении социальной безопасности людей играют связи с общественностью. В целях нашей ВКР Связи с общественностью (PR) будем рассматривать как коммуникативную деятельность, направленную на создание и поддержание благоприятных отношений между субъектом PR (организацией, индивидом) и объектом PR (общественностью, аудиторией) на основе полной и достоверной информации.
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы PR - технологий социальной безопасности
- 1.1 Понятие, цели, задачи и технологии PR
- Глава 2. PR - практика обеспечения социальной безопасности (на примере безопасности дорожного движения)
- 2.1 Структура и функции государственных органов РФ, обеспечивающих систему социальной безопасности дорожного движения