logo
текст монографии

2.1. Динамика сотрудничества между ес и Кыргызской Республикой на современном этапе.

Со времени установления контактов между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом сотрудничество обеих сторон проходит плодотворно и по самым различным направлениям, включающие в себя: политическую, финансово-экономическую, социальную, торговую, культурную и другие сферы. События последних лет свидетельствуют об усилившейся динамике сотрудничества между Европейским Союзом и Кыргызстаном. Так, 24 марта 2015 года в Бишкеке прошло тринадцатое по счету заседание Комитета по сотрудничеству: ЕС – КР, в ходе которого были обсуждены актуальные вопросы двусторонних отношений, а также главные изменения в ключевых сферах сотрудничества. В ходе заседания стороны отмечали, что процесс сотрудничества между обеими сторонами идет успешно и движется в позитивном ключе. До этого, подобное заседание состоялось 19 февраля 2014 года в Брюсселе (12-е заседание Комитета по сотрудничеству).

В ходе прошедшего в столице КР 13-го заседания Комитета по сотрудничеству наблюдалось также повышеное внимание Европейского Союза к двустороннему сотрудничеству с каждым из стран Центральной Азии, а также подчеркивалась особая значимость выдвигаемых в ходе заседения инициатив, относящихся к сфере региональной безопасности. Так, кыргызская сторона выступила с официальным заявлением о желании вступить в систему преференций ВСП+, которое было встречено с одобрением со стороны делегации ЕС. Европейская сторона отметила, что у них в плане есть новый план действий, “для подготовки к стихийным бедствиям в республиках Центральной Азии, который предусматривал как превентивные меры, так и ряд информационных кампаний для школ и медицинских учреждений” .

О динамике развития сотрудничества между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом на современном этапе свидетельствуют также и официальные визиты президента КР А. Атамбаева в страны ЕС. Так, 22 марта 2015 года начался Евротур президента Кыргызской Республики А. Атамбаева в страны Евросоюза, который продолжался несколько дней, до 1 апреля, в ходе которого А. Атамбаев совершил официальные и рабочие визиты во Францию, Австрию, Швейцарскую Конфедерацию, Бельгию (где находятся институты Европейского союза) и Германию. После проведенных официальных встреч и переговоров, президент КР А. Атамбаев сделал официальное заявление, в котором в частности говорилось: “Уверен, что начнется совершенно новый этап отношений Кыргызстана с Европейским союзом. Во время встреч с Президентом Франции Франсуа Олландом, Федеральным Президентом Австрии Хайнцем Фишером и руководителями Европейского союза я убедился, что сегодня совершенно другое отношение к Кыргызстану. Нам поверили” .

Перед визитом президента КР в страны Евросоюза 9 апреля в Бишкеке было открыто 10-е заседание Совета межпарламентского сотрудничества Европейский Союз – Кыргызская Республика, в котором также участвовали представители как министерств, так и ведомств Кыргызской Репсублики и Европейского Союза. В ходе этого заседания был подробно рассмотрен процесс сотрудничества и текущее положение дел в отношениях между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой. На заседании был обсужден ряд вопросов, относящийся ко всему спектру партнерства между сторонами в различных сферах: в экономической, финансовой, в сфере здравоохранения, в области охраны окружающей среды, а также в вопросах взаимодействия в борьбе с терроризмом, деятельности организованной преступности, отмыванием денег и нелегальным оборотом наркотиков. В ходе прошедшего заседания участники также обсудили политическую ситуацию в республиках Центральной Азии в целом, и актуальные проблемы регионального сотрудничества.

В ходе заседания его участники также активно обсуждали процесс реализации ряда программ и проектов ЕС, в их числе программы БОМКА (Программа ЕС по управлению границами в Центральной Азии) и проекта CASA-1000. Надо отметить, что Девятая фаза программы БОМКА была начата в мае 2015 года, а реализация проекта CASA-1000 уже перешло в свою активную фазу. При активной поддержке ЕС в Кыргызстане проходит реализация проекта, по предотвращению нелегального оборота наркотиков CADAP (Central Asia Drug Action programme), и “программа ЕС в области образования, профессиональной подготовки молодежи и спорта под названием «Erasmus +», которая стартовала в Кыргызстане в сентябре 2014 г.”

В целом, направляемая в Кыргызскую республику общая сумма грантовой помощи Евросоюза на период с 2014 по 2020 гг., достигает 184 млн. евро. Эти финансовые средства были выделены на реализацию поставленных задач в трех главных секторах сотрудничества: - на правовую сферу (верховенство права), на образовательные программы и проекты в сельском хозяйстве (комплексное развитие сельских регионов). Для сравнения, как свидетельствуют данные из Министерства финансов Кыргызской республики, в период с 1996 по 2014 годы общий объем грантовой помощи Кыргызской Республике со стороны ЕС составил порядка 162 млн. евро. Как видно из данных цифр, Европейский Союз увеличил сумму грантовой помощи Кыргызстану на 22 млн. евро.

В настоящее время одним из базовых соглашений, которые определяют процесс сотрудничества Кыргызской Республики и Европейским Союзом является многолетняя индикативная программа, рассчитанная на период с 2014 по 2020 годы. Именно это соглашение предусматривает выделение 184 млн. евро Кыргызстану в виде грантов. Основным же документом, на котором базируется сотрудничество и взаимоотношения Кыргызстана с ЕС, по прежнему является подписанное в 1995 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Кыргызская республика является также партнером Европейского Союза на региональном (центрально-азиатском) уровне в рамках принятой в 2007 году Стратегии нового партнерства: Европейский Союз и Центральная Азия. Эта Стратегия обновляется каждые два года, и ее реализация на сегодняшний день успешно продолжается.

Процесс сотрудничества между ЕС и КР на сегодняшний день развивается в самых различных сферах, ежегодно происходят встречи министров иностранных дел, в Кыргызстане успешно работает Комитет по торговле и инвестициям, намечается создание нового подкомитета по развитию. Практически каждый год проходит диалог по правам человека, на котором обсуждаются проблемы и актуальные аспекты сотрудничества между сторонами в области прав человека.

В целом, двустороннее развитие отношений между Европейским Союзом и КР «происходит на трех ключевых направлениях: образование, комплексное развитие сельских районов и верховенство права» . Европейский Союз также предоставляет финансовую поддержку Министерству образования Кыргызской Республики, которые расходуются на реформирование системы образования страны. Средства идут на модернизацию управления системой образования, на улучшение управления финансовыми средствами в средних школах, на снабжение их современным школьным учебным оборудованием, на обеспечение необходимых средств доступа к учебе, детям с ограниченными возможностями. Для развития сельских районов республики уделяется большое внимание, предоставляются дополнительные средства для общего развития сельского хозяйства, оказывается помощь труженникам села, для того, чтобы их продукция выходила на мировые рынки, что также способствует развитию инфраструктуры села.

Основное внимание уделяется сотрудничеству в сфере верховенства права. Интенсивнная работа в этой области проходит в различных направлениях: в сфере реформы избирательной системы, судебной реформы, а также в других актуальных проблемах, например, применению пыток заключенных в различных местах лишения свободы.

Так, сотрудничество в сфере судебной реформы характеризуется помощью со стороны ЕС по таким проблемам, как: разработка нового законодательства, повышение профессионализма работников судов. В целом, считается, что это большая и долгосрочная работа, ее успешная реализация позволит создать в КР надежную, профессиональную и независимую судебную систему. В целях успешной реализации поставленных целей в этой области области были специально организованы профессиональные тренинги для Средств Массовой Информации страны по самым различным вопросам, которые относятся к проблеме решения вопроса прозрачного управления в этой сферы.

В области улучшения коммуникации между простым(рядовым) населением и властными структурами Кыргызской республики ведутся соответствующие работы с руководящими местными органами всех уровней. Со стороны Европейского Союза оказывается всяческое содействие в как в улучшении работы избирательной системы КР, а также в проведении ее реформы, выражая свою готовность «помочь правительству Кыргызстана достигнуть определенных целей, чтобы сделать избирательную систему более эффективной и подотчетной. Есть и другие области, в которых идет работа, она включает социальную защиту, права детей и т. д.»

В начале 2017 года, в феврале президент КР А. Атамбаев совершил очередной свой визит в Брюссель, и посетил находящиеся там институты Европейского Союза. В ноябре того же года, Кыргызстан посещает Верховный представитель Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Европейской Комиссии Федерика Могерини. В ходе своего официального визита она встретилась уже с экс=президентом КР А. Атамбаевым, новоизбранным президентом С. Жээнбековым и премьер-министром С. Исаковым. Данный визит считается первым, за долгий период официальным визитом в Кыргызскую Республику такого высокопоставленного представителя ЕС, что рассматривается как свидетельство заинтересованности руководства ЕС в углублении и дальнейшем развитии сотрудничества с КР.

Другим свидетельством растущего прогресса и заинтересованности в дальнейшем развитии сотрудничества между двумя сторонами является принятое решение, о подготовке нового, обновленного Соглашения о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Кыргызстаном, что произошло впервые за 20 лет сотрудничества. В ходе переговоров обе стороны выразили свою готовность углубить процесс дальнейшего сотрудничества. В этих целях, 11 октября 2017 года в ходе заседания Совета Европейского Союза, для Европейской комиссии был предоставлен мандат на ведение переговоров от имени ЕС и его членов по составлению нового Соглашения, которое призвано заменить ныне действующий документ между Кыргызстаном и Европейским Союзом.

Все члены ЕС единогласно приняли решение о предоставлении такого мандата. Мандат был дан не только Европейской Комиссии, но также и верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Федерико Могерини. "Новый документ заменит ныне действующее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским союзом и Кыргызстаном, которое было подписано в 1995 году и вступило в силу спустя четыре года" .

Инициатива об углублении действующего Соглашения о партнерстве и о сотрудничестве между Кыргызстаном и ЕС была выдвинута в рамках официальных визитов экс-президента А. Атамбаева в Брюссель (институты Европейского Союза), прошедших в годы его президентства. В МИД сообщили, что принятие нового документа приведет к значительному импульсу всего спектра сотрудничества Кыргызской Республики с Европейским Союзом, среди них: развитию политического диалога, торгово-экономических отношений, «сотрудничеству в области устойчивого развития, свободы слова, правосудия и безопасности, и образования, культуры, финансового и технического взаимодействия» .

Официально, переговоры о подготовке нового и обновленного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве начались в конце 2017 года. В новом Соглашении будут пересмотрены все аспекты сотрудничества между Кыргызстаном и ЕС. Примечательно, что за месяц до начала переговоров, в начале ноября 2017 года Кыргызскую республику с официальном визитом посетила Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Европейской Комиссии Ф. Могерини.

В ходе своего визита в Бишкек она встретилась с президентом КР А. Атамбаевым (все еще был в статусе президента), с еще не вступившим на свою должность новоизбранным президентом с С. Жээнбековым, а также с премьер-министром С. Исаковым. Этот визит является важной вехой в истории постсоветского Кыргызстана, который показал, что отношения с Кыргызстаном для Европейского Союза имеет важное значение. В ходе прошедшего официального визита высокопоставленного представителя Евросоюза в КР были обсуждены актуальные вопросы двустороннего сотрудничества и предстоящие планы на будущее. Кроме того, Ф. Могерини поздравила народ Кыргызской Республики с тем, что в республике прошли по настоящему альтернативные, конкурентоспособные, справедливые и хорошо организованные президентские выборы, и подчеркнула, что сотрудничество между КР и ЕС является важным, и далее будут развиваться по различным направлениям .

Особое внимание в ходе прошедшего визита Ф. Могерини уделила необходимости начать переговоры по обновлению существующего Соглашения о сотрудничестве и партнерстве между КР и ЕС, и сообщила, что эти переговоры скоро начнутся. Кроме того, она отметила, что позитивные изменения в отношениях КР и ЕС свидетельствуют о том, что Кыргызская Республика для Европейского Союза является важным стратегическим партнером в Центральной Азии в деле развития двустороннего сотрудничества в самых различных сферах, в особенности в сфере укрепления верховенства права, укрепления демократических свобод, свободе СМИ и поддержке гражданского общества, подчеркнув, что они являются очень важными приоритетами в деле создания сильного и полноценного общества.

Для Кыргызской Республики развитие всесторонних отношений со старанми Европейского Союза является приоритетным направлением внешней политики и способствует ее интеграционному процессу с другими республиками Центральной Азии, так и развивать свои отношения с развитыми и передовыми странами Европейского Союза. Все это возможно при сотрудничестве как на двусторонней, так и многосторонней основе, и при активной дипломатической работе. Это сотрудничество происходит в том числе и через ряд международных организаций. Так, через Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) Кыргызстану удается успешно реализовывать цели и задачи, направленнные на решение проблем, связанных с защитой прав человека, укрепления отраслей экономики и финансовых ресурсов, решении экологических проблем, в борьбе с традиционными угрозами, а также в деле укрепления региональной (в рамках Центральной Азии) безопасности. Надо подчеркнуть, что существующее сотрудничество между КР и странами Евросоюза происходит в целях решения внутренних задач и проблем Кыргызстана.

Приоритетными направлениями сотрудничества между ЕС и Кыргызской республикой в настоящее время является, «углубление и дальнейшее развитие двусторонних отношений с Германией, Великобританией, Швейцарией, Италией, Австрией и Францией. Требует активизации развитие отношений и со странами Восточной Европы» .

В начале 2018 года, в феврале месяце в столицу КР г. Бишкек прибыл с официальным визитом специальный представитель Европейского союза Питер Буриан. В ходе своего визита П. Буриан встретился с руководством КР, а именно, с новым президентом КР С. Жээнбековым, премьер-министром С. Исаковым, министром иностранных дел КР Э. Абдылдаевым, председателем Центральной Комиссии по выборам и проведению референдумов Н. Шайылдабековой, а также депутатами Жогорку Кенеша(Парламента) КР, а также представителями НПО.

В ходе этого визита сторонами были обсуждены актуальные аспекты двустороннего сотрудничества между Евросоюзом и Кыргызской Республикой, а также общее положение в Центральной Азии. П. Буриан выразил позицию ЕС, в отношении возобновления со стороны КР усилий, направленных на реформу судебной системы республики и подчеркнул важность независимости и эффективности деятельности судебных органов. 26 июня 2018 года в Бишкеке при участии представителей Европейского союза прошел ежегодный Диалог по правам человека, в ходе которого стороны в открытой и конструктивной форме обсудили состояние дел, в области сотрудничества в сфере защиты прав человека. Также было обсуждено существующее положение, в национальных правозащитных институтах, при этом, ЕС приветствовал тот факт, что в КР укрепляется институт Омбудсмена и Национальный центр по предотвращению пыток .

Представители Европейского Союза также выразили свою готовность поддержать усилия в этом направлении, через вторую фазу своей Программы верховенства права, согласно которой на эти цели ЕС намерен выделить 13 млн евро. В ходе прошедшего заседания были обсуждены проблемы, относящиеся к свободе выражения мнений, в том числе к свободе средств массовой информации, а также были рассмотрены отдельные дела, в которых фигурируют журналисты, при этом было подчеркнуто, что ЕС с удовлетворением отмечает шаги со стороны Кыргызстана, предпринятые для предотвращения пыток и жестокого обращения в местах лишения свободы, а также планы по проведению реформ в правоохранительном секторе. При этом, было подчеркнуто, что несмотря на то, что власти Кыргызстана принимают соответствующие меры, по защите и расширению прав женщин, необходимо развивать дальнейшие действия, для решения проблем насилия в семье и участия женщин в общественной и экономической жизни страны.

В целях оказания помощи, в решении этих проблем, связанных с предотвращением насильственных браков, а также браков с несовершеннолетними в Кыргызской Республике со стороны ЕС был запущен специальный проект. В ходе прошедшего Диалога по правам человека были обсуждены также проблемы в сфере госуправления, свободы вероисповедания, защиты прав национальных меньшинств, а также уязвимых групп населения Кыргызской республики. Участники прошедшего Диалога с удовлетворением отметили, что сотрудничество Кыргызстана с различными институтами ЕС проходит плодотворно, и подчеркнули, «что власти должны использовать последний год членства республики в Совете по правам человека, чтобы активно проявить себя в многосторонней дипломатии и в области прав человека» .

В рамках схемы ВСП+ Кыргызская Республика обязуется соблюдать основопологающие конвенции по правам человека. Наряду с Диалогом по правам человека, ЕС «провел ряд диалогов с властями и другими заинтересованными сторонами для мониторинга прогресса в осуществлении других связанных с ВСП+ конвенций (в области трудовых прав, окружающей среды и добросовестного управления)» .

Отдельной сферой сотрудничества Кыргызской Республики с Европейским Союзом является совместная программа, по реализации трансграничных региональных проектов, созданных ЕС для республик Центральной Азии, целью которых является повышение интеграционного потенциала стран региона и совместное решение наиболее актуальных задач развития. Как показывает практика, реализация подобных проектов связано с задачами, направленными на развитие и укрепление единой системы безопасности (ОБСЕ).

Регион Центральной Азии приобрел свое важное значение в свете того, что «уникальность расположения Центральной Азии на пересечении евразийских геополитических связей, тенденция усиливающегося взаимодействия здесь мировых и региональных держав предопределяет, что регион можно справедливо считать одним из главных звеньев безопасности на постсоветском пространстве и, в целом, выделить в качестве своеобразного элемента стабильности в Европе» . После развала СССР и расширения Европейского Союза далее в восточном направлении, ее границы приблизились вплотную к кризисным регионам мира, которые переживают на современном этапе серьезные политические и экономические изменения. К их числу, в определенной мере специалисты относят и развивающийся регион Центральной Азии, важность которого возрасла из-за близости Афганистана. В этой связи возрастает роль и значение Центральной Азии в борьбе с такими явлениями и угрозами, как нелегальный оборот наркотиков, борьба с международным терроризмом, нелегальной миграцией в направлении стран Евросоюза. Так, согласно данным экспертов из Евросоюза, около 65% всех наркотиков, попадающих в Европу, попадают туда через маршрут, проходящий по территории Центральной Азии и СНГ. Ситуацию усугубляет также тот факт, что действия антитеррористической коалиции в Афганистане не привели к значимым успехам, в стране увеличился посев опиума, что вызывает крайнюю озабоченность со стороны ЕС.

2-3 мая 2018 года в Брюсселе (Бельгия) состоялось 13-е заседание Комитета межпарламентского сотрудничества «Европейский Союз-Кыргызстан», в котором приняла участие официальная делегация Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики. В составе кыргызской делегации были представлены: заместитель сопредседателя Комитета парламентского сотрудничества «ЕС-КР» от Жогорку Кенеша КР А. Жамангулов (фракция “Республика-Ата-Журт”); депутат Жогорку Кенеша КР А. Осмонова (Фракция “СДПК”), а также Чрезвычайный и Полномочный посол КР, постоянный представитель КР при ЕС А. Исаев.

Со стороны Европейского Союза в заседании приняли участие: председатель делегации комитетов по парламентскому сотрудничеству ЕС с Центральной Азией и Монголией- Ивета Григуле-Петерс; первый вице-председатель делегации комитетов по парламентскому сотрудничеству ЕС с Центральной Азией и Монголией -Лайма Андрикиене; вице-председатель делегации комитетов по парламентскому сотрудничеству ЕС с Центральной Азией и Монголией - Мирослав Митрофанов, а также члены комитетов делегации по Центральной Азии Хельга Стивенс, Йоахим Целлер, Херберт Дорфманн, Брандо Бенифей, Инесе Вайдере, Фульвио Мартунчелло, Андрей Мамыкин, Альберто Чирио.

В ходе прошедшего заседания были обсуждены актуальные вопросы сотрудничества между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом: стороны обменялись мнениями по текущей политической и экономической ситуации в Кыргызстане и Европейском союзе; состоянием дел в социальной сфере; в области прав человека; в сфере верховенства права, модернизации сферы образования и здравоохранения; состоянием дел в торгово-экономической сфере; состоянию инвестиционного климата в Кыргызской Республике. В ходе заседания были затронуты также меры по противодействию современным угрозам и вызовам: терроризму, экстремизму, нелегальному обороту наркотиков, и были обсуждено состояние новых интеграционных процессов в Центральной Азии.

В ходе заседания стороны выразили свою заинтересованность в продолжении активного диалога между Европейским Союзом и Кыргызской Республикой в рамках двустороннего и регионального сотрудничества, активизации торгово-экономических отношений ЕС-КР, привлечении инвестиций в приоритетные проекты в КР. “По итогам заседания была одобрена Совместная декларация КР - ЕС. Следующее заседание Комитета парламентского сотрудничества ЕС-КР планируется провести в г.Бишкек в 2019 г.”

В 2018 году, в сентябре месяце Верховный Представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини и Комиссар ЕС по вопросам транспорта Виолетта Булц представили позицию Европейского Союза относительно новой комплексной стратегии, направленной на улучшение взаимодействия между странами Европы и Азией. В частности, Ф. Могерини заявила: «Сегодня мы определили, как именно можно расширить подход ЕС к установлению устойчивого взаимодействия с регионом, с самым большим спросом на инфраструктуру и регионом с самым высоким предсказываемым ростом в мире – Азией. Для этого мы изберем способ, который будет выгоден обеим сторонам – и Европе, и Азии, а также всей планете» .

Новая Стратегия была основана на опыте Европейского Союза в деле укрепления взаимодействия как в рамках Союза, так и с соседними странами, преимущественно с государствами, находящимися в регионе Западных Балкан, и конечно же со странами Восточного соседства. Данная Стратегия направлена на укрепление всесторонних отношений стран Европейского Союза и Азиатского континента в целом. В заявлении высокопоставленного представителя ЕС было сказано: «В условиях все более взаимосвязанного мира ЕС стремится создать условия для устойчивого взаимодействия. Данный подход работает лучше всего, когда страны принимают продуманную нормативно-правовую базу, создают более благоприятные коммерческие условия, ответственно относятся к налогообложению и поощряют свободный рынок………Укрепление взаимодействия между Европой и Азией посредством транспортного сообщения, энергетики, цифровых сетей, а также контактов между людьми усиливает способность обществ и регионов противостоять неблагоприятным условиям среды, а также содействует созданию лучшего будущего с низким уровнем выбросов углерода» .

Далее, в заявлении говорится: «…более устойчивое взаимодействие обеспечит людям более высокий уровень жизни, одновременно создавая больше возможностей для образования, перекрестного сотрудничества и исследований, а также содействуя культурному обмену» . Новая Стратегия ЕС в отношении Азии будет опираться на: внутренний рынок, опыта сотрудничества с разными странами, умении создавать новые партнерства как на двустороннем, так на региональном и международном уровнях. Данная Стратегия будет опираться также на комплексную финансовую программу, направленную на мобилизацию инвестиций. «ЕС будет стремиться сочетать финансовые ресурсы из международных финансовых институтов, многосторонних банков развития и частного сектора, учитывая успешный опыт «Плана Юнкера» и Плана внешних инвестиций ЕС, которые помогут мобилизовать инвестиции на сумму 500 миллиардов евро и 44 миллиарда евро соответственно» .

Заметным политическим событием в процессе динамики сотрудничества Кыргызской Республики с Европейским Союзом стал официальный визит в Брюссель, в институты ЕС новоизбранного президента КР С. Жээнбеков, состоявшийся 12 апреля 2018 года. В ходе визита он встретился со всеми руководителями институтов Европейского союза: с главой Европейского совета Дональдом Туском, председателем Европейской Комиссии Жан-Клодом Юнкером, председателем Европейского Парламента Антонио Таяни, а также с Верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности Ф. Могерини. В ходе двусторонних встреч были обсуждены актуальные вопросы сотрудничества между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом.

Кыргызская сторона объясняет интерес руководства Европейского Союза тем, что для них представляет большой интерес политика нового президента КР. Главное внимание на прошедших встречах президента КР в Брюсселе было направлено обсуждению вопросов демократии, правам человека и свободы слова в Кыргызстане. Председатель Европейской комиссии Жан-Клод Юнкер, в частности заявил, что все демократические перемены в Кыргызской Республике важны не только для Кыргызстана, но для всей Центральной Азии. Он также подчеркнул важность того, что на очередных выборах, прошедших осенью 2017 года президентская власть в стране перешла мирным путем, через выборы: «Кыргызстан для нас очень важен. Более того, мы хотим углубить эти взаимоотношения. Поэтому, мы сейчас готовим проект нового соглашения о сотрудничестве и надеемся, что он будет принят в ближайшее время» .

Кроме того, Юнкер призвал президента КР Жээнбекова усиливать работу по борьбе с коррупцией, в области защиты прав человека и свободы слова, и подчеркнул: «Считаю, что народ Кыргызстана – великая нация. Там живет великий народ. У этой страны большое региональное и глобальное значение. Качества, присущие кыргызстанцам не чужды и европейцам. Европейский Союз всегда поддержит Кыргызстан» . Также он сообщил, что на переговорах обсуждалось развитие экономического сотрудничества между Кыргызстаном и Европейским Союзом. С. Жээнбеков в свою очередь отметил, что встречи с руководителями институтов Европейского Союза прошли в позитивном ключе, и подчеркнул, что Евросоюз является одним из основных партнеров КР. В частности, он сказал: «Мой визит в институты Европейского союза свидетельствует о том, что Кыргызстан придает приоритетное значение сотрудничеству с ЕС. Мы считаем Европейский союз нашим важным партнером. Сегодня прошли обстоятельные переговоры и полезные встречи с руководством институтов Европейского союза. Мы провели откровенный и конструктивный разговор по широкому спектру вопросов, представляющих взаимный интерес» .

Другие лидеры институтов ЕС также заверили президента КР С. Жээнбекова, что ЕС окажет всяческое содействие и поддержку Кыргызской Республике в процессе укрепления демократии и построения независимой судебной системы страны. Председатель Европейского Совета Дональд Туск в своем выступлении отметил, что высоко ценит работу Кыргызстана в области обеспечения демократических стандартов: «Вы можете стать моделью, примером для стран всего региона. Мы очень ценим и находимся под впечатлением от результатов вашей работы, несмотря на все трудности, что были у Кыргызстана» .

В свою очередь, президент С. Жээнбеков отметил, что в сфере торгового и экономического сотрудничества между КР и ЕС имеется большой неиспользованный потенциал, и выразил свою надежду, на укрепление взаимодействия в области торгово-экономического сотрудничества с каждой страной Европейского Союза, в частности он затронул проблему развития промышленного производства: «У нас проводятся экономические реформы, улучшается бизнес-среда, создаются условия для экспортеров и вложения инвестиций в сферы сельского хозяйства, туризма, транспорта, а также в горнодобывающую, гидроэнергетическую области. Мы намерены нарастить товарооборот до 1 млрд долларов США. В этой связи необходимо содействие ЕС кыргызским экспортерам в использовании всего потенциала и преимуществ статуса ВСП+.»

В ходе прошедшего визита президента КР в Брюссель также была обсужден вопрос, о заключении нового Соглашения о сотрудничестве и партнерстве между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом. С. Жээнбеков выразил свою искреннюю благодарность лидерам институтов ЕС за поддержку в вопросе предоставления мандата по новому Соглашению о расширенном партнерстве и сотрудничестве между ЕС и КР, и отметил, что обновленный документ позволит вывести взаимодействие двух сторон на качественно новый уровень, и будет способствовать улучшению социально-экономического развития Кыргызской Республики.

Заключение нового Соглашения о сотрудничестве и партнерстве, позволит обновить и значительно расширить аналогичный документ, который был заключен в 1995 году, и вступившего в силу через четыре года. В новом документе будут учтены все реалии сегодняшнего дня. Как заявил постоянный представитель Кыргызской республики в Европейской Комиссии А. Исаев, данное Соглашение планируется закончить за два с половиной года. «Самое основное – президент сказал, что мы перейдем на парламентскую демократию. Этот момент очень интересен, на нем делается особый акцент. Они приветствуют то, что президент ставит во главу угла политическое сотрудничество, а не экономику. Если будут решены политические вопросы, то и другие моменты, в том числе экономического характера, решатся. Сейчас рассматривается новое соглашение. Нам поручили закончить его за два с половиной года. Этот документ выведет наше с Европой сотрудничество на новый уровень» .

Во время визита в Брюссель, президент КР С. Жеенбеков также встретился с Управляющим директором Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) по России и Центральной Азии Н. Ханженковой, в переговоров был обсужден вопрос об усилении экономического сотрудничества Кыргызской Республики со странами Европейским Союзом. После встречи, Н. Ханженкова в частности сообщила, что «на проекты по обеспечению чистой питьевой водой регионов Кыргызстана предусматривается выделение 86 млн долларов. Из них 36 млн. долларов будут выделены в виде гранта» .

Выводы: События последних лет свидетельствуют о том, что ЕС расширяет своё сотрудничество с Кыргызстаном. Так, 24 марта 2015 года Комитет по сотрудничеству ЕС - КР провел в Бишкеке, свое тринадцатое заседание, на котором были обсуждены актуальные вопросы двусторонних отношений, а также главные изменения в ключевых сферах сотрудничества. В ходе заседания было отмечено, что процесс сотрудничества между обеими сторонами идет успешно и движется в позитивном ключе. До этого, подобное заседание состоялось 19 февраля 2014 года в Брюсселе (12-е заседание Комитета по сотрудничеству). Кроме всего прочего, в ходе заседания кыргызская сторона выступила с официальным заявлением о желании вступить в систему преференций ВСП+, которое было встречено с одобрением со стороны ЕС.

О динамике развития сотрудничества между КР и ЕС на современном этапе свидетельствуют также и официальные визиты экс-президента КР А. Атамбаева в страны ЕС, состоявшиеся в период с 2015 по 2017 гг., в институты Евросоюза и в страны ЕС (Францию, Австрию, Швейцарскую Конфедерацию, Бельгию (где находятся институты Европейского союза) и Германию.

9 апреля 2015 года в Бишкеке было открыто 10-е заседание Совета межпарламентского сотрудничества ЕС – КР, в котором приняли участие представители как министерств, так и ведомств Кыргызской Репсублики и Европейского Союза. В ноябре 2017 года Кыргызскую республику с официальном визитом посетила Верховный представитель Европейского Союза по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Европейской Комиссии Ф. Могерини. В феврале 2018 года, в столицу КР г. Бишкек прибыл с официальным визитом специальный представитель Европейского союза Питер Буриан. 2-3 мая 2018 года в Брюсселе (Бельгия) состоялось 13-е заседание Комитета межпарламентского сотрудничества «Европейский Союз-Кыргызстан», в котором приняла участие официальная делегация Жогорку Кенеша (парламента) Кыргызской Республики. 26 июня 2018 года в Бишкеке при участии представителей Европейского союза прошел ежегодный Диалог по правам человека. 12 апреля 2018 года состоялся официальный визит в Брюссель, в институты ЕС новоизбранного президента КР С. Жээнбекова.

Во всех этих визитах и мероприятиях обсуждались актуальные вопросы сотрудничества между Кыргызской Республикой и Европейским Союзом, стороны обменивались мнениями по текущей политической и экономической ситуации в Кыргызстане и Европейском союзе; состоянием дел в социальной сфере; в области прав человека; в сфере верховенства права, модернизации сферы образования и здравоохранения; состоянием дел в торгово-экономической сфере; состоянию инвестиционного климата в Кыргызской Республике, затрагивались меры по противодействию современным угрозам и вызовам: терроризму, экстремизму, нелегальному обороту наркотиков, обсуждалось состояние новых интеграционных процессов в Центральной Азии.

В настоящее время одним из базовых соглашений, которые определяют процесс сотрудничества Кыргызской Республики и Европейским Союзом является многолетняя индикативная программа, рассчитанная на период с 2014 по 2020 годы. Основным же документом, на котором базируется сотрудничество и взаимоотношения Кыргызстана с ЕС, по прежнему является подписанное в 1995 году Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Кыргызская республика является также партнером Европейского Союза на региональном (центрально-азиатском) уровне в рамках принятой в 2007 году Стратегии нового партнерства: Европейский Союз и Центральная Азия. Эта Стратегия обновляется каждые два года, и ее реализация на сегодняшний день успешно продолжается.

Процесс сотрудничества между ЕС и КР на сегодняшний день происходит в самых различных сферах, ежегодно происходят встречи министров иностранных дел, в Кыргызстане успешно работает Комитет по торговле и инвестициям, намечается создание нового подкомитета по развитию. Практически каждый год проходит диалог по правам человека, на котором обсуждаются проблемы и актуальные аспекты сотрудничества между сторонами в области прав человека.

Отдельной сферой сотрудничества Кыргызской Республики с Европейским Союзом является совместная программа, по реализации трансграничных региональных проектов, созданных ЕС для республик Центральной Азии, целью которых является повышение интеграционного потенциала стран региона и совместное решение наиболее актуальных задач развития. Как показывает практика, реализация подобных проектов связано с задачами, направленными на развитие и укрепление единой системы безопасности (ОБСЕ).

В целом, двустороннее развитие отношений между Европейским Союзом и КР развивается на трех ключевых направлениях: образование, комплексное развитие сельских районов и верховенство права . Европейский Союз также предоставляет финансовую поддержку Министерству образования Кыргызской Республики, которые расходуются на реформирование системы образования страны. Средства идут на модернизацию управления системой образования, на улучшение управления финансовыми средствами в средних школах, на снабжение их современным школьным учебным оборудованием, на обеспечение необходимых средств доступа к учебе, детям с ограниченными возможностями. Для развития сельских районов республики уделяется большое внимание, предоставляются дополнительные средства для общего развития сельского хозяйства, оказывается помощь труженникам села, для того, чтобы их продукция выходила на мировые рынки, также способствуют развитию инфраструктуры села.

Основное внимание уделяется сотрудничеству в сфере верховенства права. Другим свидетельством растущего прогресса и заинтересованности в дальнейшем развитии сотрудничества между двумя сторонами является принятое решение, о подготовке нового, обновленного Соглашения о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Кыргызстаном, что произошло впервые за 20 лет сотрудничества. В этих целях, 11 октября 2017 года в ходе заседания Совета Европейского Союза, для Европейской комиссии был предоставлен мандат на ведение переговоров от имени ЕС и его членов по составлению нового Соглашения, которое призвано заменить ныне действующий документ между Кыргызстаном и Европейским Союзом.

Все члены ЕС единогласно приняли решение о предоставлении такого мандата. Мандат был дан не только Европейской Комиссии, но также и верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Федерико Могерини. Считается, что принятие нового документа приведет к значительному импульсу всего спектра сотрудничества Кыргызской Республики с Европейским Союзом, среди них: развитию политического диалога, торгово-экономических отношений, сотрудничеству в области устойчивого развития, свободы слова, правосудия и безопасности, и образования, культуры, финансового и технического взаимодействия.

Официально, переговоры о подготовке нового и обновленного Соглашения о партнерстве и сотрудничестве начались в конце 2017 года. В новом Соглашении будут пересмотрены все аспекты сотрудничества между Кыргызстаном и ЕС. Заключение нового Соглашения о сотрудничестве и партнерстве, позволит обновить и значительно расширить аналогичный документ, который был заключен в 1995 году, и вступившего в силу через четыре года. В новом документе будут учтены все реалии сегодняшнего дня. Особо следует остановиться на заявлении президента КР С. Жеенбекова, сделанного в ходе своего официального визита в Брюссель, в апреле 2018 года. Он заявил, что Кыргызстан будет строить парламентскую республику, что было встречено с нескрываемым восторгом и воодушевлением со стороны руководства Европейского Союза, которые подчеркивали, что приветствуют тот факт, что президент КР во главу угла ставит политическое сотрудничество, а не экономику.