logo
текст монографии

Введение

Актуальность темы. Кыргызстан является самой политически активной республикой не только в Центральной Азии, но и на всем постсоветском пространстве, наряду с Украиной и Грузией. Кыргызская Республика-одна из пяти постсоветских центрально-азиатских республик, бывшая Киргизская Советская Социалистическая республика. Небольшая страна в Центре Азии, в горах западного Тянь-шаня с небольшим населением, не имеющая каких-либо стратегических запасов углеводородов, какой-либо привлекательной для инвесторов экономики в годы суверенитета стала известна именно в политическом отношении. За годы суверенитета в Кыргызстане произошли две революции (2005-2010 гг.) и крупные столкновения на межнациональной почве на юге республики в июне 2010 года. Конституцию страны, принятой в 1993 году за годы независимости меняли 9 раз. После 2005 года митинги, пикеты и политические демонстрации были настолько частым явлением в повседневной жизни кыргызстанцев, что народ устал и хочет спокойной жизни.

Все эти процессы проходили не без участия внешних сил, в первую очередь стран Запада, где главными и активными международными организациями являются ЕС и НАТО. Изучение политических интересов этих организаций в КР проблема актуальная для политической науки не только Кыргызстана, но и зарубежной тоже.

Западный вектор развития в Кыргызстане был актуален с самых первых годов суверенитета республики, и за два с половиной десятилетия Западное присутствие в Кыргызстане год от года только увеличивается. В республике на разных уровнях уже сложилось прозападное лобби, как в структурах власти, так у чиновников среднего и нижнего звена, а также значительной части электората гражданского общества.

События последних лет показали, что Центральная Азия является важным, приоритетным направлением политики ЕС и НАТО. А это означает, что роль и значение Кыргызстана для ЕС и НАТО как самой открытой, политически активной и демократической республики в ЦА будет только возрастать. Свидетельством тому являются открытые высказывания руководителей и высокопоставленных представителей ЕС, сделанных за последнее время.

Кыргызская Республика, после того как вступила на путь суверенитета провозгласила своим политическим курсом многовекторность, в результате руководство республики начало прилагать усилия по развитию демократии, на создание либеральной экономики, а также создание правового государства, в котором особое внимание уделяется защите прав человека и соблюдению законности. В стране начал утверждаться весь комплекс ценностей, проповедуемых ведущими странами Запада и США, Кыргызстан стал самой открытой и демократической республикой в Центральной Азии, и вышел в лидеры в постсоветской Центральной Азии в плане проведения либеральных социально-экономических, политических реформ.

Заметные успехи в этом направлении в Кыргызстане продолжались не долго, до сер. 90-х гг. ХХ века. В это время республика действительно достигла впечатляющих успехов в деле построения нового демократического общества, по степени свободы Средств Массовой Информации, политической атмосферы Кыргызская Республика вышла в лидеры не только среди стран Центральной Азии, но и среди республик СНГ. Первый президент страны А.Акаев стал единственным президентом в Центральной Азии, который был избран на второй срок на основе альтернативных выборов. В это время у Кыргызстана сложился имидж «островка демократии» в Центральной Азии, о котором часто говорили в западных СМИ.

Кыргызстан действительно был и остается «островком демократии» в Центральной Азии. Кыргызстан-открытая страна, она ведет диалог со всеми сторонами, желающими вести свою политику в Кыргызстане. За два с половиной десятилетия в стране сформировались про-западные(ЕС и НАТО), про-американские, про-турецкие, про-российские, про-японские, про-арабо-исламские, про-турецко-исламские электораты, в том числе в структурах власти. В КР на протяжении не одного десятилетия ведут свою политику представители практически из всех центров силы: Евросоюз(Германия, Франция, Великобритания), НАТО, США, Турция, Россия, Япония, Китай, Иран, Пакистан.

Европейское направление всегда занимало важное место во внешней политике КР и остается таковым до сих пор. В свою очередь, Европейский Союз и НАТО также имеют повышенный интерес к Кыргызстану, который в первые же годы своей независимости был геополитически ориентирован на Запад, в том числе и на западные политические институты, структуры безопасности и экономические модели реформ и развития.

Несомненно, повышенный интерес к Кыргызстану со стороны ЕС и НАТО связан с геополитическими интересами последних в Центральной Азии. Центрально-азиатский регион считается важным и приоритетным направлением внешней политики ЕС и НАТО. В настоящий момент Кыргызская республика в отличие от других стран Центральной Азии демонстрирует пример своеобразного новаторства в деле построения демократического государства, и демонстрирует явные шаги к построению парламентской республики, и имеет все необходимые предпосылки к этому. Поэтому, политические интересы стран ЕС и НАТО в Кыргызстане будут только нарастать.

Другим важным направлением внешней политики КР является ориентир на Российскую Федерацию. Россия присутствовала в Центральной Азии начиная с сер. XIX века. Во времена Российской империи и вплоть до 40-х гг. ХХ века весь данный регион обозначался термином-Туркестан. В научной литературе также употреблялись термины-Российский Туркестан, Русский Туркестан, Западный Туркестан, в первые годы Советской власти-уже Советский Туркестан. После октябрьского переворота 1917 года в г. Санкт-Петербурге и последовавшей за ней Гражданской войны, в 1922 году было образовано новое государство-Союз Советских Социалистических Республик. В ходе национально-государственного размежевания, произошедшего на всей территории СССР на территории Советского Туркестана к 1936 году были образованы новые национальные советские социалистические республики-Казахская, Киргизская, Узбекская, Таджикская и Туркменская.

После развала СССР в 1991 году все союзные республики СССР были предоставлены самим себе. В тяжелом положении оказались республики, которые прежде были дотационными, т.е. развивались за счет дотаций с центра. Таковой была нынешняя Кыргызская Республика, в годы же суверенитета она оказалась в трудном социально-экономическом положении. В этих условиях руководству страны необходимо было найти новые источники финансирования и доходов в государственную казну.

Кыргызстан, был одной из тех Советских республик которые совсем не хотели развала СССР. После приобретения неожиданного суверенитета главным стратегическим партнером Кыргызстана стала РФ. Обе страны связывало многое, правящие элиты родились и выросли в одной стране, учились в одних и тех же ВУЗах СССР, хорошо знали друг друга как по учебе, так и по работе на разных должностях. После 1991 года сотрудничество между КР и РФ не прерывалось и продолжается до настоящего дня во многих сферах.

Для Российской Федерации постсоветское пространство в геостратегическом отношении является зоной жизненно важных интересов, и обозначается как ближнее зарубежье. В целом, для РФ сохранение своего влияния на постсоветское пространство способствует поддержанию и укреплению ее позиций в мире. Центрально-азиатский регион является важным направлением внешней политики РФ, поскольку имеет протяженную границу с южными рубежами России. Стратегические интересы РФ в этом регионе объективны, и обоснованы целым рядом факторов: историческими, географическими, политическими, экономическими, культурными и проблемами безопасности.

Для внешней политики Российской Федерации в современных условиях центральноазиатский регион имеет очень важное геостратегическое значение, особенно в отношении обеспечения безопасности РФ, поскольку Россия имеет прямую границу с Центральной Азией. Официально считается, что Кыргызстан является стратегическим партнером и союзником России в Центральной Азии, сотрудничество между обеими сторонами всегда носило многоплановый характер, характеризуется близостью позиций и подходов как к международным, так и региональным проблемам. В настоящее время отношения между КР и РФ остаются на высоком уровне, развиваются динамично по всем стратегическим направлениям.

Для реализации цели данного исследования поставлены следующие задачи:

- изучить процесс становления и развития сотрудничества между КР и ЕС, а также его динамику на современном этапе;

- определить основные направления деятельности ЕС в КР;

- выяснить причины, формы и методы реализации данного сотрудничества;

- исследовать процесс становления и развития сотрудничества между КР и НАТО, а также его динамику на современном этапе;

- определить основные направления деятельности НАТО в КР;

- выявить причины, формы и методы реализации данного сотрудничества.

- изучить процесс становления и развития сотрудничества между КР, США и Российской Федерацией, а также его динамику на современном этапе;

- определить приоритетные направления деятельности этих стран в КР;

- выявить причины, формы и методы реализации данного сотрудничества.

Хронологические рамки исследования охватывают период с первых годов суверенитета КР (начало 90-х гг. ХХ века) и до настоящего времени.

Методологической основой исследования является комплексный подход, который включает методы системного, структурно-функционального и конкретно-политологического анализа. В ходе работы над темой также был использован историко-описательный, а также политико-описательный, метод экспертной оценки и анализа, которые позволяют подробно изучить процесс становления и развития сотрудничества Кыргызстана с ЕС, НАТО, США и Российской Федерацией, провести соответствующий анализ приоритетных направлений их политики в КР и определить их политические интересы.

Поскольку тема данного исследования, ее цель и задачи носят вполне конкретный, а не теоретический характер, то автор основной упор делал на фактический материал,т.е первоисточники, и на основе приведенных фактов делал конкретные выводы.

Прежде всего следует отметить, что данная тема в политической науке комплексно еще не исследовалась. Отдельные аспекты данной проблемы находят место в научных трудах и публикациях ряда кыргызстанских, а также зарубежных исследователей. Следует также отметить, что при написании данной монографии автор старался пользоваться более менее новыми публикациями и научными трудами исследователей, в которых содержатся материалы интересующего порядка.

В кандидатской диссертации Кулматовой Г. К. был рассмотрен весь комплекс двусторонних отношений между Кыргызской Республикой и государствами Запада начиная с первых годов суверенитета и до 2004 г.1 В диссертации был представлен анализ развития экономических, политических, военных, культурных и гуманитарных связей КР с государствами Запада (США, Великобританией, Германией, Францией, Италией и др. странами Западной Европы), в ходе которого автор попытался выявить закономерности и факторы, влияющих на формирование эволюции этих отношений, их характера на современном этапе, а также возможных вариантов развития в перспективе.

Взаимоотношениям Кыргызстана со странами Евросоюза (на примере Германии, Великобритании и Франции) была посвящена кандидатская диссертация Абдыразаковой З.М. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1991 по 2008 гг. В диссертации была поставлена цель комплексного исследования на основе конкретного материала политических, социально-экономических и культурных взаимоотношений между Кыргызстаном и ведущими странами Европейского Союза-Германией, Францией и Великобританией. Однако следует указать, что данное исследование было не политологическим, а историческим. В ходе проведенного исследования автором диссертации были определены основные направления сотрудничества этих стран с КР, а также определены проблемные моменты и слабые звенья сотрудничества, исследованы основные тенденции и особенности взаимоотношений между странами2.

Как известно, Германия является одним из ведущих стран ЕС. Проблеме становления и развития межгосударственных отношений между Кыргызстаном и Германией была посвящена кандидатская диссертация Акматбаева У. «Кыргызстан - Германия: Проблемы становления и развития межгосударственных отношений». В ней автором был изучен процесс становления и развития экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между обеими странами на период с первых годов суверенитета КР до 2002 года. Особое внимание было уделено экономической сфере3.

О роли и значении деятельности Европейского Союза в Центральной Азии в целом, так и в Кыргызстане в отдельности была посвящена научная публикация Омарова Н. «Кыргызстан - Европейский Союз: эволюция и приоритеты сотрудничества в конце ХХ-го - начале XXI-го веков»4. Состоянию и перспективам межгосударственного сотрудничества Кыргызстана и США на период с 1992 по 2004 гг. была посвящена также другая статья Омарова Н.5

В докторской диссертации Омарова Н.М. «Внешняя политика Кыргызской Республики в контексте проблем глобальной безопасности» в четвертой главе были рассмотрены основные тенденции и перспективы межгосударственного сотрудничества Кыргызской Республики с США и Европейским Союзом в историческом аспекте6. Сотрудничеству Кыргызстана с Россией и США в геополитических условиях на период до 2003 года была посвящена статья К.Айдаркул и М. Омарова.7

Истории кыргызско-американских отношений на период с 1991 по 2005 гг. была посвящена монография Закирова М.А., в которой автор рассмотрел политический и культурно-гуманитарный аспект взаимоотношений двух стран8. Следует отметить публикацию президента Института общественной политики М. Иманалиева, посвященную состоянию кыргызско-американских отношений на период до 2009 г.9

В диссертации Чотонова У., на соискание ученой степени доктора исторических наук «Суверенный Кыргызстан: исторический анализ становления и развития» в четвертой главе, во втором параграфе- «Кыргызстан и страны дальнего зарубежья: становление сотрудничества в новом качестве» было уделено внимание проблеме внешних связей КР со странами Запада10.

Очень интересный был исследовательский доклад Дукенбаева А. и В.Хансена «Осмысление политики в Кыргызстане» опубликованный в 2003 году. В ней был дан политологический анализ характерных черт процесса становления и развития политической системы суверенного Кыргызстана начиная с постсоветского периода и до 2003 года11. Также следует отметить, статью Бектановой А. К. и Стамовой Р. Д. «Гражданское общество-как реальная форма социального бытия в Кыргызстане» в которой был дан структурно-функциональный анализ основных институтов гражданского общества в Кыргызстане, было показано его место и роль в современном социальном бытие кыргызстанского общества12.

Интересные материалы о Кыргызской Республике содержатся в учебно-методическом пособии Петрова А.В. «Страны постсоветского пространства» в котором были отражены внутренние и международные процессы, происходящие в странах Содружества Независимых Государств, проблемы урегулирования конфликтов на постсоветском пространстве, а также институциональная структура СНГ в период 1990–2012 гг.13Следует также отметить публикацию Богатырева В. о месте и роли политических партий в Кыргызской Республике14.

В диссертации Ташкуловой К. посвященной историко-правовому анализу становления и развития парламента и парламентаризма в КР содержится комплексное исследование процесса становления парламента КР в суверенные годы, о его роли и значении в общественно-политической жизни страны. Эти материалы также вносят вклад в процесс изучения особенностей политического развития КР как в постсоветский период, так и на современном этапе15.

Интересные материалы содержатся в статье Чотаева З. «Политическое развитие Кыргызстана после событий 2010 года: Перспективы парламентской формы правления» посвященной очень актуальной теме международного значения- перспективы построения в Кыргызской Республике парламентской формы правления16.

История кыргызско-российских отношений насчитывает более чем полутора века, и хорошо изучена. В литературе существует множество научных трудов, в которых подробно представлен весь процесс становления и развития сотрудничества между кыргызским народом и Россией, как в период Царской России, так и в период СССР. Наиболее ранние труды по этой теме вышли в Советское время, в 50-60 гг. ХХ века. Это труды кыргызстанских ученых Джамгерчинова Б.Д.,17 Хасанова А.,18 Усенбаева К.19 В 70-х гг.-80-х гг. ХХ века вышли труды Плоских В.20 В 90-х гг. ХХ века и нач. 2000 гг. различные аспекты кыргызско-российских отношений нашли отражения в трудах Плоских В.,21 Воропаевой В.А.,22 Боотаева Б.,23 Сапаралиева Д.,24 и в коллективных трудах кыргызстанских ученых.25

Несмотря на то, что кыргызско-российский вектор сотрудничества в постсоветский период для КР является важным направлением внешней политики, тем не менее в научной литературе изучению данной проблемы не уделяется должного внимания. Проблеме становления кыргызской государственности и развития российско-кыргызских отношений была посвящена диссертация Г.А.Рудова26.

В ней автор представил свое видение становления государственности Кыргызстана и развитие российско-кыргызских отношений в рамках СНГ. Особое внимание было обращено на объективные и особенные условия темпов реформ в обоих государствах, а также на процесс межгосударственных отношений в контексте геополитической трансформации. Целью диссертационной работы было, изучение становления и развития политической системы современного Кыргызстана, анализ трансформации двусторонних отношений между КР и РФ, а также выработка рекомендаций и предложений по совершенствованию и усилению двустороннего сотрудничества по основным направлениям.

В диссертации Верещагина А. А. было рассмотрено состояние геополитической конкуренции США, КНР и РФ в Кыргызстане на период до 2013 года. В ней, кроме всего прочего автор сделал попытку выявить теоретические подходы, лежащие в основе внешней политики США, КНР и РФ; раскрыть национальные интересы КР, реализуемые в процессах международного сотрудничества, а также на основе исследования современной евразийской геополитической стратегии России обосновать цивилизационную и прагматическую составляющую проблем и перспектив процессов активизации межгосударственных интеграционных процессов27.

Изучению стратегического партнерства между РФ и КР на период с 1991 по 2012 гг. была посвящена диссертация Власова В. С.28 В ней автор пытался оценить эффективность стратегического партнерства между Россией и Кыргызстаном и определить перспективы его дальнейшего развития, были рассмотрены исторические предпосылки и объективные основания стратегического партнерства России и Кыргызстана; оценена значимость стратегического партнерства России и Кыргызстана для реализации интеграционных проектов на постсоветском пространстве; охарактеризованы формы межгосударственного партнерства в сфере безопасности, противодействия международному терроризму, религиозному экстремизму и нелегальному обороту наркотиков; исследованы вопросы межгосударственного сотрудничества в торгово-экономической сфере; выявлены проблемы реализации стратегического партнерства в гуманитарной сфере.

При написании данной монографии использовались также труды и публикации Лаумулина М.Т.,29 Болговой И.В.,30 Гумерова Р.А.,31 Казакпаева М.,32 Болотбекова С.,33 Джаныбековой З. А.,34 Жорокулова А.А.,35 Акаева А.,36 Яшара Сары,37 Василивецкого А.,38 Курносова Ю.,39 Шустова А.,40 Укушова М.,41 Аязбекова А. и Ногонбаевой Э.,42 Джеенбековой С.С.,43 Сидорова И.,44 Питера Леонарда,45 Старчак М. В.,46Парамонова В.,47 Райзберга Б. А., Лозовского Л. Ш. и Стародубцевой Е. Б.,48 Акматалиевой А.М.,49 Малышевой Д.Б.,50 Юна С.М.,51 Носова М.Г.,52 Ибрагимовой Г.Д.,53 Чернявского С.И.54 и ряда зарубежных авторов55.

Источниковую базу исследования составляют официальные документы Европейского Союза, Совета ЕС, Европейской комиссии56, НАТО57, Международного валютного фонда58, Министерства обороны США59, Кыргызской Республики60, официальные заявления, выступления, интервью глав государств КР, США, РФ, руководства и высокопоставленных представителей Европейского Союза, НАТО61, документы из архива Государственной Комиссии при Правительстве Кыргызской Республики62, Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Европейскими сообществами и их государствами-членами63.

Также были использованы официальные сообщения пресс-служб Представительства Европейского Союза в Кыргызской Республике, пресс-службы МИД КР, Жогорку Кенеша (парламента) КР, сообщения информационных агентств, таких как «Кабар», Спутник Кыргызстана, АКИ Пресс, Вести.ру, ВВС News, The Telegraph, Lenta.ru, РИА Новости, Stanradar, ИА REGNUM64. В процессе работы над диссертацией были использованы также материалы из аналитических сайтов, таких как «Военный обозреватель», «Polit-Asia-KZ», сообщения радио «Азаттык» (кырг. cлужба радио «Свобода»), радио «Эхо Москвы», «Свободная Европа», а также материалы из справочной литературы65.

Настоящая монография является первым комплексным исследованием, посвященным политическим интересам ЕС, НАТО, а также США и Российской Федерации в Кыргызской Республике. В ней был подробно изучен и проанализирован:

- процесс становления, развития двустороннего сотрудничества КР с ЕС, НАТО, США и Российской Федерацией начиная с первых годов суверенитета КР вплоть до настоящего времени, а также была представлена их динамика на современном этапе;

- были определены основные направления деятельности ЕС, НАТО, США и РФ в КР, а также механизмы реализации данного сотрудничества;

- определены их политические интересы, как в отношении ЦА, так и в отношении КР.

Что же касается Российской Федерации, то по ряду причин, а также исходя из поставленной цели диссертационного исследования, автор не стал уходить далеко в историю кыргызско-российских отношений, и не стал повторять в общем-то хорошо известные и освещенные в литературе периоды кыргызско-российских отношений, которые насчитывают более чем полутора вековую историю.

Знание политических интересов ЕС, НАТО, а также США и Российской Федерации в КР необходимо для широкого круга электората Кыргызстана, правящей элите, экспертам-политологам, историкам, специалистам работающим во властных структурах и других ведомствах КР. Результаты проведенного исследования могут быть использованы в процессе создания новых учебно-методических пособий по политологии, международным отношениям, истории в различных ВУЗах, как в КР, так и за рубежом, а также учебном процессе, при чтении лекций и проведении семинарских занятий.