logo
Современная пресс-служба

11. Проведение публичных акций , кампаний, налаживание двусторонней активной связи «организация- население»

Власть, которая стремится к открытости и налаживанию доверительных отношений с населением, должна выстраивать систему публичной работы. Массовые публичные кампании и акции позволяют донести до населения основные направления политики органа власти, позиции ее лидеров.

Как уже отмечалось в гл. 4 настоящего пособия, пресс-службы органов власти , как правило, не ограничиваются взаимодействием с журналистами, осуществляют более широкий спектр функций, в том числе – организуют публичные массовые кампании, стремятся вовлечь граждан в процессы управления территорией (села, города, региона).

Грамотный, системный подход к этой работе предполагает следующие этапы:

-формулирование миссии органа власти

-формирование стратегии , обозначение ее в доступных и емких выражениях (лозунгах)

-создание программ по реализации стратегии

-вовлечение групп общественности в реализацию программ

-информирование о содержании программ, пропаганда программ

-отчетность органа власти о ходе выполнения программ

Важной составляющей в этой работе является обеспечение максимальной прозрачности бюджетного процесса. Бюджет – это своего рода экономический договор между властью и обществом. Обе стороны должны в равной степени сознательно и активно участвовать в его подготовке и согласовании. В закрытых обществах тоталитарного типа бюджет был исключительно инструментом власти, вторая сторона – население- не только не участвовала в его формировании, но всегда ставилась перед фактом принятия бюджета и была отстранено от контроля за его исполнением. Многоукладная экономика, рыночные отношения, развитие федерализма создают иные условия для самого развития бюджетного процесса и требуют более активного участия в нем населения.

За пянадцать лет в России накоплен определенный опыт взаимодействия органов власти и общественности. Открыты новые или опробованы в новых условиях прежние методы и формы взаимодействия. Создание ассоциаций и советов общественности как путь к законодательной инициативе. Чтобы согласованно предъявлять органам власти свои интересы и предложения, субъектам деятельности приходится объединяться. Такова логика и практика цивилизованного лоббирования. Она имеет прямое отношение и к третьему сектору.

К примеру, общественность хотела бы изменить ситуацию с налогами или создать более льготные условия для спонсоров. Необходимы законодательные инициативы на разных уровнях. Но что будет значить голос одной или двух организаций, которые обратятся к депутатам? А если в регионе будет мощное объединение, ассоциация общественных организаций, представляющая более ста юридических лиц, это уже будет серьезный ресурс. Разного рода объединения общественности созданы в Новосибирске, Барнауле, Омске и других центрах субъектов федерации. Эти процессы идут сложно, так как не все лидеры третьего сектора понимают важность подобных объединений. Иногда инициаторами выступают органы власти – объединения создаются при губернаторе или мэре, при администрации города или горсовете. Интересен опыт ассоциации работников территориального общественного самоуправления Пермской области.

Гранты из бюджета для третьего сектора. В ряде регионов вводится практика финансовой поддержки общественных организаций за счет бюджетных средств. Конкурсы муниципальных грантов для общественных организаций впервые за Уралом проходили в Тюмени, Омске. Сейчас они проводятся на уровне органов власти субъектов федерации.

Участие общественности в стратегическом планировании развития территорий, в подготовке и принятии решений

органами власти.

Развитие демократических основ нашего общества предполагает все большую открытость власти, обеспечение прозрачности ее механизмов. Важно, чтобы граждане участвовали в формировании планов развития городов, в бюджетном процессе на всех его этапах. В российских городах уже немало примеров вовлечения населения в процессы подготовки и принятия важных решений. Появилось такое понятие, как «общественная экспертиза» проекта решения. На деле это выглядит следующим образом: при подготовке важного решения администрация приглашает представителей общественных организаций и предлагает им включиться в обсуждение вопроса. Затем высказанные предложения обязательно учитываются.

Участие некоммерческих организаций в конкурсах на муниципальный заказ. Необходимость повысить эффективность использования бюджетных средств определила востребованность новой формы – организации тендеров, конкурсов на муниципальные заказы. Во многих администрациях создали департаменты муниципального заказа. Некоторые общественные организации имеют все необходимые возможности и ресурсы , чтобы выполнять тот или иной заказ. Это может быть связано со сферой услуг или социальной работой. Важно стремиться создавать прецеденты и предлагать органам власти рассматривать некоммерческий сектор как равноправный в жизнеобеспечении города. Как показывает зарубежный опыт, некоммерческие организации гораздо качественнее и дешевле организуют оказание услуг, чем коммерческие или бюджетные муниципальные предприятия.

Проведение ярмарок, выставок, презентаций проектов общественных организаций. Такая работа общественности сегодня необходима для собственного развития, для отчета перед спонсорами и для приобретения новых контактов. При хорошей организации ярмарка проектов общественных объединений становится настоящим событием в жизни города. Это праздник энтузиастов и активистов, заражающий своей энергией. Но без помощи органов власти провести такое мероприятие сложно.

В городах, где такие ярмарки стали регулярными, проанализировали результаты и пришли к выводам, которые полезны для начинающих. Оптимально устраивать ярмарки, выставки совместных социальных проектов: общественность+бизнес+власть. В таком варианте больше активности и ответственности у представителей бизнеса и власти.

Создание ресурсных центров для общественных объединений и органов территориального общественного самоуправления.

Общественных организаций, имеющих свою оргтехнику, компьютеры, выход в Интернет крайне мало. Создание ресурсных центров позволяет сконцентрировать техническое , информационное обеспечение. Здесь можно воспользоваться техникой, электронной связью, получить необходимую литературу и консультационную помощь. Пока такие ресурсные центры существуют в основном за счет зарубежных грантов. Однако все активнее ставится вопрос об их создании перед органами власти в регионах. Конечно, материально-техническая база , методическое обеспечение гарантируют новое качество деятельности общественных объединений.

Массовые публичные кампании – одна из основных форм работы органов власти с населением. Массовая публичная кампания – это скоординированные, целенаправленные публичные усилия с определенной целью, сопровождаемые модификацией поведения людей в нужном направлении.

По интенсивности и характеру проведения , с учетом целевой задачи массовые публичные кампании подразделяются на несколько видов. Приведенная ниже классификация построена по принципу от более простых к более сложным и затратным типам кампаний.

  1. Кампании по привлечению внимания общественности к явлению или событию.

Характерный пример: открытие службы психологической помощи , телефона доверия для молодежи в системе городского здравоохранения. Важно обратить внимание населения на это событие, показать первые результаты работы службы.

  1. Кампания по информированию общественности о какой-либо программе или новом законе.

Процесс принятие бюджета –федерального, регионального, городского- является серьезным поводом для информирования населения. В регионах органы власти периодически утверждают и реализуют новые социальные программы: по строительству жилья для бюджетников, по газификации населенных пунктов, поддержке малого и среднего предпринимательства и др. Информационное обеспечение таких программ является важной акцией, укрепляющей доверие населения к органам власти.

  1. Образовательные (просветительские) кампании.

Всероссийская перепись населения 2002 года сопровождалась широкомасштабной публичной кампанией , носившей просветительский характер. СМИ рассказывали об истории проведения переписей населения , что стало поводом обратиться к интересным периодам прошлого страны. Новые знания, историческая информация – характерные признаки подобного типа кампаний.

  1. Кампании по закреплению определенных установок и линий поведения.

  2. Кампании, представляющие попытку изменить существующую установку.

  3. Кампании, направленные на модификацию поведения людей.

Яркий пример такого рода кампаний – это выборы в органы власти. Каждая команда , продвигающая определенного кандидата или агитирующая за какую-либо партию, стремится к тому, чтобы избиратели проголосовали , совершили действие, согласно их предложения.

На практике массовые публичные кампании часто представляют смешанный тип, совмещают разные признаки. Однако планирование и подготовка кампании с учетом ее типа позволяет более рационально использовать ресурсы и достигнуть цели.

Контрольные вопросы и задания.

1.Какие виды массовых публичных кампаний вы знаете?

2. В каких формах реализуется обратная связь органа власти с населением?

3. Приведите пример массовой кампании в вашем регионе. Определите ее вид и оцените эффективность.

4. Напишите проект проведения массовой публичной акции или кампании для органа власти.