2. Структура и принципы организации современной пресс-службы
Службы по связям с общественностью и пресс-службы в российских органах власти, в крупных компаниях и политических партиях прошли этап становления. Сегодня это динамично развивающееся направление деятельности, имеющее свою инфраструктуру. Существует система подготовки кадров ( более 120 вузов выпускают специалистов по связям с общественностью), работает сеть дополнительного профессионального образования, проводятся творческие конкурсы, оценивается профессиональное мастерство как по линии ведомств, так и по линии творческих союзов.
Сегодня можно говорить о типовых структурах российских пресс-служб, правда, основываясь лишь на анализе практики, так как нормативных документов или авторитетных рекомендаций мы пока не имеем. Это относится и к пресс-службам органов власти. Каждое министерство, каждая администрация или иной орган государственного управления самостоятельно разрабатывают структуру пресс-службы.
Рассмотрим вариант структуры, характерный для российских пресс-служб. Как правило, пресс-служба состоит из следующих подразделений.
А) Отдел (сектор) мониторинга. Он осуществляет анализ СМИ, отслеживает освещение деятельности данного органа власти журналистами и готовит обзоры, аналитические записки для служебного пользования. Часто в органах власти создают и социологическую группу, которая осуществляет мониторинг общественного мнения.
Б) Отдел (сектор) оперативной работы с журналистами – обязательная составляющая в структуре пресс-служб. Это подразделение обеспечивает написание пресс-релизов, иных сообщений для прессы по текущим событиям в организации.
Часто данное подразделение отвечает за проведение пресс-конференций и брифингов. Иногда для этой работы создается специальный сектор.
Взаимодействие с руководством и редакциями электронных СМИ имеет специфику. Считается целесообразным выделять группу по работе с электронными СМИ.
В) В последние годы активизировалось использование информационных технологий , Интернета в связях с общественностью, создаются свои сайты, блоги лидеров. Нередко пресс-службы органов власти имеют свои подразделения по этим направлениям.
Г) Отдел (сектор) взаимодействия с политическими и общественными организациями координирует контакты органа власти с общественностью, организует соответствующие мероприятия (семинары, круглые столы, конференции, публичные слушания).
Структура служб по связям с общественностью в органах власти и государственного управления на федеральном уровне значительно отличается от структур других уровней. Это связано прежде всего с масштабами деятельности, с необходимостью учитывать международные аспекты, а также с объемом средств, выделяемых на содержание таких служб. Как правило, министерства создают информационные центры на правах отдельных подразделений, имеющих свое финансирование. Некоторые из них имеют отделы или секторы по взаимодействию с законодательными органами власти, по производству видеопродукции и полиграфии, по информационным технологиям, а также активно развивают свое Интернет-представительство (создание и ведение сайта). Особенностью работы пресс-служб федеральных органов власти является также необходимость формирования своеобразного журналистского пула- то есть объединения группы журналистов, которые наиболее компетентно освещают проблемы министерств, ведомств.
Особо следует выделить вопрос о статусе пресс-службы. Цивилизованная (соответствующая общедемократическим нормам) организация работы по связям с общественностью в органах власти предполагает высокий статус лиц, отвечающих за это направление деятельности. Данный подход оправдан тем, что деятельность по связям с общественностью имеет прямое отношение к миссии организации , стратегическим направлениям ее деятельности. Нередко создаются департаменты по связям с общественностью, которые находятся в ведении первых заместителей руководителя органа власти и даже непосредственно в его ведении. В структуре департаментов связей с общественностью пресс-служба является ведущим подразделением. В иных случаях пресс-секретарь занимает должность, аналогичную помощнику или советнику первого лица, то есть находится в непосредственной близости от него в аппаратной иерархии. Следовательно, уровень требований при подборе кадров достаточно высок. Видимо, с этим связано то, что в органах власти регионального уровня немало примеров, когда должность пресс-секретаря внесена в штатное расписание, но долгое время остается вакантной.
Приведенные выше подходы к формированию структуры служб по связям с общественностью и пресс-служб основаны на принципах , определяющих информационную политику государства и его органов. Обеспечение связей с гражданами и их объединениями является основной целевой функцией в деятельности пресс-служб и служб по связям с общественностью в органах власти. Этот принцип отражен в нормативных документах, регламентирующих деятельность информационных подразделений в администрациях краев и областей.
Функциональные принципы работы пресс-служб органов власти :
-информирование граждан о решениях, принимаемых органом власти, о его текущей деятельности и перспективах;
-обеспечение гласности, открытости деятельности органа власти;
-содействие реализации законодательства;
-анализ и экспертиза общественно-политических процессов, мониторинг СМИ;
-содействие становлению институтов гражданского общества.
Пресс-службы в органах власти работают на основе Положения о пресс-службе, которое разрабатывается и утверждается в самой организации. В качестве образца предлагается Положение о пресс-службе мэрии города Москвы (см. приложен. №1).
Если сопоставить законодательную и исполнительную ветви власти, можно отметить, что пресс-службы работают в основном на единых принципах, различие проявляется в приоритетах отдельных функций. Так, в законодательном органе власти содействие в реализации законодательства, содействие становлению институтов гражданского общества будут более значимыми направлениями.
Аналитики отмечают две особенности в деятельности пресс-служб исполнительных органов власти: пропагандистскую направленность (преувеличение достижений власти, определенная лакировка реального положения дел), а также приоритетное внимание имиджу первого лица – губернатора, мэра. Особенно это ощущается в периоды приближения очередных выборов глав исполнительной власти регионов или городов. В итоге действующие губернаторы или мэры часто получают преимущество перед иными кандидатами.
Контрольные вопросы и задания.
Какие подразделения создаются при формирования пресс-службы в органах власти?
Назовите основные принципы формирования пресс-служб в органах власти.
Сравните структуру пресс-служб местных органов власти – исполнительной и законодательной.
Какова оптимальная структура пресс-службы? Обоснуйте свой вариант ответа.
Изучите сайт местной администрации. Расскажите, какие принципы деятельности пресс-службы реализованы в сайте .
6. Как вы считаете, правомерно ли использование пресс-служб , существующих на средства бюджета, то есть на средства налогоплательщиков, в целях продвижения имиджа отдельных лидеров?
- Введение.
- 1. Из истории пресс-служб.
- 2. Структура и принципы организации современной пресс-службы
- 3. Функции пресс-секретаря
- 4.Формы и методы работы современной пресс-службы со сми, общественностью и политическими организациями
- 5. Менеджмент новостей
- 8. Пресс-служба политической партии и движения
- 9.Общая характеристика современных российских государственных пресс-служб
- 10.Информационная работа государственных учреждений со средствами массовой информации и общественностью
- 11. Проведение публичных акций , кампаний, налаживание двусторонней активной связи «организация- население»
- 12. Формы и методы координации деятельности российских государственных пресс-служб
- 13.Роль Союза журналистов России
- 14. Основные направления работы дип мид рф
- 15. Практика организации и проведение аккредитации журналистов (правовые основы, основные направления работы).
- 16.Пресс-служба Президента рф
- По самостоятельной подготовке студента.