Лек.12. Влияние цветов и картинок на восприятие ребенка
На ранней ступени развития ребенка, в тот момент, когда ему просто можно дать в руки любую картинку, его восприятие окружающего мира и запросы к изобразительному искусству мало чем отличаются от запросов первобытного человека. Ясность, простота и выразительность графического произведения — вот три требования, которые предъявляет малыш к изображению. За внешней примитивностью рисунка скрывается содержание и понимание окружающего мира. Детское восприятие требует, чтобы предмет был изображен тщательно, с учетом всех деталей, но в то же время без нагромождений и изысков. Ребенку необходимо различать все части предмета: человек не должен быть изображен в профиль или в каком-либо еще непривычном и трудноузнаваемом ракурсе, ноги у животных должны не накрывать одна другую, а быть полностью прорисованы и т.д. Крохе не за чем мучиться догадками, рассматривая непонятную картинку. Малыш должен с первого взгляда узнавать изображенные предметы. Кроме того, по мнению многих детских художников, иллюстрации «для самых маленьких» не должны содержать светотень и перспективу.
И, конечно же, в цветном рисунке ребенку разобраться легче: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа.
Но в цвете так же, как и в самом изображении, необходимо придерживаться определенных требований — предмет должен быть изображен на рисунке в своей естественной, «природной» раскраске. Это, кстати, относится к иллюстрациям для всех возрастных категорий.
Что касается вышеперечисленных требований, то в большинстве книжек для малышей они соблюдены. Правда, последние несколько лет на книжном рынке все больше и больше появляются издания, в художественном оформлении которых используются неестественные ультрамодные цвета: фосфорицирующие зеленый, оранжевый, желтый и т.д. Разумеется, палитра детского рисунка может быть разнообразной и пестрой, но все, же в разумных пределах: раз уж эти краски искусственно вошли в наш быт, то и использовать их желательно для раскрашивания искусственных предметов. Ярко-синей или ярко-оранжевой может быть современная одежда на человеке, какие-то легко узнаваемые предметы, привычно обладающие цветами такого рода, но ядовито-зеленого зайца или неестественно светящейся оранжевой моркови ребенок, только начинающий познавать окружающий мир, видеть не должен. К тому же, врачи-офтальмологи считают, что подобные цвета неблагоприятно воздействуют на сетчатку человеческого глаза. В этом смысле, несомненно, разумнее не гнаться за модой, а оградить своего малыша от возможных неприятных последствий.
Важно обратить внимание и на композицию рисунка. Она должна быть проста и вытекать непосредственно из сюжета книги. Нужно чтобы кроха с первого взгляда «понимал» картинку, соотнося ее с только что прочитанным текстом.
От 2 до 6 лет
В более старшем возрасте у ребенка особенно активно начинает складываться представление об окружающем мире — работает память, воображение, все больше усложняются эмоциональные реакции. Книга и ее иллюстрации играют в этот период чрезвычайно важную роль. Часто человек на всю жизнь сохраняет в памяти картинку из детской книжки — страшную, смешную, грустную. Впечатление ребенка от иллюстрации зависит напрямую и от техники ее исполнения, и от степени эмоционального воздействия текста, к которому она относится. Но насколько дети неодинаковы в одном и том, же возрасте, настолько неодинаково и их восприятие одних и тех, же явлений окружающего мира. В этот период уже особенно четко начинает проявляться индивидуальность характера маленького человека. Поэтому вывести формулу «идеальной» иллюстрации для этого возраста нельзя. Можно лишь говорить о тенденциях в выборе композиционной структуры и степени сложности иллюстрации, свойственных этому уровню развития детей.
Рисунок (по мере взросления ребенка) должен усложняться вслед за текстом. В иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение — необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Большинство детей, начиная с двух—трех лет, отдает предпочтение рисункам со сложным сюжетом и множеством деталей.
К счастью, и сейчас не перестают переиздавать книги, в которых и литературное произведение, и рисунок стали единым целым. Все мы с детства помним Сутеева и его «Кто сказал мяу?», «Айболита», «Мешок яблок», «Елку», «Крошку енота» и другие книги Владимира Конашевича; и его изумительные иллюстрации к «Тараканищу», «Чудо-дереву» Корнея Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и другим произведениям. До сих пор спросом пользуются книги с иллюстрациями И. А. Билибина и Ю. Васнецова. Технику этих художников невозможно не узнать. На их иллюстрациях выросло не одно поколение детей, а многие литературные и сказочные персонажи навечно сохранили за собой образ, созданный мастерами — классиками детской иллюстрации. Эти произведения изобразительного искусства не устаревают даже на пороге третьего тысячелетия, поэтому вы не ошибетесь, купив книги с иллюстрациями этих художников своему малышу.
Среди современных изданий художественной литературы, рассчитанных на этот возраст, на сегодняшнем книжном рынке одной из самых лучших является широкоформатная серия «Планета детства». В этой серии выпускаются известные народные и авторские сказки российских и зарубежных писателей с чудесными иллюстрациями художников всего мира, способными привлечь внимание малышей. Со вкусом подбирают иллюстрации к своим книгам издательства «ОЛМА-ПРЕСС», «ОНИКС», «ЭКСМО», «ГЕРИОН», «ОМЕГА», «БЕЛФАКС» и «БЕЛЫЙ ГОРОД».
Младший школьный возраст.
Взрослеет ребенок, взрослеют и его книги. И, начиная с первых классов начальной школы, иллюстрации из детских книг начинают постепенно исчезать. Но это не означает, что интерес к изобразительному искусству у детей в этом возрасте ослабевает. Просто на смену незатейливым детским сказкам приходят сложные произведения, а художники-иллюстраторы работают с классической литературой чаще всего для дорогих подарочных изданий.
Однако не так давно на российском книжном рынке появились изумительные широкоформатные книги издательства «Янтарный сказ», объединенные серией «Лучшие иллюстраторы мира» и «Мастера иллюстрации». Традиционные русские сказки и произведения классической литературы, как отечественной, так и зарубежной, великолепно оформлены художниками Геннадием Спириным, Марианной Беляевой и другими. Эти книги рассчитаны на дошкольный и младший школьный возраст, но, без сомнения, изящное, со вкусом выполненное оформление делает их не просто удачными изданиями, а настоящими произведениями искусства. Среди сказок выпущены: «По щучьему велению», сборники русских народных сказок «Царь-медведь», «Бобовое зернышко»; «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина, «Прекрасная испанка» Мигеля де Сервантеса, «Новое платье короля» Ганса Христиана Андерсена и многие другие. Особенно хочется отметить блестяще иллюстрированные произведения Николая Гоголя «Нос», «Сорочинская Ярмарка».
Снова и снова, уже почти двадцать лет, переиздаются книги, оформленные великолепными художниками Г. и Е. Огородниковыми — почти все произведения Николая Носова, стихи Агнии Барто и др. Непревзойденная техника их иллюстраций великолепно подходит для того возраста, в котором ребенок уже может понять утрированный, почти шаржевый, характер рисунка и оценить его юмор.
Даже самый «продвинутый» и суперсовременный ребенок замирает, слушая мудрую народную сказку. Не выпадает из жизни подобно тому, как это происходит при просмотре мультфильма или при игре в компьютер, а вникает, погружается. Дети инстинктивно чувствуют: сказки - необходимая им духовная пища. Задача родителей - утолить этот голод/
Лучше всего слушают сказки трехлетки и дети постарше, чье сознание живет в образах и проходит в своем развитии тот же путь, что и человечество в давние эпохи. Сказки, услышанные в этом возрасте, дают ребенку необходимую духовную пищу, закладывая в его сознание истины, воспитывая чувства любви и добра к окружающему миру.
- Лекция №1. Литература как объект изданий для детей
- Лекция №2. Жанровое своеобразие произведений
- Лек. 3. Понятия "детская литература", "литература для детей", "круг детского чтения" в книгоиздании
- Лек. 4. Специфика издания для детей. Читательский адрес изданий для детей
- Виды изданий для детей
- 8. Критерии редакторской оценки содержания и формы произведения
- Лек. 9. Работа редактора над оформлением изданий
- Лек. 10. Работа над аппаратом издания
- Лек. 11. Общие принципы редактирования и оформления детских книжных изданий
- Лек.12. Влияние цветов и картинок на восприятие ребенка
- Лек .13. Художественное оформление и иллюстрирование книг для детей. Требования, предъявляемые к проектированию книг для дошкольников
- Лек. 15. Общие требования к техническому исполнению изданий для детей
- Психологическое воздействие телерекламы на детей
- Влияние рекламы на ребенка
- История детской журналистики
- Защита детей от патогенной информации
- Экспертиза продукции для детей. Особенности детской психологии
- Возрастная классификация информационной продукции
- Психологические требования к содержанию информационной продукции для детей и подростков
- К вопросу об обработке и пересказе в литературе для детей
- Принципы медиапсихологической экспертизы
- Чтение в жизни детей: проблемы развития литературы для детей и юношества
- Новая роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе школы
- Комиксы приходят в сша
- Английские комиксы