2.1 Основные различия печатных сми и интернет-изданий
Признаки, присущие печатным периодическим изданиям или характеризующие их, ничем не отличаются от тех же признаков в сетевых СМИ. Однако некоторые отличаются существенно, причем, вполне возможен пересмотр самой типологической матрицы и даже метода исследования.
Типоформирующие признаки печатного и сетевого издания в целевом отношении остаются неизменными. Типоформирующими признаками издания являются издатель, целевое назначение, читатель.
Издатель как типологический признак издания остался неизменным. Его значение определяется в связке с другими типоформирующими признаками - целью издания и читателем. Издателями сетевых изданий являются: учреждения, например, Институт коммерческой инженерии («Московский либертариум»); компании – «Digital Projects Int.» («Intellectual capital»); ЗАО «Специальная информационная служба» («Факт», С.-Пб.); частные лица - Иван Паравозов «Паравозов-news» и т. п.15
Целевое назначение по отношению к печатным изданиям в Сети также не изменилось. Основные направления - информирование читателей, популяризация знаний, просвещение населения, пропаганда идей и взглядов, публикация результатов профессиональной и научной деятельности.
Читатель изданий сетевой журналистики отличается главным образом тем, что должен быть пользователем электронных сетей. Это накладывает отпечаток на структуру аудитории. Так, по возрастным категориям явно преобладают люди молодого возраста, по полу - мужчины, по территории - жители крупных городов, по профессии и интересам - программисты и пользователи-любители, по социальному положению - творческая интеллигенция, учащиеся и студенты. Однако, так или иначе, все категории общества все-таки представлены, речь идет лишь о диспропорциях, которые последовательно уменьшаются. В дальнейшем, с расширением доступа путем увеличения государственных вложений в информатизацию общества, расширения мест коллективного бесплатного пользования электронными сетями в библиотеках и учреждениях, снижения платы за интернет-услуги, повышения уровня компьютерной и сетевой грамотности, структура читательской аудитории сетевых изданий не будет отличаться от структуры аудитории печатных изданий. В России, как стране, стремительно развивающейся по пути сетевого прогресса, эти процессы идут исключительно интенсивно.
Внутренняя структура сетевых изданий мало отличается от структуры печатных. Прежде всего, это исходит от единства целей и традиционного подхода издателей, создающих сетевые журналы и газеты «по образу и подобию» традиционных печатных. Деление публикаций внутри одного выпуска производится, прежде всего, по тематическому, жанровому и проблемно-целевому принципам. Например: «Политика и жизнь», «Экономика и жизнь», «Медицина и здоровье».
Жанры печатных изданий не отличаются от жанров сетевой прессы. Вследствие специфики сетевой журналистики как вида СМИ несравненно более значительное место занимают краткие информационные сообщения. Среди писем преобладают письма-сообщения, письма-вопросы, письма-ответы, письма-консультации, в связи с чем, возможно, письмо в Сети перестает быть жанром аналитической публицистики, превращаясь в информационный жанр. В пропорциональном отношении значительно больше обзоров и обозрений, что объясняется спецификой изданий, вынужденных выполнять навигационные функции до той поры, пока в Сети установится сложившаяся система поиска, легкодоступная рядовым пользователя. Это связано и со спецификой сетевого гипертекста.
Фотографии черно-белые и особенно цветные в сетевом варианте выглядят значительно эффектнее. Поэтому иллюстрации электронной версии печатных изданий несравненно богаче тех, которые могут быть достигнуты в их печатных изданиях. Полиграфическая технология не способна передать всю палитру оттенков цвета, которые позволяет воспроизвести техника компьютерного дизайна. Кроме того, количество иллюстраций, включая сложные коллажи, практически неограниченно, что никакие бумажные издания не выдержат просто в силу высочайших затрат и, как следствие этого, нереально высокой себестоимости.
Компьютерная технология дает огромные возможности в подборе шрифтов выделении элементов текста, верстке и макетировании. Все это дает издателю огромные возможности в осуществлении самых смелых художественных замыслов.
Оформление должно соответствовать назначению издания. В сетевой практике техническое и художественное редактирование часто не соответствует специфике периодических изданий. Это происходит оттого, что профессиональные технические и художественные редакторы, имеющие высшее полиграфическое образование и владеющие знаниями психологии восприятия текста, в большинстве уступили место самоучкам-программистам, в лучшем случае имеющим художественные способности, чего недостаточно.
Периодичность - один из важных признаков сетевых изданий. Его отличие в сети заключается, прежде всего, в резком сокращении сроков выхода в свет. Число ежедневных и еженедельных изданий по отношению ко всему их количеству в процентном отношении во много раз выше того же соотношения в печатных СМИ. Среди всех видов периодичности сетевых изданий самая распространенная - еженедельная.
Объем сетевых изданий отличается большим различием отдельных выпусков и неограниченностью. Издатель сетевого издания, в отличие от печатного СМИ, может позволить себе публикацию материалов одного выпуска, в несколько раз превышающую по объему другой выпуск. Подсчитывается объем не в печатных знаках или листах, а в килобайтах, что при публикации иллюстраций и особенно музыкальных фрагментов резко увеличивает число бит информации, то есть объем не текстовой, а электронной информации. Следовательно, увеличивается время прочтения издания. С целью сокращения оплачиваемого времени сетевой связи возможна переброска полученного издания на жесткий диск компьютера с тем, чтобы чтение производилось в любое избранное для работы время, уже вне сети.
Типологические признаки сетевых изданий соответствуют принятым признакам для печатных СМИ, однако многие вопросы требуют доработки и детализации.
Аудитория СМИ является один из наиболее важных аспектов. Характеристики аудитории не исчерпываются внешне проявляющимися факторами поведения: выбором того или иного источника, того или иного материала, длительностью подписки на газету и пользования телевизором и т. д. За внешне одинаковыми поведенческими актами стоят разные потребности, интересы, ожидания. Но одни и те же потребности, интересы, I- ожидания по-разному проявляются в поведении аудитории.
Отношения аудитории с другими участниками системы информации можно выделить:
объективные
субъективные.
К первым относятся те из них, что проявляют себя в поступках, фактах поведения людей: выбор источников информации, письменные и устные контакты с «журналистом» и «издателем». Ко вторым — интересы и мнения, представления и требования и многие другие формы внутреннего отношения аудитории.
Рассматриваемые группы частных отношений на уровне конкретного исследования предстают как система характеристик, имеющих качественную и количественную определенность — как система качественных и количественных показателей. Сочетания однотипных показателей могут рассматриваться как индекс.
Развитие формализованных методов анализа массовой информации организация комплексных исследовании СМИ позволяют проводить прямое наложение характеристик аудитории на характеристики текстов. Представляется необходимой и разработка методики формализованного анализа ситуации , в рамках которой изучается аудитория.
Печатные издания имеют единственный способ своего существования - это продажа и рассылка. Пользователи сетевых СМИ должны иметь технические средства по приему и преобразованию кода в сигналы, а также иметь элементарные навыки по эксплуатации технических средств.
Сетевые газеты зависят от времени ожидания во время передачи данных и монитора. Монитор обеспечивает обзор ограниченного пространства, вследствие чего возникает проблема «информационной миопии». Для решения данной проблемы сетевым СМИ необходимо предлагать различные средства навигации и максимального обзора
Понятие «интерактивность» в области сетевых СМИ, чаще всего, различает представления, основанные либо на технических, либо на социальных параметрах. Под техническими параметрами подразумеваются взаимодействия между пользователем и техническими средствами (человек - компьютер), социальные - между пользователями, но посредством опять же технических средств (человек - компьютер - человек).
Интерактивность предлагается также в форме телеконференций, чатов, рассылках новостей, форумов и гостевых книг.
Мультимедиа – это комплекс всех существующих текстовых, иллюстративных, аудио - и видеотехнологий. То есть, мультимедиа является посредником в передаче информации через внедрение всех существующих технических средств, и характеризуется стиранием границ между массовым и индивидуальным общением.
В распоряжении сетевой журналистики имеются следующие средства передачи информации:
Текст: единовременно передает не так много информации, но использует силу других элементов (фото, звуки и др.);
Фото: представляет детали событий посредством их запечатления, наглядно фиксирует актуальные события;
Звук: воздействует эмоционально и усиливает влияние текстов, фото или видеосюжетов;
Видеосюжеты: темы, освещаемые в фоторяде, могут быть представлены в видеороликах;
Анимация: при загрузке требует большей мощности, является эрзацем видео.
Тексты создаются и оформляются быстрее, чем картинки. Тексты, графические элементы и картинки конкурируют за место на сильно ограниченной площади экрана монитора.
Реализация гипертекстового пространства возможна только на базе технологии. Сам текст несет в себе не только форму написания букв в словах и слов в предложениях, но и является некоей субстанцией, объединяющей разные единицы информации, как, например, речь, динамические изображения, звук.
Сетевые СМИ тоже активно используют «гипертекстовость». Создание гипертекстового пространства требует применения мультимедийных технологий. В то же время мультимедиа отнюдь является информационно-технологическим воплощением гипертекстовой структуры.
Архив и неограниченное пространство способствуют возможности внедрения и других информационных услуг. Ими являются календарь культурных мероприятий, подробный перечень разных адресов и ссылок по определенным темам, справочники, электронные консультанты, как глобального, так и локального масштаба.
- Глава 1. Печатные сми, как средство массовой информации
- Глава 2. Развитие печатных сми в эпоху интернета
- Глава 1. Печатные сми, как средство массовой коммуникации
- История развития печатных сми в России.
- 1.2 Функции сми
- Глава 2. Развитие печатных сми в эпоху интернета
- 2.1 Основные различия печатных сми и интернет-изданий
- 2.2 «Известия», как комплексное сми