1.2 Функции сми
Средства массовой информации подразделяются на визуальные (периодическая печать), аудиальные (радио), аудиовизуальные (телевидение, документальное кино). Несмотря на все различия между ними, СМИ объединяются в единую систему массовой коммуникации благодаря общности функций и особой структуре коммуникативного процесса.
В литературе, как отечественной, так и зарубежной, встречается далеко не совпадающий перечень определений функций СМИ. Отчасти эти различия задаются степенью развернутости характеристик функций СМИ. В учебном пособии для факультетов журналистики «Средства массовой информации России» под редакцией декана факультета журналистики МГУ проф. Я. Н. Засурского12, выделяются следующие функции СМИ:
Информационная (доведение до сведения аудитории информации о фактах и событиях, имеющих место в жизни общества). Это, как правило, оперативная информация репортажного, новостного характера;
Аналитическая (осмысление, комментирование фактов, событий, тенденций развития тех или иных общественных процессов, организация общественного диалога);
Развлекательная (способствующая отдыху, снятию напряжения, получению удовлетворения).
Важнейшей из них является информационная функция. Она заключается в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация дня включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно велика роль СМИ в формировании мнений по вопросам, не находящим непосредственного отражения в повседневном опыте людей, например о других странах, политических лидерах и т. п.
Информационная деятельность средств массовой коммуникации позволяет людям судить о событиях и процессах лишь в том случае, когда она дополняется их образовательной функцией. Данная функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из средств массовой коммуникации и других источников, правильно ориентироваться в сложном потоке информации.
СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение знаний. Это задача специальных образовательных учреждений — школ, университетов и т. п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им информации. При этом под видом образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии.
Образовательная роль средств массовой коммуникации тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако если образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то социализация означает интернализацию, усвоение человеком норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Критика средств массовой коммуникации отличается широтой и неограниченностью своего объекта. В демократическом обществе в осуществлении контрольной функции СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикация результатов, которых создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения.
Все рассмотренные выше функции СМИ прямо или косвенно служат осуществлению ими мобилизационной функции. Она выражается в побуждении людей к определенным действиям или к сознательному бездействию.
Существует другой перечень функций, который предлагает Е. П. Прохоров. В качестве основной функции он выделяет коммуникативную функцию, функцию общения, налаживания контактов.
Как замечает Е. П. Прохоров прочный контакт с конкретным СМИ у аудитории устанавливается тогда, когда они признают его «своим», а социальные институты ощущают авторитет и силу влияния данного СМИ, обеспеченную поддержкой аудитории.
Вторая наиболее важная группа функции, по мнению Е. П. Прохорова носит непосредственно-организаторский характер – выдвижение суждений и оценок деятельности социальных институтов и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. Таким образом, СМИ выполняют контрольные и регулятивные функции, оказывают воздействия на деятельность социальных институтов и должностных лиц. Через этого рода деятельность в первую очередь и реализуется особый властный ресурс СМИ.
В числе наиболее значимых функций СМИ Е. П. Прохоровым называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия – начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории. К идеологической функции примыкает культурно-образовательная – формирование политической, экономической культуры, этическое и эстетическое воспитание, а также пропаганда знаний из области медицины, физической культуры, культуры досуга и т. д. На периферии системы функций находятся рекламно-справочная и рекреативная.
Представление о развитии взглядов отечественных специалистов на природу функции СМИ дает В. В. Ворошилов в своей книге «Журналистика» (С. -Петербург, 2009 г. ), начиная от И. Хмары (1969 г. ) до публикаций последних лет. Перечень и содержание функций в трактовке отдельных авторов отчасти совпадает, отчасти нет. Так выделяются следующие функции13:
Информационная:
информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;
информационное обеспечение инновационных процессов.
Социальной связи:
комментирование и интерпретация происходящего;
поддержка существующих норм и властных отношений;
социализация;
координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.
Обеспечение преемственности:
выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;
поддержание общности социальных ценностей.
Рекреативная:
создание возможностей для отдыха и развлечения;
снижение социальной напряженности.
Мобилизации:
организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.
В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни14.
- Глава 1. Печатные сми, как средство массовой информации
- Глава 2. Развитие печатных сми в эпоху интернета
- Глава 1. Печатные сми, как средство массовой коммуникации
- История развития печатных сми в России.
- 1.2 Функции сми
- Глава 2. Развитие печатных сми в эпоху интернета
- 2.1 Основные различия печатных сми и интернет-изданий
- 2.2 «Известия», как комплексное сми