64. Государственное регулирование управления российской наукой.
Согласно легальному определению научная (научно-исследовательская) деятельность — это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования — исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач
Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Научные организации подразделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации, осуществляющие научную и (или) научно-техническую деятельность.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов Федерации организуют в соответствии с законодательством государственную аккредитацию научных организаций. Структуру системы современной российской науки составляют три взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга сектора:
1) научные исследования, проводимые в учреждениях высшего и послевузовского профессионального образования (вузовский сектор науки);
2) научные исследования, проводимые в научно-исследовательских учреждениях системы Российской академии наук (сектор академической науки)
3) научные исследования, проводимые в научных учреждениях отраслевых академий и в научно-исследовательских организациях отраслевых министерств и ведомств (сектор отраслевой науки).
Вузовский сектор науки включает в себя научно-исследовательскую деятельность профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и аспирантов (адъюнктов) высших учебных заведений.
Сектор академической науки представлен научно-исследовательскими институтами, лабораториями и другими научными организациями системы Российской академии наук, которые осуществляют и обеспечивают проведение исследований по основным направлениям фундаментальной науки.
Высшим органом управления в системе Российской академии наук является общее собрание ее действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов РАН, которое избирает Президента Российской академии наук и Президиум РАН — высший исполнительный орган, который организует руководство деятельностью академических научных организаций через отделения Российской академии наук по соответствующему научному профилю.
Сектор отраслевой науки составляют отраслевые академии наук (сельскохозяйственных наук, медицинских наук), которые создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральными законами по представлению Президента РФ или Правительства РФ,
А также научные организации отраслевого профиля, находящиеся в ведении и непосредственном подчинении Правительства РФ (например, Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации) или центральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).
Как и РAН, отраслевые академии наук являются самоуправляемыми организациями, проводят фундаментальные и прикладные научные исследования в соответствующих областях науки и техники и участвуют в координации данных научных исследований. Академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях и научных (научно-технических) результатах.
- 61. Понятие образования и его системы как объекта государственного регулирования и управления
- 63. Правовой статус образовательных учреждений и их система.
- 64. Государственное регулирование управления российской наукой.
- 65. Контроль и надзор в отраслях образования и науки.
- 66. Понятие и виды культурной деятельности, правовой статус организаций культуры в системе Министерства культуры и массовых коммуникаций рф
- 67. Государственное регулирование печати, телерадиовещания и средств массовой информации.
- 68. Общая социально-правовая характеристика системы здравоохранения как объекта государственного регулирования и управления
- 69. Система органов управления здравоохранением и их компетенция.
- II. Полномочия
- 70. Организация государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации.