logo
ох

Градационный процесс. Причины тоновых искажений печатного изображения.

Градационный процесс - это процесс воспроизведения тонов оригинала, в результате которого должны быть верно переданы плотности и переходы плотностей воспроизводимого изображения.

В процессе изготовления цветоделённых негативов вследствие ошибок при экспонировании и проявлении (и др. причин) во­зникают градационные искажения, то есть искажения передачи тонов изображения. Например, недостаточная выдержка при экспонировании понижает различимость деталей в тенях изо­бражения (на негативе это наиболее прозрачные участки). Слишком большая выдержка вызовет пониженный контраст-изображения в светах. И в том и в другом случае произойдет потеря деталей воспроизводимого изображения.

Кроме того, градационные искажения отразятся на цветовом тоне, приводя к его изменению. Например, при недостаточном экспонировании негатива для пурпурной краски света и средние тона цветного отпечатанного изображения окажутся с явным красновато-пурпурным оттенком вследствие избытка пурпур­ной краски (практически равномерно по всей площади оттиска). Главный источник градационных искажений - это процессы экспонирования и проявления фото- и печатных форм, про­ведённые с нарушениями технологических режимов. Контроль передачи градаций удобно вести по нейтрально-серой шкале, которую сканируют вместе с оригиналом. Если на трёх цветоделённых негативах серая шкала получится практически одинаковой (с практически одинаковыми значениями пло­тностей), это означает, что цветоделённые негативы сбала­нсированы по плотности и по контрастности (градационный процесс прошел нормально и не будет являться причиной цветовых искажений).

Методика контроля градационного процесса. Нарушение вышеуказанного баланса выявляют по разности между плотностями на контрольных шкалах цветоделённых негативов. Чем больше отличаются значения плотностей на негативах голубой, пурпурной и жел­той красок, тем сильнее расбалансированы эти негативы, и тем сильнее будет отличаться отпечаток от ори­гинала по цветовому тону. Пример: если негатив для голубой краски имеет более высокие значения оптических плотностей, чем два других негатива (рис.11), то на всех участках оттиска будет недоставать голубой краски (особенно это будет заметно в светах и полутонах изображения).

Цветоделённые негативы могут быть расбалансированы не только по плотности, но и по контрасту, что тоже вызывает заметные искажения цвета на совмещённом оттиске (по сравне­нию с оригиналом).Например, негативы для жёлтой и пурпур­ной красок равноплотны и равноконтрастны, а у негатива голубой краски контраст оказался выше. Такая расбалансировка по контрасту приведёт к тому, что на совмещённом оттиске окажется избыток голубой краски в тенях изображения и недостаток в светах. Недостаток краски в светах изображения приведёт к тому, что на этих участках недостающая краска будет «скомпенсирована» взаимодополняющим цветом, в данном случае красным.