logo
журн в экстр сит

Тема 1. Правовые аспекты работы журналиста в зоне экстремальной ситуации

Командировка на войну или в район, где по каким-то обстоятельствам объявлено чрезвычайное положение, при затруднении государственного управления или его полном отсутствии ставит перед редакцией и самим журналистом вопросы о его правовом статусе и правовой защищенности профессиональной деятельности. Поэтому ознакомление с вопросами права является одним из ключевых вопросов подготовки к выполнению редакционных задач в сложных и небезопасных условиях экстремальной журналистики.

Какие юридические вопросы в обязательном порядке должны быть изучены журналистом? Прежде всего, те, которые касаются его прав на получение информации в зонах чрезвычайных ситуаций. Статья 19 Всеобщей декларации прав человека и статья 29 Конституции Российской Федерации провозглашают право каждого человека свободно искать, получать, передавать, распространять информацию любым законным образом. Российское законодательство наделяет журналиста, работающего в чрезвычайной ситуации, определенными привилегиями, которые призваны гарантировать ему возможность осуществлять в таких условиях свою профессиональную деятельность. Так, например, статья 47 Закона «О средствах массовой информации» прямо предоставляет журналистам право посещать специально охраняемые места аварий и катастроф. Журналисты должны быть допущены к работе в указанных местах даже в том случае, если каким-либо ведомственным нормативным актом запрещается допускать на такие территории «посторонних лиц», так как они «посторонними» в силу прямого указания закона не являются. На это в частности указала и Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации в своем решении по заявлению телекомпании «Афонтово».

Правоохранительные органы не только не могут препятствовать работе журналиста, но, напротив, на них ложится обязанность организовать работу журналиста в месте аварии или катастрофы таким образом, чтобы она не мешала проведению спасательных работ или работе криминалистов и следователей. Правоохранительные органы обязаны обеспечить безопасность журналиста, которому Законом «О средствах массовой информации» гарантирована защита как лицу, исполняющему общественный долг.

Какие ограничения для работы журналиста возможны в местах аварий, катастроф, стихийных бедствий и массовых беспорядков? Законодательство не дает четкого и однозначного ответа на этот вопрос. Поэтому, логичным будет предположить, что эти ограничения могут быть обусловлены лишь требованиями соблюдения личной безопасности журналиста и иных лиц (то есть, когда должностные лица действуют в состоянии крайней необходимости).

Принципиальное значение для определения правового статуса журналиста и возможностей для работы имеет Федеральный конституционный Закон «О чрезвычайном положении» (от 30 мая 2001 года, №3-ФКЗ), который четко определяет предпосылки к объявлению в стране или отдельных ее регионах чрезвычайного положения, формулирует условия особого правового режима и, в том числе, ограничения на передвижения граждан. Хотя Закон не содержит прямых ограничений на работу журналистов, отдельные его положения могут трактоваться должностными лицами на местах для введения дополнительных условий, затрудняющих для журналистов выполнение их профессиональных обязанностей.

Кроме вышеперечисленных российских законодательных и подзаконных актов, настоятельно рекомендуем журналисту в ходе подготовки к работе в зоне экстремальной ситуации изучить следующие важнейшие документы: «Военная доктрина Российской Федерации»(утверждена Указом Президента Российской Федерации №706 от 21 апреля 2000 г.), Закон «О статусе военнослужащих» (от 27.05.1998 №76-ФЗ), Закон «Об обороне» (№61-ФЗ от 31.05.96 г.), Закон «О милиции» (от 31 марта 1999 года,№68-ФЗ), Закон «Об информации, информатизации и защите информации» (от 20.02.95, №24-ФЗ), Закон «О борьбе с терроризмом (от 25 июля 1998г., №130-ФЗ).

Если журналисту предстоит работать за рубежами Российской Федерации, то есть смысл ознакомиться, хотя бы в общих чертах, с особенностями местного законодательства, в ряде случаев существенно отличающегося от российского и европейского, а иногда и основанного, например, на религиозных нормах.

В отличие от российского законодательства международное право регламентирует правила работы журналиста в зонах экстремальных ситуаций и в том числе и регионах, где идут боевые действия, достаточно четко. Первые такие документы появились еще в начале ХIХ века. В статье 13 Гаагского Положения о законах и обычаях войны, а также в статье 81 Женевской конвенции от 27 июля 1929 года говорится о «газетных корреспондентах». Согласно женевской конвенции, «лица, следующие за вооруженными силами, но не входящие при этом в их личный состав, такие как корреспонденты, репортеры газет, маркитанты и поставщики, оказавшиеся во власти противника, который считает необходимым их задержание, имеют право на обращение с ними как с военнопленными, при условии имеющегося у них законного разрешения властей вооруженных сил, за которыми они следуют».

Вопрос об улучшении защиты журналистов в опасных командировках неоднократно обсуждался в различных международных организациях, в том числе и на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. 8 июня 1977 года были приняты Дополнительные протоколы к женевским конвенциям. В Протокол I, который относится к международным вооруженным конфликтам, включена статья 79 «Меры по защите журналистов». Статья констатирует, что:

-журналист, находящийся в опасной командировке в районе вооруженного конфликта, будучи гражданским лицом, пользуется в полном объеме защитой, предоставляемой международным гуманитарным правом гражданским лицам;

-за военными корреспондентами, аккредитованными при вооруженных силах, сохраняется особое положение, которое признается ст.4-а, п.4 III Конвенции;

-удостоверение личности, образец которого приводится в приложении к Протоколу, является доказательством, что владелец удостоверения действительно является журналистом.

В отношении журналиста, которого задерживают власти страны, гражданином которого он является, применяется внутреннее законодательство.

В отношении журналистов страны, не участвующей в конфликте, в случае задержания их одной из конфликтующих сторон, действуют нормы права мирного времени.

Следует понимать, что само по себе российское и международное законодательство не в состоянии защитить журналиста во всех абсолютно ситуациях и, в условиях войны, носит для воюющих сторон скорее рекомендательный, декларативный характер. Журналист, находящийся на переднем крае, действует на свой страх и риск, равно как и тот, кто выходит на боевые задания вместе с подразделениями специального назначения. Практика работы журналистов в зонах стихийных бедствий и техногенных катастроф показывает, что они легко могут стать жертвами мародеров и преступных групп. Журналист лишается защиты права и в случае, когда он непосредственно принимает участие в боевых действиях.

Знание журналистом своих юридических прав и обязанностей не только значительно облегчает его пребывание в сложных условиях боевых действий и катастроф, но и создает благоприятный фон для выполнения им профессиональных задач.