Требования к текстам документов Употребление специальной лексики
Понятие «специальная лексика» относится к трем категориям слов: термины, профессионализмы и жаргонно-профессиональные слова. Термин – слово или устойчивое словосочетание, которому приписано определенное понятие, употребляемое в науке, технике, искусстве и других областях специальной деятельности. Употребление терминов в строго фиксированном значении обеспечивает однозначность понимания текста, что очень важно в деловом общении.
Термины, используемые в управленческой документации, – это, во-первых, отраслевая терминология, отражающая содержание той предметной области, которой посвящен документ; во-вторых, это специальные слова и выражения, сложившиеся в сфере административного управления.
При употреблении терминов в деловой документации необходимо следить за тем, чтобы термин был понятен как автору, так и адресату. Если у автора письма возникает сомнение по этому поводу, необходимо раскрыть содержание термина, что можно сделать несколькими способами:
дать официальное определение термина;
расшифровать его словами нейтральной лексики;
убрать термин и заменить его общепонятным словом или выражением.
Профессионализмы – слова, возникающие в двух случаях: когда специальная область деятельности не имеет своей терминологии (например, охота, рыболовство, ремесла и др.) и когда слово становится неофициальным заменителем термина (например: трансплантация – пересадка, карданное устройство – кардан и др.). Область употребления профессионализмов – это, как правило, устная речь, их использование в деловой документации крайне нежелательно.
Профессиональная жаргонная лексика – это форма профессионального просторечья, например: студенты-дневники, наличка, нал, безнал, дострой и др. Использование такого рода слов недопустимо не только в письменной деловой речи, но и в официальной устной речи.
- Федеральное агентство по рыболовству
- 2011 Оглавление
- 1. Официально-деловой стиль 4
- 2. Требования к текстам документов 7
- 3.Этикет делового общения 10
- 4. Деловая беседа 13
- 5. Телефонные переговоры 15
- Официально-деловой стиль
- Требования к текстам документов Употребление специальной лексики
- Употребление устаревшей лексики
- Употребление неологизмов
- Употребление заимствованных слов
- Употребление слов с «универсальным» значением
- Употребление языковых формул
- Ограниченная сочетаемость слов
- Конструкции с отглагольным существительным
- Этикет делового общения
- Деловая беседа
- Телефонные переговоры
- Если звонят вам: