logo
маркетинг территорий

3. Проведение позиционирования г. Краснодара и Краснодарского края.

Позиционирование - это разработка и создание имиджа территории таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения территорий-конкурентов. Позиционирование в территориальном маркетинге - это деятельность, предпринимаемая с целью помочь потребителю различать, узнавать, возможно, предпочитать ту или иную территорию на фоне других территорий. Позиционирование – это комплекс усилий по формированию и поддержанию определенных ассоциативных сетей, которые  в дальнейшем будут помогать потребителям быстро узнавать и осуществлять выбор  территории из всех других территорий.

Осуществление процесса позиционирования территории возможно на основе выявления, формировании и продвижения брендов территории, которые позволяют  повысить узнаваемость территории.

Различают официальную (формальную) символику территории (название, герб, флаг, гимн) и неофициальную (неформальную) символику в виде укоренившихся в общественном сознании символов, вызывающих ассоциацию с  территорией.

Осведомленность о территории часто бывает связана с географическим обозначением региона, что вызывает определенные штампы, которые «всплывают в памяти» и имеют как положительную, так и нейтральную, или негативную эмоциональную оценку. В результате каждая территория, в той или иной степени известная, может быть описана, через ассоциативную сеть, например:

зона Крайнего севера -  холодно, снег, метель, темно, далеко, невзрачный пейзаж, тундра, олени, мужество, терпение,  вечная мерзлота;

Дальний восток – Тихий океан, мало освоен, море, рыба, крабы, Китай, Япония, далеко;

Сибирь – тайга, полезные ископаемые, наука, труд, Ярмак, освоение, романтика, БАМ, мужество, экологически чисто, крупные реки;

берег Черного моря - отдых, жара, солнце, море, дорого, красиво, фрукты, грязно, шумно, статус, развлечение.

Краснодарский край — один из наиболее привлекательных в туристическом плане регионов России. Однако отдых, в основном сезонный — летом наплыв туристов, а зимой — затишье. Полезно будет продвигать Краснодарский край как круглогодичный курорт, тем более что все предпосылки для этого есть — это и великолепные горные склоны, и удивительная природа, и благодатный климат, и целебные минеральные источники, и культурное наследие, и развлекательные комплексы, и развитая и продолжающая развиваться инфраструктура.

Основной проблемой в позиционировании края является предвзятое отношение к нему туристов — многие даже не думают об этом регионе, как о месте, куда можно поехать на новогодние праздники, например, или в зимние каникулы с детьми.

Также нужно учесть, что и туристические фирмы начинают предлагать туры в Краснодарский край только ближе к лету, да стоимость проживания в отелях в основном размещают за летний период.

Все это создает впечатление, что Кубань как бы «замирает» на холодный сезон в ожидании тепла, притока туристов и, соответственно, денежных средств.

Следовательно, работу по позиционированию региона нужно вести по трем направлениям:

—изменение мнения о регионе потенциальных туристов;

—расширение предложений турфирм по отдыху в холодное время года;

—изменение информации, подаваемой гостиничными комплексами.

Изменение мнения о регионе дело довольно непростое, поскольку годами складывавшийся стереотип нельзя в один день сломать и заставить людей думать по-новому. Здесь необходим комплексный подход:

1.  Создание ряда публикаций в крупнейших общих и специализированных СМИ, с информацией о развитии региона, новых развлекательных комплексах, улучшенных условиях проживания, уникальных природных ресурсах, горных склонах и так далее. Наиболее удачными вариантами будет размещение подобных статей в таких журналах, как «Следопыт» и «Вокруг Света», а также создание сюжета о Краснодарском крае с акцентом на зимний отдых в передачах. Доверие туристов к этим каналам достаточно велико, к тому же там есть возможность не только рассказать, но и красочно показать все прелести зимней Кубани.

2.  Размещение статей в интернете, на форумах, в блогах, на сайте Федерального агентства по туризму, а также на крупнейших туристических сайтах. Информация на форумах и в блогах должна быть представлена в наиболее непринужденной форме, от лица «счастливого туриста».

3.  Проведение инструктажа с работниками гостиничных комплексов по поводу условий проживания, а также выдача им всей необходимой информации по зимнему досугу в окрестностях расположения комплекса. Также необходимо размещать информацию об условиях проживания в гостиничных комплексах на весь год.

4.  Создание специальных событий, способных привлечь туристов в регион, как, например, различные фестивали и открытия сезона, которые проводятся летом.

Для холодного времени года можно организовать такие мероприятия, как:

—  осенний карнавал или весенние пляски,

—  открытие лыжного сезона,

—  новогодние мероприятия,

—  празднования юбилеев городов,

—  проведение чемпионатов по зимним видам спорта,

—  проведение праздников снежных замков и реконструкций событий прошлых лет,

—  проведение дней какой-либо страны с организацией представлений на национальные темы и приглашением представителей этой страны,

—  и так далее.

Специальные события необходимы региону, именно они, наряду с продвижением горнолыжных комплексов, будут способствовать круглогодичному притоку туристов. Событийный туризм еще достаточно слабо развит в нашей стране, однако, это не означает, что он не прибылен, главное, чтобы мероприятия были должным образом освещены в СМИ и хорошо организованы, ведь даже небольшая оплошность в организации может привести к тому, что публикации будут иметь негативный характер и только понизят имидж мероприятия и курорта в целом.

5.  Организация пресс-туров, как для работников турфирм, так и для потенциальных туристов. И в том, и в другом случае это могут быть рекламные акции. Для работников турфирм — в качестве поощрения лучшему работнику месяца, например, а для туристов — в качестве приза за участие в каком-либо розыгрыше. Например, можно сотрудничать с компанией «Кока-Кола» и разместить акцию на бутылках воды «Аква-Минерале», так как там в основном разыгрываются путешествия, причем на необычные курорты.

Как и специальные события, пресс-туры, хоть и обходятся достаточно дорого, зато помогают эффективно привлекать туристов — довольные туристы с удовольствием будут делиться впечатлениями со своими друзьями, родственниками и даже просто коллегами по работе, а те, в свою очередь, первым делом вспомнят именно Краснодарский край, когда будут решать, где отдохнуть осенью или зимой.

Иногда пресс-туры проводят для журналистов с целью получения от них хороший статей с положительными отзывами о месте отдыха. В этом случае крайне важна хорошая организация поездки, а также согласование времени тура с проведением каких-либо мероприятий, поскольку если поездка пройдет неактивно, то журналисту попросту нечего будет написать в статье, а заказные статьи, «высосанные из пальца», редко бывают качественными и резко понижают имидж курорта.

6.  Организация выставок и семинаров, касающихся туризма, желательно, международного масштаба. И, разумеется, участие во всевозможных выставках, например, в московских выставках MITT «Путешествия и туризм» и ярмарках MITF петербургских — INWETEX-CIS Travel Market и «Курорты», сочинских — «Курорты и Туризм» и «Спорт. Экстрим. Активный отдых». Это еще один действенный способ не просто заявить профессиональной общественности, но и показать себя именно с той стороны, с какой нужно. К тому же, опять-таки, доверие к материалам, выпущенным по итогам таких мероприятий, очень высоко.

В целом, необходимо помнить, что только комплексный подход будет иметь положительный результат. Важно уделять внимание всем мелочам и следить за развитием событий, чтобы во время реагировать на изменяющуюся ситуацию и действовать соответственно. Важно все: и то, какие материалы представят СМИ, и то, как будут работать сотрудники гостиничных комплексов, встречая туристов, и то, какие будут горнолыжные склоны, и то, как будут организованы специальные мероприятия, и то, попадут ли на них приглашенные по пресс-туру.

Работа, которая на первых порах будет достаточно сложно, тем не менее, принесет крупную прибыль в будущем, позволив увеличить туристические потоки в Краснодарском крае.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Котлер Ф., Основы маркетинга. Краткий курс. - М.:Вильямс, 2012.- 153 с.

  2. Кулибанова В.В. Прикладной маркетинг. СПб., 2007.

  3. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. — СПб.: Питер, 2008. – 227 с.

  4. Маслова Т.Д., Божук С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер, 2008. - 37с.

  5. Музыкант В.Л. Формирование бренда средствами рекламы и PR: Учеб.пособие. М.,2010.

  6. Ноздрева Р.Б., Крылова Г.Д., Соколова М.И., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник,практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу. М.,2007.

  7. Овчаренко А.Н. Основы рекламы. - М.:Аспект Пресс, 2006. - 495 с.